Больше рецензий

Margarita90

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 октября 2018 г. 18:40

286

5

После книги Весь шар земной мне захотелось подробнее прочесть про Амундсена, который в книге ни раз упоминался. Желание исполнилось быстро.
Автор данной брошюры (60стр. нормального формата) - Трёшников Алексей Фёдорович - советский океанолог, географ, исследователь Арктики и Антарктики, профессор, академик и публицист. Он охватил все важные события жизни знаменитого норвежца, рассказав об этом в доступной и увлекательной форме.

Ру́аль А́мундсен (1872 — 1928)
картинка Margarita90

Людей тянет в путешествия по разным причинам. У Руала интерес к ним возник ещё в 15 лет, когда ему в руки попалась книга английского полярника Джона Франклина, который исследовал северные области Канады, пытался пройти Северо-Западным проходом и трагически погиб на одном из островов. Подросток загорелся желанием самому пройти этот путь, который занимал умы путешественников ещё с конца 15 века, и, хотя и не сразу, но желание осуществил.

Но сначала было тяжёлое, не слишком-то удачное плавание к Антарктиде на бельгийском судне «Бельжика», в котором Амундсен был штурманом (позже он сдаст экзамен на капитана). Приобретя практический опыт и прочтя гору книг о полярных путешествиях, он заявился к главному авторитету в области полярных исследований того времени – Фритьофу Нансену, который план покорения С-З прохода поддержал. Это плавание, на яхте "Йоа", прошло успешно.

А позже было покорение Южного полюса. Поначалу Амундсен хотел отправиться в Арктику, для покорения Северного полюса, повторив дрейф во льдах, как Нансен, но по несколько иному маршруту. Кстати, Нансен предоставил ему свой прославленный «Фрам». План изменился, когда стало известно о покорении полюса Пири и Фредериком Куком (их знаменитый спор – это другая тема). Амундсен поступил не очень-то красиво, не предупредив своего покровителя об изменении плана, да и то, что это мероприятие превратилось в своеобразное состязание со Скоттом, закончившееся трагически для последнего, дало потом пищу для сплетен и обвинений.
На самом-то деле, в том, что Скотт погиб на обратном пути – целиком вина самого англичанина. Взять в Антарктику лошадей вместо собак (главная ошибка) – ну ни глупо ли! Да возьми он хоть полярных оленей, всё равно по выносливости первенство за собаками. А норвежец всегда отличался предусмотрительностью и, прочитав массу литературы по истории путешествий, умел учитывать чужие ошибки.

Триумфально вернувшись с Южного полюса, Амундсен отправился-таки в Арктику в дрейф, на судне «Мод». Но, активно интересуясь развитием техники, он заинтересовался в это время самолётами и дирижаблями. Его полёт к Северному полюсу на самолёте (не долетел) и плавание на «Мод» наполнено массой интересных событий, подчас трагических. Куда удачнее прошёл полёт на дирижабле "Норге".

Путешествия Руала Амундсена в Арктическом бассейне
картинка Margarita90

Но было ещё кое-что, о чём, читая о подобных экспедициях, часто не задумываешься – проблемы с финансами. Подготовка к каждому такому мероприятию начиналась для Амундсена с мучительного поиска средств, а по возвращении следовали бесконечные лекции с докладами и написание книг с целью заработать, чтобы вернуть долги. Подобные трудности измотают кого угодно. Недаром к концу жизни он стал раздражителен и очень замкнут. И неудивительно, что у него не было семьи. Какой жене понравится, что муж годами отсутствует, рискуя жизнью, причём его деятельность не приносит достатка.

Кстати, о возрасте. Я, как и многие, заблуждалась относительно продолжительности его жизни. На самом деле уже плавание по Северо-Западному проходу, закончившееся благополучно, потребовало огромных физических и моральных усилий, и по возвращении Амундсену давали лет на 20-30 больше, чем на самом деле, а было ему тогда всего 33 года.

Если говорить о моральных качествах и характере, то к замкнутости и раздражительности в конце жизни следует прибавить немалое самолюбие и тщеславие. Но желание быть первым, именно первым, в самых недоступных по тому времени точках Земли, было присуще тогда многим путешественникам. А, вообще, следует признать, что без таких качеств, как честолюбие и тщеславие не было бы в истории человечества многих важных и действительно полезных свершений.
К тому же Амундсен был по-настоящему мужественным человеком. Да и его желание помочь в поисках пропавших членов экипажа дирижабля «Италия» говорит в его пользу, учитывая ссору с Нобиле. Некрасивая история получилась, конечно. Очень сильно поспособствовала этому пресса, да и норвежец вёл себя не слишком красиво. Вообще, поразительно, как резко изменилось его отношение к итальянцу за какой-нибудь год. Но понять это, отчасти, всё же можно. Все мы люди, в конце концов.

Но трагическая гибель Амундсена, причина которой так и не выяснена, конечно, была шоком для его соотечественников, да и для всего мира. В какие-то 56 лет! Я ни на шутку расстроилась, если честно.

В предисловии, кстати, есть очень точная фраза:

«… с именем его связаны едва ли не самые героические страницы истории открытия Земли. Он был одним из последних представителей того времени, когда человек выходил почти один на один с Природой»

Сейчас люди тоже путешествуют, часто в одиночку, но это всё равно не сравнится с путешествиями и открытиями конца 15 – начала 20 века. И, по крайней мере у меня, не вызывает большого интереса. В путешествиях тех веков были настоящие опасности и испытания, своя романтика и неподдельных героизм. А ради чего это совершалось, ради науки или ради наживы – это другой вопрос.
И даже во времена Амундсена такие средства связи, как радио и телеграф, были не очень-то надёжными. Конечно, тем, кто в наши дни работает на полярных станциях в Антарктиде, тоже тяжело из-за холода, да и от ЧП никто не застрахован, но всё же развитие техники решило большинство проблем, которые вставали перед исследователями прошлого.

Очень рада, что прочла эту монографию. Информативность, хороший слог. Даже эмоции вызвала, что не с каждой художественной книгой бывает.

Зов высоких широт. МФМ-6 Клуба книгопутешественников