Больше рецензий

gennikk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 сентября 2018 г. 13:42

337

4

Книгу интересно читать и разгадывать ребусы, она полна аллюзий. Зная прекрасно историю кино, само кино, авторы легко жонглируют своими знаниями, заставляя читателя проверить свои собственные знания в области кино, литературы, музыки. Но вот с историей у самих авторов есть небольшая проблема. Погрешил они против истины. В их, практически идеальном мире, Россия избежала Великой и Октябрьской, царская фамилия жива и благоденствует, справедливо и разумно правя своей империей, Ленин и Троцкий расстреляны. Вот только царя свергали не большевики, а люди приближенные к самодержцу. Все остальное построение романа основывается на Советском наследии. В романе действуют персонажи имеющие реальных прототипов. Ленни Рифеншталь превращается в Ленни Оффеншталь, со всеми свойственными ей увлечениями танцами, фотографией, документальным кино. В Сергее Эйсбаре угадывается Сергей Эзенштейн. И снимает он "Взятие Зимнего" вместо "Октября", но все равно по заказу власти. В образе актрисы Нины Петровны Зарецкой, жены великого драматурга, соединены актриса, жена великого драматурга и персонаж из "птичьей" пьесы того самого драматурга. Есть супружеская пара, оперная певица и великий виоланчелист, есть актер Кторов, Маяковский, Петя Трофимов и многие другие, реальные и выдуманные люди, проживающие придуманную жизнь. И за всем этим нагромождением цитат и аллюзий наблюдать интересно. Это не Россия, которую мы потеряли, это Россия на целулоидной плёнке, которую запечатлели авторы книги. Это мираж. Но в нем так много узнаваемого, что хочется верить, что так оно и должно было быть. А когда в самом начале мы читаем про зашитые драгоценности в стулья, число которых равно двенадцати, то понимаем, нам представят не буйную фантазию, а что-то знакомое, но с оригинальной трактовкой. И если Борис Шумяцкий не смог построить советский Hollywood, то Марина Друбецкая и Ольга Шумяцкая русский Холливуд создать сумели, пусть только и на страницах своего романа. И одна мысль, высказанная не в лоб, а очень аккуратно и деликатно, Власть всегда будет давлеть над Художником. Любая власть и в любое время.