Больше рецензий

16 сентября 2018 г. 11:50

2K

2

Забавно читать шедевры модной когда-то новорусской прозы через 10-15 лет после издания. И вот над ЭТИМ сломано столько копий? В книге однозначно есть задор, переданный ей молодым писателем, который, к сожалению, хочет за 350 страниц объяснить слишком глобальные вещи, однако быстро вязнет в собственной узколобости.

Главный герой - максималист, сноб, циник, эгоист как бы ненавидит и отрицает себя, но раскаянию не веришь, потому что в нем слишком много кокетства нарцисса. Его слезливая самокритика похожа на переживания законченного алкаша по поводу вредной привычки грызть ногти. Минаев ходит вокруг да около, но боится признаться, что главная причина морального разложения героя - само его существование в сломленной и распаханной под ноль стране, он инородное тело, болезнь уродующая тело социума. Повесть пробуждает классовую ненависть к московским ханурикам, рано научившимся выгодно для себя жулить, а потом мающихся от безделья и осознания ничтожности всего вокруг. В их головах выросло уродливое восприятие окружающего мира: оказывается он подлый, вороватый, жадный до бабла, а им хочется чего-то свежего и чистого, но при этом совершенно не хочется расставаться с дорогими клубами, телками, платиновыми кредитками, заморской жратвой. В понимании Минаева - большие деньги пришли к его героям честно, они совершенно точно заслуживают правильных для их траты условий, но их сломала среда, состоящая из корпоративных ядов и быдловатого населения, заразивших своим совковым дурновкусием мир, созданный, повидавшими лондоныпарижи юными капиталистами.

Разумеется, в перерывах между страданиями и тошнотворными загонами в духе обиженного подростка, главный герой издевается над людьми, разоблачает скурвленных коллег, строит дураков-подчиненных, бросает случайным попутчикам хлесткие уничижающие фразы. Важно понимать, что герой здесь Фигура, симпатичная автору. Поскольку Минаев придал ему свои черты, то боится создать ей хоть минимальный дискомфорт: все собеседники обязательно будут проигрывать в интеллекте, осязаемых проблем, помимо душевных нет, антагонисты ВСЕГДА сильно мельче и обязательно уступают, и даже босс как бы тушуется, встречаясь с остроумным напором подчиненного. Если герой выпивает, то подчеркивается, что вокруг выпивают все, в клубах/ресторанах он всегда вызывает интерес, женщины не в силах отказать ему, на фоне своих друзей выделяется некоторым благородством и умеренностью. Автор (не персонаж, это очень заметно) довольно неуклюже рассуждает на политические темы и совершенно гротескно лупцует со страниц политически неприятных ему людей (сцена с лимоновцами) - из-за своей потрясающей неуместности, это вообще худшая часть всего повествования.

Чтот касается технической стороны книги. Минаеву совершенно не удаются диалоги - люди так не говорят и не общаются. Развития героя нет: на первой странице и на последней персонаж представляет из себя одну и ту же личность. Он ничего не переосмыслил и не поменял, а только прилег сособенно мощно подумать в конце. Все остальные персонажи - картонные декорации, не влияющие ни на что, у них нет особенного спектра чувств, в основном ими движет жадность, похоть, тупость, трусость, развращенность. Нет никакой развязки-завязки - только болото рефлексии, перемежаемые суетливыми перемещениями: клуб-ресторан-хата-офис-клуб-ресторан-хата-офис. Конфликта тоже нет, но он и не особенно нужен с таким-то персонажем. Получилась бы пустота против пустоты.

Из плюсов. Автор довольно неплохо знает язык, остроумен. Нельзя отрицать определенную честность. Видно, что Минаев все же талантлив, книга читается легко, особенно если не зацикливаться на многострачных рассуждениях.

Комментарии


Соглашусь со всем, кроме того, что легко читать. Я эту книгу просто "вымучила"- несколько раз забрасывала её, потом возвращалась