Больше рецензий

AdrianLeverkuhn

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 сентября 2018 г. 12:13

3K

2.5 Брошенное повествование

Должен признаться, описание у этой книги было очень интригующим. Загадочная болезнь, бродяги, которые стремятся найти куски зеркала, опасность и неопределённость. Первые сто страниц были достойны такого сочного описания: неторопливый, но качественный экшн, загадка болезни, интересные герои. А потом всё пошло наперекосяк. Складывается ощущение, что Джефф Нун банально не вытянул реализацию этой бесспорно хорошей идеи.

Где-то после сотой страницы повествование безбожно замедляется и герои попросту начинают совершать действия, которые иначе как филлерными назвать нельзя. Они просто что-то делают, давая возможность автору эти самые события описать. Каждая из сюжетных линий, начатых Нуном, обрывается, виснет, и не приводит не то что к логическому концу, но даже к постановке вопроса мы не приходим.

К примеру, Кингсли. Центральная (в некотором роде) фигура романа, человек, который дал главным героям задание собрать осколки разбитого зеркала. Тут есть два очевидных варианта развития персонажа:
1. выдача задания → временное исчезновение из текста → возвращение и приём задания;
2. выдача задания → исчезновение из текста навсегда → превращение в таинственную силу, которая не в кадре, но постоянно за ним, постоянно влияет на происходящее.
Нун не выбрал ни один из этих путей, он просто не выбрал ничего, и фигура Кингсли абсолютно зафейлена. Он попросил собрать зеркало, потому что его накрыло в саду, а потом, ну, просто где-то был. Никак не влияя, никак не показывая себя. По факту, Кингсли тупо превратился в говорящую голову, которая выдала квест, а дальше на него плевать.

Кстати, про таинственные силы и серых кардиналов. Их в книге ПОПРОСТУ НЕТ. Саспенс не нагнетается вообще ничем. И тут я вынужден отметить талант Нуна: умудриться сделать болезнь, мешающую читать и смотреть в зеркала, которая не становится инструментом создания саспенса — это надо ещё умудриться. Про болезнь я чуть дальше скажу, а сейчас хочу отметить, что автор упустил вообще все шансы для создания тревожной атмосферы. Герои вообще не думают о деньгах, они тратят их не считая. Лекарство от болезни кажется бесконечным не только у героев, а вообще у всех! Люди не пытаются быть агрессивными с главными героями, лишь однажды красный лимузин помял бока машине персонажей. Кстати, стоит ли говорить, что бензин не вовремя ни разу не закончился (и не думал заканчиваться), а сломалась от полученных повреждений машина только в самом конце?

Никакого голода, никакого страха, никакой опасности. Строжайше запрещено смотреть в зеркала, потому что может произойти нечто непоправимое, но главные герои постоянно в них смотрят (ловят глюки и убирают). Все опасности герои изобретают себе сами. Марлин (от чьего лица идёт повествование) то забывает, то специально не принимает таблетку, постоянно непонятно где шатается. Павлин практически сам насаживается на нож, повествование никак не вело к его смерти. Ну, ладно, был момент, когда Марлин увидела фотку будущей Павлина, но это слабое обоснование.

Ну и, конечно, болезнь. Описана она весьма невнятно. Кто ей заражается? Люди? Предметы? И люди, и предметы? Не особо понятно. И дело не в загадочности болезни: от неё уже нашли лекарство, её изучили на нормальном уровне. Просто Нун не потрудился дать вменяемого описания типу этой болезни. Совершенно непонятно, что за логика течения болезни: я пытался построить картину и не смог. Есть кучка разрозненных симптомов: припадки (похожие на эпилептические), невозможность читать текст, какая-то фигня с зеркалами, а ближе к концу человека помещают в камеру сенсорной депривации (?), чтобы никакие ощущения не проникали к органам чувств, и больной умирает от стука своего сердца — это никак не заглушить.

Без картины течения болезни, без объяснения, какие симптомы и когда появляются, не получается убедить себя в том, что героям грозит опасность. В середине книги Марлин ловит припадок, хотя она пила лекарство. Потом с ней всё прекрасно, когда она пьёт малую его дозу. Между этими событиями Марлин вообще не пьёт лекарство, и просто ловит какие-то глюки. Но скорее всего это не глюки, и тогда выходит, что без лекарства ей хорошо. Тогда зачем глотать колёса? Природа болезни никак не прояснена, поэтому с определённого момента я к ней относился просто как к какой-то досадной помехе, вырубающей способность смотреть в зеркала и читать. Только вот для того, чтобы история стала триллером, нужна не назойливая муха, нужен Чужой.

Как итог, мы имеем не обрывочное, загадочное повествование, а просто скучную пустую книгу. Хотя начиналась очень даже за здравие. Увы.