Больше рецензий

14 сентября 2018 г. 12:38

2K

2

Уважающий себя интеллектуальный читатель, как правило, не преминет пнуть при удобном случае так называемую женскую прозу за сентиментальность, мелодраматичность и все то, что презрительно именуют розовыми соплями в сахаре, а вот мужские страдашки у него, читателя, обычно вызывают восторг и полное понимание.

Итак, я только что прочла дивный образец мужской страдательной прозы - но в форме не розовых соплей, нет, конечно, как можно было такое подумать - а благородной металлической стружки с привкусом коньяка или виски. Наш сегодняшний герой, немолодой инженер Вальтер Фабер, относится к тому типу героев-мужчин, которые, имея специальность и работу, вместе с тем не имеют никаких жестких обязательств перед своим окружением и в любой момент могут бросить все, занявшись метаниями, путешествиями, встречами, лежанием на боку и рассматриванием картин - словом, своими личными проблемами; при этом у них всегда есть деньги на хорошую жизнь, а крепкие напитки - те и вовсе хлещут из неиссякаемых источников. Ладно, удивляться не будем, про таких героев еще Достоевский писал, а потом и половина зарубежных авторов XX века. Вернемся к Фаберу. Помимо всего перечисленного, герой очень ценит свою персону, подчеркнуто, до карикатурности рационален и при этом смакует банальные истины так, будто впервые открыл их с утра за завтраком, а само повествование до удивления пресно и тянется, как размокшая пастила. Переломное трагическое событие окончательно превращает сюжет в мелодраму. К финалу истории герою все жальче и жальче себя и своей жизни, концентрация пустых созерцаний и бессмысленных назывных предложений зашкаливает, а раздраженный читатель в моем лице изнывает от желания покончить и с тем, и с другим, и с третьим.

Особенно мне не понравились штампованный образ Айви и то, как мерзко герой к ней относился, да и не только к ней, а ко всем женщинам вообще. Единственное, с чем я согласна из его размышлений, - это пассаж о методах регулирования численности населения Земли с явным налетом мальтузианства, но и это его воззрение продиктовано, как мне видится с читательской стороны, исключительно презрением к женскому полу, а потому не заслуживает моего восторга.

P.S. Я убеждена, что при чтении любой книги необходимо различать впечатление от неприятных героев и впечатление от плохо и бездарно написанной истории. К сожалению, многие мешают все в одну кучу. Будем честны: если вы своими глазами увидели в книге злодейство или никчемность, если вас трясет при одном упоминании персонажа, если вам хочется обрушить ему на голову медный таз или что-нибудь похуже, то автор великолепно справился со своей задачей. Поэтому я не стану называть работу Макса Фриша плохой. Она просто мне не подошла и потому не понравилась.