Больше рецензий

Raija

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 сентября 2018 г. 12:28

3K

0 Я не трепетная лань

Итак, пару слов о "рамках дозволенного".

Лично я очень люблю черный юмор, Монти Пайтон, Эдгара По, романы "Заводной апельсин" и "Американский психопат", но на дух не переношу сочинения маркиза де Сада (который и в жизни предавался садистским забавам, вот совпадение!), смеюсь над Захер-Мазохом и кручу пальцем у виска, когда мое поведение пытаются интерпретировать с фрейдистских позиций (реальный случай: по Фрейду, если, идя по улице, вы спотыкаетесь, значит, вас обуяло желание переспать с кем-то из прохожих). Что касается садо-мазо как особой культурной эстетики, на меня нападает приступ неудержимого хохота при виде всех этих цепей, наручников и прочих бирюлек. Ведь для истинного наслаждения жестокостью нужна звериная серьезность. А я все порчу, как достопамятный герой набоковского рассказа "Истребление тиранов".

Ну, да я не одна такая. Помните, с чего начались проблемы у влюбленной пары в фильме Полански "Горькая луна"? Да-да, они заигрались в садо-мазо, женщина с хлыстом в поисках маленькой свинки слишком форсированно сыграла роль, и в итоге все закончилось бурными конвульсиями... нет, не страсти, а хохота.

картинка Raija

А вот снять ёрнический фильм про банду Чарли Мэнсона или Холокост Роману Полански не пришло бы в голову. Потому что "рамки дозволенного", при всей комичности этого выражения, все-таки существуют.

Лично для меня неинтересно, скучно и омерзительно то, что нездорово. Это, конечно, субъективное ощущение, и мне сложно предоставить научно-выверенные аргументы, почему я считаю, что "Черный кот" По - произведение, написанное здоровым психически человеком (да-да, поговаривали, что автор-таки сошел с ума, но нет, то была всего лишь алкогольная горячка, и не был По в обычной жизни сумасшедшим, не будем распространять мифы, берущие начало в пуританском сознании викторианцев). Да и если бы все было так просто с определениями безумия и нормы, то не существовало бы карательной психиатрии, судебных ошибок и спорных книг.

Но внутреннего чутья я не лишена. Если мне скучно и противно, то стоит задуматься, почему. Мне в принципе не близка эстетика насилия, но я, поверьте, способна оценить замысел и его исполнение. Поэтому я считаю, что "Американский психопат" - великая книга. Да, она жутко кровавая, читать про сцены расчленения женщин не очень приятно, но черт побери, это не насилие ради насилия. Жестокость здесь - лишь один из элементов социальной сатиры. И по моему мнению, убийства в романе Эллиса описаны гениально и играют ключевую роль для создания атмосферы выжившего из ума общества яппи, сублимирующего энергию, не находящую выхода, а также психозы вот таким извращенным образом.

Что касается текстов Масодова... Насилие ради насилия, люди, не имеющие человеческого облика, смакование тошнотворных деталей - ну, допустим. Это имеет право на существование. Для любителей жанра, конечно. Каковых, прямо скажем, найдется не очень много. Найдутся другие - читатели, которым кажется, что "авангард" и "смелость" в литературе - это вот это и есть. Как сказала недавно подруга в одном разговоре: "Стоит только написать, что Сталин ел детей, Ленин монстр, а Путин - откопавшийся червь, как ваши книги пойдут "на ура". Ну да, ну да. И Бог с ней, с этой новизной. Этот Масодов протух еще в зародыше со своей вторичностью и видавшими виды приемами. Блин, ну как объяснить людям, что такая литература стара как мир, что глумление над бывшими некогда "сакральными" коммунистическими символами уже вечность как не приносит никаких баллов, что пионерки-зомби и комсомолки-вампирши - одноразовый анекдот, что вся эта эстетика страшилок пионерского лагеря - заезженный прием, что такое тысячу раз было?

Проехали первые две книги. И вот третья, ударная доза, так сказать. Ну что бы такого добавить в книгу, чтобы точно всех шокировать, размышлял тем временем автор. Точно, гениальная находка. И писатель вытаскивает из рукава "козырь" - сцены с детской порнографией. Дети-убийцы - это здорово, но еще лучше, когда им заливают кипятком промежность и заставляют советскую Жюстину ее лизать. Вот такого вы еще не видели! Вот это глумёж! Вот это смелость! А вы, все, кто скептически качает головой, не рискуя одобрить такой поворот сюжета, вы жалкие ханжи и ничего не понимаете!!! Ленин - монстр! Девочки - убийцы! Воспитательницы - насильницы и каннибальши! Да, смерть! Ух, старое доброе ультранасилие! Всех вас кровушкой залью, а читательские мозги - блевотиной! Ахахаха!!!

Если вам близко подобное чувство юмора, читайте. Вы получите свой продукт. Жаль, что вас при этом не стошнит от собственной провинциальности и ограниченности. Впрочем, что это я раскипятилась? Еще, чего доброго, запишут в трепетные филологические девы. А, ну и пусть. Нам не страшен серый волк.

PS Писателя Масодова, конечно же, не существует. Достаточно лишь посмотреть на дату его рождения. Мой друг, периодически переходящий на "темную сторону", указывает в фейсбуке в качестве даты рождения все то же шестое июня, да и год совпадает, хотя с творчеством Масодова он не знаком, ибо француз. Короче, Масодов - это фейк, плод коллективного творчества циничных дядек-издателей с просторов Интернета. Еще одна причина глумиться над глумлением: продукт, изначально имеющий целью коммерческую реализацию, плохо пахнет. Впрочем, наива у любителей "автора" не отнять. Зайдите в их группу на жж, прямо слезы на глаза наворачиваются от умильных подражаний преданных фанатов писателя. Никакой дистанции, никакой рефлексии, только слепое обожание дешевой и трэшевой эстетики. Эти некрофилы - такие романтики... Да пребудет с ними демонический смех Люцифера во веки веков. Аминь.

Долгая прогулка. Сентябрь. Бонус.

Команда "Кокарды и исподнее"