Больше рецензий

14 сентября 2018 г. 09:44

333

3

Сюжет
Хоуп не запоминают. Вообще. Никто. Никак.
Она словно призрак. Пока ты говоришь с ней, пока поддерживаешь зрительный контакт, ты помнишь. Стоит отвернуться - и знакомиться надо снова. Из памяти людей девушку словно стирает огромный ластик, не оставляя даже смутных намеков на ее присутствие.
С такой суперспособностью, а если уж быть честным, с таким проклятием, одна дорога - в воры экстра-класса.
Хоуп легко и красиво уводит ценности любого вида, а потом на просторах даркнета сбывает добычу.
Однажды, по глупости, девушка замахнется на слишком хорошо охраняемую вещь. И в результате у нее на хвосте повиснет огромная спецслужба крайне серьезной корпорации.
Корпорация продвигает принципиально новый продукт - мобильное приложение “Совершенство”. Приложение, с помощью которого человек может стать ближе к недостижимому идеалу.
“Совершенство” перекраивает жизнь владельца, его привычки, его привязанности. И приносит своим создателям сверхприбыль.
Хоуп по ряду причин возненавидит “Совершенство” всей душой. И решит похитить его.
Для этого ей придется вступить в сговор с очень необычными людьми. Влипнуть в миллион неприятностей. Объехать весь мир. И не раз пожалеть о своем опрометчивом решении.
В целом. Автор так напирает на ужасность “Совершенства”, на абсолютное зло этого приложения, что в какой-то момент невольно начинаешь закатывать глаза. Да, то, что делают разработчики этой программы отвратительно, но я не жалуюсь на память, не надо мне это повторять по два раза на главу.
Приложение позиционируется как убийца человечества. Вот именно так. Изящный способ массового добровольного оболванивания. Очень иронично, кстати.
Героиня, получается, борется за мир. За разнообразие, непохожесть и право быть собой. Но видится во всем этом мне какая-то неправильность, фальшь. Трудноопределимая, почти не заметная. Но привкус ее ощутим.
Герои
Героиню - Хоуп - забыли собственные родители, когда ей было всего шестнадцать лет. Помнит ее только сестра-инвалид.
Хоуп - воплощение экзистенциального кризиса. Ее забывают через несколько минут после окончания разговора. Стоит ей выйти из комнаты, как она исчезнет не только из виду, но и из разумов свои собеседников.
Данные о девушке остаются только в компьютерах. Но попробуй, докажи, что это ты.
У героини нет друзей, нет подлинных привязанностей. Она якобы свободный от земных оков персонаж. Чудовищно, неописуемо одинокий.
И - вы не поверите - совершенно не вызывающий отклика в душе. Даже в такие откровенно тяжелые моменты, как встреча с абсолютно позабывшей дочь матерью, ее не жаль. Хоуп как машина, рассудочна и быстра в выводах. И ее горю не веришь. Ей не сопереживаешь. Да и нуждается ли она в моем сопереживании? Хотел ли автор вызвать у меня эти эмоции? Не думаю.
Героиня как бы противопоставлена целому миру. Мир социопат по отношению к ней, он не верит в ее существование. Поэтому реальность общепланетная, так сказать, и реальность Хоуп пересекаются, но не соединятся никогда.
Поскольку Хоуп у себя одна, и больше никого нет в ее вселенной, положиться не на кого. Есть только она и то, что она умеет, знает. Знания возведены в культ. Порой бессистемные, обширные, жизненно необходимые.
Героине придется столкнуться с множеством очень умных, решительных людей. Абсолютно безжалостных на пути к их видению светлого будущего.
В этом романе нет героев. Есть герой - Хоуп. Остальные на ее фоне меркнут.
Мир
Современность.
Культ идеального человека. Без проблем, без неприятностей, без лишних мыслей в голове. Глянцевые красотки и красавцы - вот пример, к которому надо стремиться.
Мобильное приложение, которое сделает тебя таковым, каким ты мечтаешь стать. Безмозглой сверкающей куклой. Просто дай ему доступ к твоей жизни. К твоим счетам, соцсетям, друзьям, звонкам, истории поиска. Отдай ему свою жизнь. И ты получишь в награду нового себя. Новое “Я”.
Предприимчивый делец, автор “Совершенства”, извлекающий фантастическую выгоду из разработок своей сестры. Манипуляции с сознанием. Спецслужбы, глобальные корпорации.
Постиндустриальное общество в своем максимально гротескном облике.
Язык
Герой романа забыт миром до такой степени, что чуть ли не сам сомневается в собственной реальности. И, не давая себе сойти с ума, Хоуп постоянно считает, вспоминает различные, совершенно не относящиеся к происходящему вокруг факты - любым способом занимает ум. Счет и факты служат вместо мантры, вместо доказательства собственного существования.
Поэтому мысли героини, изложение событий в любой момент могут быть прерваны на считалочку, или, к примеру, перечисление костей в человеческой руке. С точки зрения психологии - прием блестящий, плюс способствует проникновению в шкуру героя. Но как же порой бесят эти вставки, как тяжело на них переключаться.
Автор экспериментирует с манерой изложения, у него получается этакий гибрид дневника и типичного образчика литературы потока сознания. Читать откровенно тяжело местами.
Вывод
Очередное размышление на тему “куда мы все катимся”, с очередным героем, вычеркнутым мирозданием из реальности.
Читается тяжело, герою не импонируешь.
Интересная задумка, неплохая реализация. Но все это уже было.