Больше рецензий

25 сентября 2018 г. 20:45

1K

4.5

Пожалуй, самое первое определение для этой книги, которое приходит на ум - необычная. И это сложно объяснить, потому что, если разбирать её детально, то все составляющие вполне обычные. Только в каждой детали есть своё "но".

Повествование ведется от лица девочки-подростка. Она пишет хорошие стихи, но изъясняется порой жуткими казёнными формулировками из коммунистических агиток. Сначала мне казалось, что это невозможно. Потом решила - а вдруг так задумано: показать внутренний богатый мир человека и уродливые оковы социализации. Не секрет ведь, что многие так и мыслят - вдолбленными с рождения штампами-монстрами. Сможет ли сильная молодая поросль собственных мыслей и чувств пробить забетонированное советское воспитание?

Девочка Оля не очень хорошо учится, но помимо литературных способностей страдает еще и повышенным интересом к химии. Она хочет создать птицелёт. Пишет стихи, мечтает летать - типичный лирик, казалось бы. Только она не дизайн крыльев разрабатывает, а ищет катализатор, чтобы крыло сокращалось, работало. Кипучий лирик. Если к этому прибавить весьма взрослые - честные и жёсткие - размышления о человеческих отношениях, о жизни вообще, то Оля из советской школьницы начинает превращаться в ребенка "индиго".

И оставаться обычным подростком. Думать о внешности, переосмысливать дружбу с мальчиками, искать общий язык с родителями.

Родители у Оли тоже не совсем стандартные, у них сложные роли в пространстве советской ячейки общества. Но эта непростая ситуация не вызывает у Оли драматического отклика. Для меня это огромный плюс, мне понятно отсутствие древнегреческой трагедии на ровном месте. Но, пожалуй, я первый раз встречаю столь трезвый (да, потому что схожий))) взгляд на жизнь.

Умилили обыкновенные учителя в книге, предвзятые, имеющие любимчиков, бесцеремонные и бестактные. Даже всеми любимая химичка сумела удивить странными претензиями к олиному отношению к смерти, вопросу очень личному и не в юрисдикции школы.

Но самый большой вопрос вызван эпизодической репликой. Родители зовут дочку в ресторан, где собираются угощать её мороженым и шампанским! Нет, не детям - мороженое, остальным - вкусное.

- Ну и ну! - закричала мама из кухни. - Лялька объелась макаронами. Но
от мороженого и шампанского ты, конечно, не откажешься. А уроки сделаешь
потом.


Это ж со скольки лет в СССР шампанским заливались? Хорошо хоть, не агдамом...

Большое спасибо за совет angelofmusic
Кстати чётко по запросу)) и советская литература и в конце немножко детектив!

Комментарии


Это ж со скольки лет в СССР шампанским заливались?


Я в четыре года попробовала после застолья))

Рада, что угадала с рекомендацией)


угостили или стащила случайно???


Стащила)) Мои родичи были прогрессивными, но не до такой степени))


Сказала девушка с аватаркой повзрослевшей Уэндзей Аддамс ))))


Дык)
Уэндзи тоже многое запрещали. Сперва закончи школу, потом - соблазнение священников!


Увидев название, вытаращила глаза. Ух ты! Малоизвестная книжка советского писателя в 21 веке! Ну-ка, ну-ка)))
Я читала эту книгу именно тогда, когда и должна была - в подростковом возрасте, в советской библиотеке брала.
Честно говоря, от вашего отзыва я офигела еще сильней, чем от того факта, что вы эту книжку прочли. Я, конечно, подозревала, что вы увидите это как-то иначе, но... ёлкин дрын, не настолько же!
))))
Да. Книжка не была обычной и 40 лет назад.
Обычное подростковое чтиво тех лет - это смесь учебы, дворовой жизни (с товарищами), патриотическая тема и героизм (дети, спасающие кого-то из огня или полыньи - это обычное дело). Обязательно - тема честности и трудолюбия. В общем, детство как оно есть. Игры да учеба.
Но чтобы человек в школе ставил себе БОЛЬШУЮ, по-хорошему взрослую ЦЕЛЬ, и упорно к ней шел - я такого не припомню. Максимум, это всякие мечтатели о дальних плаваниях и полетах (типа "Двух капитанов"). Девчонка не стала ждать окончания школы, она начала химичить свой синтетический квази-белок вот прямо сразу.
Меня это поразило, поэтому я и запомнила книгу.
Еще больше меня поразил не-хэппи-энд в привычном для того времени духе. Для хэппи-энда полагалось бы показать, как птицелет взял да полетел, так ведь нет же. Реализм поразительный. Всё, чего удалось добиться - это какое-то там минимальное сокращение "квазимышцы".
Казалось бы, это должно было разочаровать меня (категорическую сторонницу хэппи-эндов). Но вместо этого потрясло еще больше. Так это что ж, получается, у детей тоже может быть "все как у больших"? Вот это да! Она (девочка эта) тем и проникла в сознание, что создала пример, которого я до тех пор не встречала. Да и после тоже не встречала, если честно. Ведь запала ж! Значит, не зря писатель старался!
...
Что же до образа мыслей этого ребенка и всего прочего бытового фона, то он как раз в мою бытность подростком воспринимался абсолютно, совершенно естественным.
С поправочкой.
"Естественным для книжных героев того времени".
Не знаю, как думали живые люди, но все книжные дети думали именно таким языком.
Честно говоря, я тоже думала таким языком. Но я - плохой свидетель, потому что я как раз была до корней волос "книжным ребенком" и жизни не знала))).
...
Про шампанское.
Как я помню, в быту считалось возможным налить на донышко шампанского ребенку, если ему уже есть 14 лет. Во всяком случае, в моем окружении считалось. И мне предлагали, кстати. Правда, я не пила до 18-ти. Так что все нормально))).


А у нас тут чудесная группа имеется - КПДЛ - там огромное количество советских детских книг с отзывами и плюшками))) Рекомендую!