Больше рецензий

30 сентября 2018 г. 12:42

352

4 Спойлер

Любовь Федоровна Копылова (1885–1936 гг.) практически неизвестна современному писателю. Будучи родом из рабочей семьи, она получила среднее образование и работала учительницей в сёлах Ильинское и Екатериновка. Её путь в литературе начался в 1906 году – с публикации лирических этюдов в газете «Приазовский край», в 1909 году выходит её дебютный поэтический сборник, проникнутый символистскими мотивами. В 1914 году Копылова переезжает в Москву, публикует свои стихи и прозу в столичной периодике и 22 января 1916 года выступает на вечере поэтесс в Политехническом музее вместе с С. Парнок, М. Цветаевой и другими.
После революции 1917 года Копылова продолжает публиковаться как прозаик. Как считал М. Горький, лучшие её произведения – «Химера», «Первое стихотворение» и др. – посвящены изображению детей. Горький и Копылова состояли в переписке, более того, в архивах сохранились правки Горького к повести писательницы «Следы на снегу» и др.
Одним из ключевых произведений Копыловой является повесть «Одеяло из лоскутьев», имеющая автобиографические черты. Композиция повести – «Рассказ в рассказе»: история главной героини, Ксении Петровны Щербаковой, прообразом которой является сама Копылова, раскрывается через переписку с её учителем Шатерниковым. Три письма соответствуют трём жизненным периодам героини: школьные годы, первый педагогический опыт, жизнь в монастыре и переезд в Москву. Повесть содержит бесчисленное количество свидетельств дореволюционной эпохи: описание быта семей рабочих, уклада жизни начала XX века, а главное – бесчисленные свидетельства о возможностях женщин в данный исторический период.
Женщины в повести Копыловой получают образование, ведут (и не ведут) хозяйство, работают учительницами, няньками и даже плотниками («Мария-плотник пришла с пилой и рубанком. Работая, она надевала бархатную скуфейку и, с разрешения игуменьи, шаровары») и способны обеспечивать семью; однако в повести есть и женщины, выбирающие более привычный путь – замужество, как, например, Вика Мухина. В повести Копыловой отразились феминистические взгляды, подсказанные писательнице самой жизнью: «“Спасибо” – это было такое сладкое слово для моего уха. Я мечтала поскорей стать самостоятельной, чтобы делать только то, за что люди будут говорить мне спасибо. Я стану доктором и буду лечить бедных без всякой платы. Я буду учительницей такой доброй, как мадемуазель Мари, которая показывает мне буквы в те дни, когда Лиля с Митей уезжают с родителями в гости. Я буду раздавать заработанные деньги нищим, которые сидят у ворот кладбища, и возьму на пропитание какую-нибудь сиротку».
Для романа также важна фигура духовного учителя героини, Шатерникова: «Вдруг свет потухал, и это означало, что действие начинается. Александр Шатерников сходил сверху по невидимым ступенькам, искусно скрытым, со светильником в руке. Светильник был серебряный и имел форму человеческого сердца, обращённого остриём вниз. Наполненный маслом, он пылал высоким и сильным пламенем». Однако вскоре героиня разочаровывается в его учении: «Нужно знать Шатерникова. Этот очень яркий представитель той обманчивой культуры, к которой я тянулась, привлёк меня к себе кажущимся величием».
Повесть оканчивается описанием жизни героини уже в послереволюционные годы. Копылова показывает, что «женский вопрос» в это время начинает активно решаться: «<…> целый год [Я] простаивала в очередях перед разными кабинетами директоров, когда другие просители, зажав в руках целые пачки писем, прилагаемых к своему заявлению, презрительно поглядывали на меня, приготовившую тонкий листочек, в котором я изъявляла желание получить работу. Но я всё-таки пошла туда, куда мне сказали, и когда, на моих глазах, за моё заявление чуть-чуть не передрались инструктора разных районов, я почувствовала, что всё изменилось». Но, конечно, повесть, написанная в советские годы, и не могла оканчиваться иначе.