Больше рецензий

13 октября 2018 г. 13:05

397

МОЛОКОЕДОВА ГАЛИНА ЮРЬЕВНА
ЧИТАТЕЛЬ БИБЛИОТЕКИ №127 ЮВАО Г. МОСКВЫ
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ Д.БЫКОВА
«ИЮНЬ»
Прочитав книгу Д. Быкова «ИЮНЬ», родилось множество мыслей и раздумий на тему жизни, судьбы, качества и свойства, смысла жизни, её норм и правил выживания, калейдоскоп сюжетных моментов мелькают, как кинокадры, захватывая, удивляя, возмущая, и тут же отпуская, в виду новых, так же быстро появляющихся и исчезающих следующих сюжетов. Герой Миша импонирует своей наивностью и прозорливостью. Затрагиваются самые невероятные темы и призывают к размышлению – культура общения, переходящая в близкие отношения, социальные взаимоотношения, проблемы поэтических норм и взаимоотношений. Конечно, глобальные темы требуют соответствующего освещения, но упоминание, перечисление их так же необходимы, ибо часто замалчиваемые они уходят в разряд подспудного, подсознательного свойства, становятся неразгаданными лейтмотивами поступков, логика которых за рамками восприятия и даже понимания. Отсюда неконтролируемые социальные эксцессы, оканчивающиеся революциями различного свойства и характера.
Характер Миши из созданного калейдоскопа сюжетов Д Быковым хорошо просматривается, удивляет его жизненно целостная, в целом правильная позиция не просто выживания, но инстинкта сохранения своего внутреннего мира, своеобразной чистоты и устремления. Хотелось бы, за мельканием сюжета более точечного попадания в идею, но, следуя за героем, вероятно, по гороскопу близнецом или водолеем- читатель легко, ненавязчиво, гармонично перетекает во времени и пространстве по канве замысла писателя.
Современная литература имеет очень много граней и оттенков. Выразительных средств, стилей и многое другое, что классическая, академическая литература не использовала. Век быстрых технологий, супервозможности элекротехники, медиопространства и айфонов, изменили требования и привычки читателя, порождая проблему литературы вообще. Мир поглощает телевидение, кинофильмы и слуховые электронные книги и читатель, как таковой перемоделируется в зрителя и слушателя, по объективным обстоятельствам – отсутствием времени, желанием упростить процесс восприятия информации и развлечения, процесс учебы или отдыха.
Осталось ли место для писателя или читательский спрос полностью изменил принцип написания творческого материала до упрощенной схемы какого либо сюжета, возможный для любого желающего и претендующего на данный вид творчества, вернее деятельности. Существуют даже авторедакторы, которые приводят в соответствие с требованиями редакции текст любого свойства и качества...
Вопрос непростой. Безусловно – как существуют читатели различных интересов и уровней требования, так существуют и писатели совершенно различного уровня повествования. Законодательство и политика министерства культуры и просвещения не регулируют, не цензируют и не проводят жесткой, идейной и формообразующей политики, пытаясь соответствовать западнической идее саморегуляции рынка, где спрос формирует предложение. Но, исходя из данной позиции, уже на практике, мы видим качественное и количественное изменение читательского континуума.
Если провести статический анализ читабельности населения, то в первую очередь на себя обращает внимание народное, так называемое деревенское, упрощенное, жизненное восприятие литературы, как задушевной беседы на кухне, лавочке, в гараже – без всяких премудростей и изысков. Да, действительно сюжеты из жизни бывают настолько интересны, сострадательны, душераздирающе увлекательны, что вся демагогия о высоте и академичности литературы кажется надуманной. Приветствуются «киносюжетные» книги быстрого чтения, с мелькающими героями, понятными, сопереживательными сюжетами, не лишенные своеобразной народной мудрости и тонкого подтекста.
Безусловно, написанное в классическом стиле сюжет, и сюжет в киноварианте отличаются набором выразительных средств. Но иногда за выразительными средствами теряется смысл и идея повествования, переиначиваются смысловые идеи, подводятся логические номы к нелогическим, противоположным выводам, что экспреслитературе используется, как реверанс для читателя определенного запроса,что в классической литературе – невозможно, в виду не соответствия этическим, морально-идейным нормам, где средства не оправдывают цели, но диктуются законом и высшими идеями и идеалами...
Экспреслитература современности, ярким представителем которой можно назвать и Д Быкова – это попытка человечества уйти в мир упрощенного, облегченного восприятия реальности, поглощенного стрессовыми колебаниями социально-экономической среды, безусловно ищущего опоры и удовлетворения в мире реального комфортного чтения. Книга «ИЮНЬ». Д. Быкова, конечно, является таковой – комфортной, доступной, в меру озадаченной, в меру развлекательной категорией чтения. Рекомендовать такую литературу сложно, её выбирают наитием, настроением, особой увлеченностью и целеустремленностью.
К сожалению, в полной версии книгу дочитать пока не удалось, но это не умаляет её достоинств и технических увертюр повествования.

11.10.2018г ГЮ Молокоедова