Больше рецензий

5 октября 2018 г. 09:17

289

"Июнь" первая книга, прочитанная мною у Дмитрия Быкова. И, наверное, не последняя.
Ибо мне понравилось.

В первую очередь тем, что стало понятно, как мало знаю и как много еще предстоит изучить, открыть, прочитать.
Все эти отсылки к литературе, известным людям, писателям, поэтам, истории и даже, как будто к Лабковскому (но это не точно), вызывают то удовольствие, то дискомфорт.
В первом случае - когда знаешь о ком или о чем идет речь, во втором - когда не знаешь.

И вообще - читать интересно, написано легко, все время тянуло к книге.

Роман о 20-м веке, первой половине, точнее, примерно о двух годах до начала Великой Отечественной войны.
Но чувствуется, что написан в 21-м.

Роман о предчувствии войны.
Когда оно словно лежит у всех в кармане, прилипло, как засохшая ириска и никак не выцарапаешь.

Однако главные герои и не пытаются это делать.

В первой части (всего их три), самой длинной - молодой поэт, Миша Гвирцман, студент ИФЛИ. Сначала отчисленный в октябре 1940-го за "аморальное поведение", затем восстановленный - в апреле 1941-го.
За эти полгода набирался уму-разуму в больнице, работая санитаром. А между делом "бегал" за бывшей однокурсницей Валей. Из-за которой, кстати, и пострадал. Когда она приняла его несмелые ухаживания за домогательства и заявила куда следует.
И почему мы всегда стремимся к тем, кто нам сделал больно?

Или к тому, что для нас разрушительно, губительно, опасно, в конце концов?
Мне кажется, Дмитрий задается этим вопросом все пятьсот страниц, но так и не находит ответа. Возможно, потому что его нет.
Остается только рассказывать о том, что было. Опять же потому, что "описать то время смог бы только тот, кто в нем не жил, ибо у того, кто жил, сломались все механизмы для описания".

Во второй части, покороче - Борис Гордон, журналист. Женат на экстравагантной Муретте, но душой прикипел к молодой девушке Але.
Многогранная личность. А если быть точнее, то шестигранная. У каждой грани своя сфера ответственности - одна отвечает за работу, другая за личную жизнь, третья за любовь, четвертая и пятая там еще за что-то, а вот шестая просыпается, когда все остальные не справляются.
Так случилось, когда его Аля, наивное отважное существо, "возвращенка", вернувшаяся из Парижа была взята НКВД.

В третьей, самой короткой - Игнатий Крастышевский, литературный редактор. Верит, что словом можно менять мир и настойчиво, до какой-то безумной лихорадки, пытается это делать, отправляя закодированные послания самому вождю.
Кстати, книга написана как раз в том порядке кодирования, которое выстроил для себя филолог.

Все трое так или иначе охвачены чувством вины.
Миша за свою везучесть, когда, несмотря на все свалившиеся перипетии и допущенные ошибки, он, по большому счету, легко избегает глобальных неприятных последствий.
Борис за подленькое чувство страха, когда сам остался на свободе и втайне этому рад.
Крастышевский за осознание, к чему привели его шифровки.

Удивительно, что они как будто пытаются вину не стряхнуть, а усугубить, пускаясь во все тяжкие ( кто-то в мыслях, кто-то в действиях, кто-то в словах). Равно как и предчувствие неизбежного.
Мол, все равно расплачиваться. А война все спишет, обнулит.

Отсюда тянется и сквозная идея книги про всеобщее чувство вины, как движущей силы.
Мало, наверное, найдется людей, кто не попадал бы в тиски гнетущей совести.
И каждый подтвердит - виноватым легко управлять. Он сделает все, лишь бы не биться в агонии не исполненного долга.
И не обязательно это "все" будет хорошим.

И только спокойный Леня, будучи одновременно соседом Миши, человеком, которому помогла получить комнату, щедрая на добро, Аля, и шофером, доставляющим тексты Крастышевского по месту назначения, а по сему, связующей нитью между всеми тремя героями, живет просто, без лишних затей, без суеты, с безоговорочным принятием всего, что дает судьба. Не показным, а естественным. Мол, а как еще можно по-другому?
Не от того ли безмятежно счастлив до последнего?

Вообще, в книге много тем для размышления. И про жизнь, и про любовь, и про политику, и про предательство, и про литературу, и про иронию Всевышнего, как создателя мира.

Мне понравилось, что автор, при всей личной позиции, которая чувствуется между строк, рассказал о людях не приближенно субъективно, а покрутив каждого со всех сторон.
Получилось правдиво.
Из-за неоднозначности эмоций.
Когда в первой части герой, вроде бы никакой, но ты все равно чувствуешь к нему симпатию. Во второй, наоборот, человек как бы что-то делает, пытается вытащить любимую из тюрьмы, но оттенок трусости на его действиях вызывает только жалость.
В третьей, и вовсе, замысел благородный, но разве можно это воспринимать всерьез?

Я не разгадала послание, которое нам словосложил Дмитрий в своей книге. Точнее, не хочется разгадывать то, что просится на поверхность.

Хочется надеяться, что никогда больше не будет той вспышки света однажды ближе к утру.
Хочется мира.
Всегда.

Комментарии


Извините, но это скорее краткий пересказ, чем рецензия.


А что такое рецензия будет, если выше это не то?


такая тоскливая книга...


А мне как раз понравилась рецензия, есть интересные мысли, ухвачена суть книги.


Спасибо!