Больше рецензий

Vortex_of_dust_in_the_sky

Эксперт

Шмексперт. Листай дальше

28 августа 2018 г. 13:39

3K

5 А она прошла за перелеском тихими и легкими шагами...

Лунный луч кружился по подвескам,
Звезды говорили с жемчугами.


Кризис был такой силы, что в ход уже пошли Керуак и Гумилёв, как говорится. Что ж, я и не планировала растягивать этот свой мини-флешмоб надолго, однако так даже лучше, потому что с течением времени лучше начинаешь понимать, что для тебя действительно важно, а что — суета сует.

Этот сборник, наверное, один из самых известных у Гумилёва за счёт того же "Жирафа" или менее распространённого "Озера Чад". Если сравнивать "Путь конквистадоров" и "Романтические цветы", рост поэта не заметить просто невозможно. Вместо абстрактных и книжных, тяжеловесных слов стихи в "Романтических цветах" наполнены уже больше оригинальными строками, конкретикой. Мы почти всегда понимаем, в какую эпоху или на какой континент нас занесло, всё-таки Гумилёв уже практически нашёл себя, темы, которые ему наиболее близки. Соответственно, и критиками сборник был принят куда более радушно. От "Пути конквистадоров" сюда пришли же "Сонет" и "Баллада" о Люцифере, как будто Гумилёв совсем открестился от первой пробы пера.

Сложно спорить с тем, что много стихотворений "Романтических цветов" уже посвящены Африке. Сборник вышел в 1908 году, а в 1907 Гумилёв уже совершил своё первое путешествие туда. Африка действительно захватила его мысли, это сразу чувствуется. Стихотворения от этого только выиграли. Если уйти от известных вышеназванных примеров, нельзя промолчать о "Ягуаре", поразившем меня в своё время, "Ужасе", чей лирический герой тоже заставил поломать копья, "Невесте льва", "Садах души", "Носороге"... До дрожи пробирает и произведение с ёмким названием "Зараза", несмотря на его вроде бы простоту и нескладность:


Аисты кричат над домами,
Но никто не слышит их рассказа,
Что вместе с духами и шелками
Пробирается в город зараза.


"Ягуар" так хорош, что я не уставала говорить и писать о нём и в вузе. Концентрация экзотики и экстравагантности, вызов, эффектность здесь в каждой строчке.

Странный сон увидел я сегодня:
Снилось мне, что я сверкал на небе,
Но что жизнь, чудовищная сводня,
Выкинула мне недобрый жребий.

Превращен внезапно в ягуара,
Я сгорал от бешеных желаний,
В сердце — пламя грозного пожара,
В мускулах — безумье содроганий.

И к людскому крался я жилищу
По пустому сумрачному полю
Добывать полуночную пищу,
Богом мне назначенную долю.



И при всём этом концовка удивительно лёгкая, невесомая, даже музыкальная, не могла не взять её в заголовок.

В "Романтических цветах" животных много и в названиях произведений, и в текстах, сейчас мы можем наглядно представить себе всё это разнообразие. Это и гиены, и жираф, и носорог, и орел, и ягуар, и аисты — да проще сказать, кого там нет. Получается что-то вроде сафари по Африке, а это ведь было только началом путешествий Гумилёва на другой континент.

Но второй сборник моего любимого поэта — это не только Африка. Даже жаль иногда слышать, что за Гумилёвым закрепилось это клеймо "африканца". Что-то неуловимо азиатское (по моему мнению) есть в произведениях "Сада-якко" про известную танцовщицу и "Маскарад". А хотите Европу — будет вам Европа, причём тоже разнообразная. "Оссиан" — почти средневековая баллада, отсылок здесь множество:

По небу бродили свинцовые, тяжкие тучи,
Меж них багровела луна, как смертельная рана.
Зеленого Эрина воин, Кухулин могучий
Упал под мечом короля океана, Сварана.


Здесь же одними из главных образов у Гумилёва становится образ смерти. Её здесь действительно много — в с таких стихотворениях, как "Смерть", "Самоубийство", "Мне снилось" (из того, что в других контекстах не упоминалось). Часто фигурирует дьявол ("Баллада", "Умный дьявол", "Пещера сна", "Влюбленная в дьявола"). При этом лирического героя одолевают не слишком весёлые "Думы", перед ним всё время какой-то "Выбор", он или сражается, или наблюдает за битвой, или думает о её последствиях ("После победы"). Отношение к религии тоже раскрывается, будь то "Крыса" или "Крест". Что это — упрямая вера в судьбу или, наоборот, идея показать, что всё в руках человека и он сам творец всего, что с ним происходит, спорить можно тоже бесконечно, как показала практика.

Финальный штрих путешествия во времени и пространстве — "римские", если можно их так назвать, стихотворения, вроде "Помпея у пиратов", "Основателей", "Манлия". А какими яркими получились у Гумилёва Каракалла и Павзаний! Одно из них – "Императору" — подняли из-за лирического героя (даже лезть в эти дебри не хочу, а очень скоро придётся), а другое меня просто убило, едва я увидела начало.

Игры
Консул добр: на арене кровавой
Третий день не кончаются игры,
И совсем обезумели тигры,
Дышат древнею злобой удавы.


Хлебом не корми, а дай отсылок на гладиаторские бои, как говорится. Столько лет прошло, а ничего не меняется, только декорации, да.

В завершение хотелось бы сказать, что в "Романтических цветах" можно найти неисчерпаемый источник вдохновения. В африканских стихотворениях уже есть что-то от акмеизма с конкретикой и деталями, но всё же ещё есть отголоски и символизма, и романтизма. Сборник сильный, читать можно и нужно, чтобы открыть для себя что-то новое или, наоборот, встретиться со старым знакомым, как в моём случае.

Что за флешмоб такой, написано там:
История
1 часть (ну мало ли):
Рецензия
Сайт, который строить и жить помогает:
Николай Гумилёв: электронное собрание сочинений

Комментарии


Флэшмоб удался, я прямо зачитываюсь рецензиями (как и самим Гумилевым когда-то, эх).
Завораживает его мир, ни у кого нет такого эволюционирующего во всех отношениях и странствующего лирического героя, прямо сквозь время и пространство, что называется.
Всегда актуально, оригинально и интересно.
Замечательный отзыв, спасибо!


Спасибо, а то иногда я думаю, что зря его затеяла) Уже из-за всего сомневаюсь(
Да, хотя у Блока тоже какая эволюция была...
Благодарю, Вивиан)