Больше рецензий

14 сентября 2018 г. 09:40

116

4

Сюжет
Завязка озвучена в аннотации. Уильям - очень способный и умненький мальчик, его ум и сметливость обещают герою большое будущее. Герой стремительно строит блестящую карьеру на ткацкой фабрике. Уильям трудоголик, он живет производством, интересами бизнеса. Однако он находит время на создание семьи. И вот у него уже дети, все замечательно.
Только господин Беллмен не может забыть грача, которого убил в детстве. Он, натурально, зациклен на этом проклятом граче. И накручивает себя все сильнее, подсознательно ожидая грачиной мести в любой момент. Этакая викторианская трактовка Хичкока.
И расплата приходит. Беллмен остается практически один. Потеря близких надламывает его, и он идет на кладбище, дабы там заключить ту самую сделку. Подается это все таким образом, что нет четкого ответа - был ли незнакомец, или это Уильям чокнулся просто-напросто?
Пережив трагедию, Беллмен решает перепрофилироваться и организовать лучший в Британии похоронный бизнес.
С тем же энтузиазмом, с каким работал с тканями, герой берется делать деньги на трауре. Можно предположить, что таким образом он примеряет себя с потерей семьи.
Постепенно бзик на грачах все усиливается и, в конце концов, приводит к закономерной развязке.
Книга оставляет странное послевкусие. История долгая, местами нудная, ни тебе обещанной готики, мистика больше похожа на психоз.
Зато автор с таким пафосом рассуждает о грачах, что в какой-то момент уже хочется очи горе возвести.
Мне сложно сделать вывод из истории “Беллмена и Блэка”. Разве что очевидное, палить из рогатки в птиц - это очень плохо. Что передо мной - роман о человеке, который довел себя до безумия, или все же сверхъестественная расплата за грех, совершенный в детстве?
Полное несовпадение ожиданий и итога. Книга позиционируется как чуть ли не готический роман, загадочный и жутковатый. Жутковатости тут абсолютный ноль, а мистика скорее плод больного ума.
Если не концентрироваться на герое, то книга представляет собой чудный историко-культурный ликбез по ткацкому бизнесу викторианской эпохи, и по траурным обычаям того же периода.
Герои
В названии звучат две фамилии.
Беллмен - мальчик, убивший птицу. А кто же такой мистер Блэк? Никто. Его нет. Он то ли плод воображения Беллмена, то ли призрак с кладбища, то ли грач, сидящий на заборе.
Уильям Беллмен, талант и умница, сам разрушает себя, возвращаясь в День, Когда Убил Грача. В нем сплетаются потрясающая жилка бизнесмена и полное безумие.
Сложно назвать еще персонажей, кроме главного героя. Все они - функции. Даже его драгоценная семья, потеря которой так сильно ранит Уильяма. Особенно удручает отношение отца к выжившей дочери. Оно практически никакое. Папа занят, милая. Папа думает о грачах.
Птицы, вокруг которых постоянно вращаются мысли Уильяма, не выглядят инфернальными посланцами ада, зловещими глашатаями тьмы и так далее. Они просто маячат в сюжете, пока не начнут раздражать. Тогда автор вскользь даст нам намек на то, что грач - это птица Одина. На этом мистическая составляющая заканчивается.
Думается мне, главные герои романа не люди или грачиные призраки, а ткацкая фабрика с похоронным бюро. Люди нужны лишь для того, чтобы дать бизнесу воздвигнуться во всей мощи и красоте.
Мир
Викторианская Англия. Многоликая, контрастная империя, над которой солнце не заходит никогда.
Один из китов, на которых воздвиглось благополучие острова Британия - ткацкое производство. Фабрика выписана подробно, тщательно и очень, очень детально. В процессе покраски ткани автору удалось разобраться куда лучше, чем в собственных героях. Порой кажется, что читаешь не историю жизни господина Беллмена, но производственный роман. И господин Беллмен не важен, важна фабрика. Она главный герой первой трети книги как минимум.
Виктория, давшая имя целой эпохе, очень убивалась по своему мужу. Носила до самой смерти траур, возвела память о супруге на уровень культа. Глядя на самозабвенный траур правителя, рядовые граждане империи тоже стали уделять этому печальному периоду все больше внимания. Правильно скорбеть и правильно провести похоронный обряд становится целым искусством. В моду входят траурные украшения (например, из волос покойника), фотографии post mortem (да, это фото с усопшим). Словом, скорбели англичане очень старательно. А на их горе богатели похоронные конторы.
О построении такого бизнеса расскажет автор во второй части. Это очень похоже на “Дамское счастье”, только специфика другая. Как горе ставится на поток, как извлечь из потери максимальную прибыль. И все это без цинизма и чернухи. Своеобразный экскурс в этот аспект жизни британцев того времени.
Матчасть очень хороша, проработана, детально выписана. Атмосферно, тщательно, убедительно.
Язык
Надо признать, что автор отлично владеет пером. Стилизация под английскую литературу второй половины XIX века просто блестящая. Слог, манера изложения, описания - удивительное попадание в, так сказать, жанр.
Если вы не поклонник, читать будет тяжеловато и, пожалуй, скучновато.
Вывод
Невнятно. Именно это слово первым пришло мне в голову после прочтения.
Книга о том, что все под богом ходим, все смертны. И о том, как важно не обижать грачей. Мистика из разряда “а был ли мальчик?”, очень много подробных описаний производственного процесса. Герой, сопереживать которому при всем желании не удается.