Больше рецензий

1 октября 2018 г. 06:38

485

5

"Лёгкие шаги" - второй том избранных сочинений Вениамина Каверина, которыми нас решило побаловать издательство "Престиж - бук".
В этот том из серии "Фантастические миры Вениамина Каверина" вошли его сказки, как и известные, так и достаточно редкие. Часть этих сказок публиковалось в детских и взрослых советских толстых журналах, позже они были объединены Кавериным в сборник "Ночной сторож".

Мне вспоминается далекое лето 1979 года. В журнале «Пионер» появляется замечательная сказка Вениамина Каверина «Сын стекольщика» и ... что-то происходит в мире. Такое впечатление, что открываешь новую, неведомую страну.
Нужно отметить, что читать сказки Вениамина Каверина непросто. Отдельные строки требуют повторного прочтения, слова расставлены настолько точно, фразы настолько многозначительны, что требуют перечтения и могут приобретать, при повторном возвращении к ним, иной смысл. Почти все сказки сборника «Ночной сторож» мудрые, философские, с «двойным дном», поэтому их интересно и полезно перечитывать время от времени.
В сказке «Сын стекольщика используются известные фольклорные сюжеты, например, о злой фее, околдовавшей мастера.
Чтобы завладеть сердцем и душой талантливого архитектора Николая Андреевича Заботкина, волшебница Ольоль превратила его жену, красавицу Марию Павловну, в бронзовую статуэтку, а сама поселилась в доме архитектора в качестве экономки. У дочери архитектора Тани Заботкиной начались сплошные неудачи.
Но на помощь приходит невидимый рыцарь — Сын стекольщика... Бескорыстный, добрый, отчаянный, схожий с Дон Кихотом... Впрочем не буду пересказывать сюжет этой доброй и умной сказки, а рекомендую взять с полки книгу и перелистнуть страницы.
И тогда они поведают удивительную историю, случившуюся в далеком городке Немухине.

"Песочные часы" - ещё одна замечательная сказка от великого мастера литературы! Уже с самого начала чтения произведения возникает загадка, завязывающая сюжет. Это рассказ о необычном вожатом по прозвищу Борода, который днем всегда был очень добрым, а по вечерам, наоборот, становился почему-то злым. Загадку вожатого пытаются разгадать Петя и Таня.
Оказалось, что Борода заколдован одной принципиальной феей...
Кульминацией рассказа становится танец Тани в зеркальном зале, описанный так точно и вдохновенно, что за девочку переживаешь!
Хорошая сказка, которая учит вежливости, точности, скромности и справедливости, чего так не хватает — особенно в современном мире, где прочно забыта пословица: «Точность — вежливость королей!»

Герой сказки Вениамина Каверина"Летающий мальчик" летает удивительным способом, совсем непохожим на описанные в других книгах. Нужно сесть на корточки, крепко зажмурившись, подхватив себя под коленки. Произнести магические слова «Господин Главный Ветер, пошли мне попутный, а не встречный и поперечный, в тучах не заблудиться, под солнцем не растаять, до утра долететь». Затем выпрямиться, открыть глаза и полететь. Махать руками, бояться, думать о чуде не надо. Но если нужно опуститься, вот тогда как раз и надо подумать, что это чудо...
Герой этой сказки Леня Караскин живет в необычной стране Летандии. И точно, как те, что живут у моря — не любят купаться, жители Летандии терпеть не могут летать. Вернее летают, но редко и неохотно. Леня живет в рабстве на маяке и вынужден целыми днями выполнять скучные распоряжения Смотрителя Маяка. Часто должен ходить за керосином. Никакой духовной жизни, ничего интересного. Такую скучную и унылую жизнь устроил летандцам Господин Главный Ветер, живущий в Замке над Городом, бросивший родную мать на произвол судьбы.
Благодаря мужеству и находчивости смельчаков из Немухина — Трубочного Мастера, мальчишки Пети по прозвищу «Воробей с сердцем Льва», девочки Тани, удается развеять злые чары над Летандией.

Написанные в советские времена сказки Вениамина Каверина ценны тем, что содержат минимум назидательности, но заставляют задуматься над теми или иными вопросами бытия, поражают смелой, необычной фантазией и мудростью.

Вениамин Каверин — мастер литературной сказки, и в этом лишний раз убеждаешься, читая его фантастическую повесть «Верлиока», написанную, по словам автора, в духе Гофмана, Шамиссо и Шварца.
Под вдумчивым мастерским пером одушевляется, очеловечивается все, к чему не прикоснется рука автора-волшебника.
«Даже привыкший ко всему на свете солнечный свет медлил, скользя по ее стройным, упругим ветвям, хотя ему-то, без всякого сомнения, не полагается медлить», — так пишет он о солнечном свете, скользящем по Шотландской Розе.
«С тех пор случилось так много, что они даже не узнали бы в лицо свою первую встречу. Она растаяла вместе с апрельским снегом», — так написано о первой встрече главных героев, мальчика Васи, образовавшегося от звука дудочки, кружащихся пылинок и лунного света, и трогательной девочки Ивы, умеющей писать волшебные стихи.
Можно встретить такие замечательные ремарки: «Было бы ошибкой думать, что слова лишены тени. Этот разговор отбрасывал длинную тень, в которой можно было различить то, о чем не было сказано ни слова».
Автору удалось соединить дух немецкого романтизма, реалии советской действительности ХХ века, древнегреческий миф о зубах дракона, белорусские легенды о Верлиоке, традиции европейского приключенческого романа.
Сказка получилась мудрая, наполненная острыми поворотами сюжета, в которых смешались мистика и юмор, сатирические моменты и легендарные эпические мотивы, будто заглянувшие в наш век из старинных новелл итальянского Возрождения.
Замечательный сборник порадует всех любителей настоящей литературы.