Больше рецензий
7 сентября 2018 г. 06:10
2K
4 Конец детства. Посткатарсис.
РецензияТам чудеса
И я запоминаю музыку
мне тоже хочется быть малюсеньким
Очень приятная книга, легко читается, масса атмосферы и книжных отсылок, её смело можно растаскивать на цитаты. Душевный, обволакивающий, даже как-то убаюкивающий стиль. Та самая книга, от чтения которой получаешь библиофильское удовольствие. Мягкий, постмодерновый магический реализм, дозированные попугивания и напряги, чуть-чуть, пианиссимо... Герой приезжает в провинциальный курортно-туристический южный городок и поселяется в недорогом хостеле.
Разрешите представиться, ХлестаковХристофоров. Как завещал Пропп, на пути воин Света встречает различные испытания, иногда ему помогают, иногда сбивают с пути, изначальная цель - восстановить историю нашумевшей в узких кругах театральной постановки "Смерть Петрония", выяснить судьбу всех причастных к ее созданию, эта казалось бы тривиальная задача, выводит героя к познанию мира и самого себя, ставит его перед выбором, который вроде бы и не выбор вовсе, а небольшая такая развилочка, которая в конце концов решает всё. Как тот выбор, который Христофоров сделал в детстве, когда поверил отцу, что Страшный красноглазый ночной великан на самом деле телевышка.
Ещё одна параллель, возникающая при чтении книги - "Хищные вещи века" Стругацких, где герой приезжает разобраться, что же происходит в этом подозрительном городке, почему пропадают агенты. И те же неспешные беседы с окружением героя, поедание всяческой вкусной и не очень пищи, странные люди, которые пытаются от тебя что-то скрыть, но что-то постоянно проскальзывает, какая-то фальшь, наигранность, ощущение театральности, красивого фасада, за которым что-то таинственное, неизвестное и от этого становится ещё более страшно. Оборотни, вампиры, инопланетяне, непризнанные гении и злодеи, поневоле начнешь сомневаться в своем психическом здоровье или думать уж не в Касл-Роке ли все это происходит.
На то, что книга не так проста как кажется, автор намекает отрывками, в которых герой анализирует "Голубую чашку" Гайдара, как бы предлагая нам последовать его примеру и проанализировать внутренности "Автохтонов", ключик к анализу Галина дает нам практически в самом конце, это мультфильм "Шкатулка с секретом"(по сказке Одоевского "Городок в табакерке"), если есть 10 минут можете посмотреть, я его смотрел в детстве не задумываясь о смысле
Что это за музыка, которая раньше играла, а теперь больше не играет? Это волшебство детства, гармония сфер, Грааль, делающий бессмертным, равным богам. Поначалу мне не понравился конец, я просто его не понял, герой уезжает из города, останавливается на полпути, не вступает в бой с драконом, и вроде бы ощущение незаконченности, нет катарсиса, очищения через смерть. Но потом понимаешь, смерть была, просто её никто не заметил, а Христофоров понял, что детство кончилось, ребенок умер, остался взрослый со своей взрослой жизнью, в которой нет места сказке.
- Янина, - сказал он. - Маленькая Янина. Там, куда я еду, ничего нет. Ничего, понимаешь? Только страшные железные звуки и люди с песьими головами, и мрак, и грязь, и стыд, и иногда кровь, и ужас длящейся бессмысленной жизни, и сам я с первым светом встану совсем другим, я стану таким же человеком с песьей головой и больше никогда не скажу ни слова, а буду только рычать алчной своей глоткой. Осталось совсем немного, близится финал, и я вот-вот сниму свое лицо, и под ним окажется морда чудовища. Такие у нас метаморфозы, маленькая Янина, такие страшные чудеса, и мы не умеем делать иных.
Автохтоны - это не аборигены, это от слова хтонь, мрак и ужас, весь свой ужас мы носим в себе, все наши страхи - это мы сами и есть.
Хорошо
P.S.
Ну и Кашин, конечно
Долгая прогулка 2018
Комментарии
А почему 4 звёзды?
Эмоционально не пробила