Больше рецензий

21 сентября 2018 г. 22:03

735

5 Спойлер Элементы готического в романе Э. Бронте «Грозовой перевал»

«Этот роман не имеет ничего общего с литературой эпохи. Это очень скверный роман. Это очень хороший роман. Он уродлив. В нём есть красота.
Это ужасная, мучительная, сильная и страстная книга».
Сомерсет Моэм

«Грозовой перевал» - единственный роман Эмили Бронте. Этот роман
необычен, он покоряет читателя, как любовь с первого взгляда. Это роман о любви и ненависти. Он полон противоречий и, как ни странно, именно смерть призвана разрешить все противоречия.
«Грозовой перевал» - произведение романтическое. Роман был создан в 1847 году, а романтизм просуществовал до первой половины 19 века. Исходя из этого, «Грозовой перевал» следует уже отнести к позднему романтизму. Как и любому другому романтическому произведению, роману присущ трагизм, с этим трудно не согласиться. Так же основным признаком романтизма является двоемирие, в данном случае эти два мира представлены двумя домами: Грозовым перевалим и Мызой скворцов. Первый – мрачный, холодный, сырой, не имеющий ничего общего с домашним уютом. Второй – тёплый, уютный, благополучный. И в данном случае речь идёт не столько о быте, сколько о настроениях, царивших в этих домах. Роман предельно эмоционален, все переживания и страсти героев доведены до предала, до сумасшествия. Так же отличительной чертой романтического произведения является романический герой. Центральными героями являются Кэтрин и Хитклиф. Они видят мир не глазами, они обладают неким внутренним зрением, они видят сердцем. Всё вышесказанное подтверждает тот факт, что «Грозовой перевал» - произведение романтическое.
Но романтизм возник не на пустом месте. Во второй половине 18 века, ещё до романтизма, в литературе появляется такое направление, как готическая проза. Возникнув в указанный период, она развивается и находит своё отражение в романтизме. Готическая проза становится своего рода связующим звеном между веком просвещения и периодом романтизма. Основная задача готического романа – передать читателю ощущение страха, создать загадочную, таинственную атмосферу.
В Готическом романе традиционное место действия – старинный замок с потайными ходами, башнями и тёмными коридорам. В «Грозовом перевале» замов нет и быть не может. Но описание самого дома наталкивает на мысли о готическом замке. Грозовой перевал – это достаточно большой и мрачный дом, окна которого уходят глубоко в стены, а углы защищены каменными выступами. Само здание как бы сливаются с окружающей природой, и эта общая картина уже наводит тоску. Так хорошо защищённый от непогоды Грозовой перевал напоминает готический замок, так же хорошо укреплённый и защищённый, только не от непогоды, а от нашествий. Из романа мы знаем, что дом окружён вересковыми пустошами, лесами и болотами и добраться туда непросто. И это тоже некая параллель с замком, ведь замки обычно располагались в удалённой, труднодоступной местности.
В этот дом и пришёл мистер Локвуд. От его лица начинается повествование. В романе два рассказчика: первый – уже упомянутый мистер Локвуд, второй служанка Нелли. Повествование в романе несколько раз переходит от одного рассказчика к другому. Такая субъектная организация, так часто распространённая в произведениях периода романтизма, берёт своё начало в готической прозе. Именно в готическом романе повествование ведётся от нескольких лиц.
Так же в Грозовом перевале присутствует тема рукописи. В самом начале романа мистер Локвуд находит старые книги, так называемый «дневник Кэтрин Эрншо», там девочка описывала события и давала им свою оценку. Тема рукописи часто использовалась авторами готических романов для придания достоверности и историчности. Записи Кэтрин по-детски наивны и очень эмоциональны. И это придаёт им достоверность. А содержание записей говорит о том, что описываемые в них действия происходили в прошлом.
Одно только упоминание о прошлом уже говорит нам о наличии двух временных пластов. Первый – это то самое время в котором присутствует мистер Локвуд, своего рода «настоящее». Именно в этом временном пласте умирает один из главных героев – Хитклиф, и тут же происходит развязка романа. Второй временной пласт – это то прошлое, о котором рассказывает служанка Нелли. Именно там происходят основные события романа.
Говоря о элементах готического, следует обратить внимание на главных героев. Герой готического романа чаще всего отличается своим происхождением. Так же он отличается своей духовной сущностью и внешностью. Он чаще всего обладает отталкивающей внешностью. Жизнь такого человека – трагедия. Все вокруг страдают от его действий и он сам в том числе. Под это описание чётко подходит один из главных героев – Хитклиф. Нам не известно его происхождение, когда он был ребёнком, его подобрали на дороге, так он попал на Грозовой перевал. Хитклиф никогда не обладал красивой или хотя бы приятной внешностью. Его брови всегда сдвинуты, а взгляд чаще всего полон дерзости и злости. Хитклиф одинок и несчастлив. И эти чувства преследуют его на протяжении всего романа. Единственный человек, способный развеять их - Кэтрин. Она так же является главным героем романа, но относится к другому типу готического героя. Она самая красивая девушка во всей округе. Но под этой пленительной красотой скрывается далеко не привлекательная сущность. Кэтрин самовлюблённа и эгоистична. Её присущи чувства злости и раздражения, которые она испытывает по отношению ко всем, кроме Хитклифа.
Любовь Кэтрин и Хитклифа эгоистична и мучительна. От этой любви страдают все вокруг и они сами в первую очередь.
В романе так же представлена тема мести. Желание отомстить закралось в душу Хитклифа ещё в юности. Он терпеливо ждал момента, когда он сможет отомстить. Его месть жестока, расчётлива, беспощадна. Все его действия мотивированны ненавистью. Но реализовав свою месть, Хитклиф так и не обрёл спокойствия. Тема мести, представленная здесь, часто является основой конфликта в готическом романе. Здесь мститель и объект мщения – персонажи отрицательные и, как в любом готическом романе, их судьбы заканчиваются плохо.
Одной из характерных черт готического романа является тема безумия. Именно эта тема придаёт Грозовому перевалу ту таинственность и некое ощущение ужаса, так характерные готике. В Грозовом перевале безумие тесно связано с главными героями. Кэтрин живёт в своём собственном мире. Она никогда не задумывается о последствиях своих действий, всё её поведение мотивированно эмоциями. Кэтрин очень эмоциональна, и эта её эмоциональность граничит с безумием. Любая мелочь может вывести её из равновесия. Она только что бы досадить окружающим может довести себя до глубочайшего нервного расстройства. И именно такое неуравновешенное поведение её и погубило. Что касается Хитклифа, то почвой для его безумия послужила его же ненависть. Потеря возлюбленной, мысль о том, что её он уже ни какими усилиями не вернёт свела его с ума окончательно. Он перестал есть, часто куда-то уходил, подогу сидел неподвижно и смотрел куда-то вдаль сквозь стены, улыбался. Его безумие – не душевное состояние, это болезнь, от которой он умирает.
Финал романа трагичен, главные герои погибли. И такой финал чисто романтический. Но упоминание о призраках Кэтрин и Хитклифа, часто появляющихся в окнах Грозового перевала не даёт нам забыть о готике, которой так отчётливо характерно наличие призраков.
Таким образом, проанализировав текст романа, можно заключить, что «Грозовой перевал», написанный в период позднего романтизма, сохранил в себе такие следы готической прозы, как мотивы замка в описании Грозового перевала, субъектная организация романа, наличие нескольких временных пластов, тема рукописи, элементы готического в образах главных героев, тема мести, тема безумия и, непосредственно, финал романа.

Рогачева Юлия