Больше рецензий

12 сентября 2018 г. 07:55

2K

4.5 Все было ужасно, но никто не ужасался

Об этой книге я узнала из подборки «1001 книга, которую нужно прочитать». Честно говоря, я бы не прочитала эту книгу, если бы не подборка. Да что уж там, я бы вообще не знала о существовании сие произведения. Роман получил Премию «Букер» в 2005 году. И конечно же, ни в подборке «1001», ни в шорт-листе премии «Букер» не добавят что-то бессмысленное и заезженное. Обычно все бывает наоборот. Вот передо мной еще одна «премиальная» книга, полная новизны и нестандартности. Роман – необычный, в какой-то мере даже новаторский. Почему то мне книга показалась абсолютно непривычной, какой-то нестандартной, будто я никогда до этого книг не читала. Будто эту книгу вообще написал не такой же обычный человек, как я, а очень одарённый внеземной разум.

Сюжет прост до неприличия. Главный герой – искусствовед средних лет, потерявший любимую супругу, скончавшуюся от рака. После большой потери он возвращается в свои родной городок. Вся книга направлена на воспоминания о счастливом и несчастливом прошлом. Главная тема произведения – жизненные потери. На первый взгляд, тема уже избита. Многие великие писатели посвящали не одно свое произведение жизненным потерям и людским страданиям. Вроде бы я читала столько книг об этом прочитала, а сейчас не могу вспомнить ни одного схожего произведения. Единственное, что приходит на ум – это Жауме Кабре. Я читала у него одно достаточно внушительное произведение, которое меня полностью убедило в том, что Кабре описывает жизнь человека и в частности его страдания, потери и т.д., как не описывает никто другой. Но опять же речь не о нем. Хотя по сути у меня должен быть только один гениальный писатель страданий – Федор Михайлович Достоевский. И по сути, я только его и должна ставит везде в пример, особенно в пример современны авторам. Но не в этом случае. Здесь атмосфера не передаваемая. Она не похожа не на что. Здесь очень много воспоминаний о детстве и юности главного героя. И все это очень грустно и трогательно. Книга из разряда «Я плакалъ». Я толком даже не могу сказать, что описывает Джон Бэнвилл: психологию или же чувства или вообще страдания. Как мне кажется, автор описывает ощущения главных героев, их впечатления.
Роман, как я уже сказала, особенный. Стиль автора очень выразительный. Автор ломает принятые стандарты грамматики. В какие-то моменты казалось, что роман писал Мастер Йода.

Каким утлым сосудом печали, судном печали мы плывем по глухой тишине сквозь осенний мрак

Роман по своему хорош и безусловно имеет свое место на небосводе современной литературы. Хотя, в России роман не имеет большую популярность, а жаль. Но он не подойдёт на любое настроение. Я, например, с настроение очень сильно прогадала. Не советую читать книгу в состоянии (не депрессии) задолбленности, ведущей в безысходность. Ну лично у меня так. Обычно во времена плохого настроения грустные книжки меня в какой-то степени бодрят, как например, с Достоевским. А у меня было не просто плохое настроение, а усталость, влекущая за собой разочарование во всем, в том числе и в книге. Образумилась я только к середине романа и поняла, что он просто потрясен. Финал не предсказуем, он по настоящему сносит крышу. Никакие детективы и рядом не стояли. Все таки лучше читать этот роман осенью, но когда у вас все хорошо и ты сидишь где-нибудь под пледиком на подоконнике и попиваешь теплый чаек и никакие невзгоды вам не страшны.

А ведь и правда ничего не случилось, ничего, ничего, просто огромный мир опять равнодушно пожал плечами