Больше рецензий

26 августа 2018 г. 18:34

489

4 Дневник Метроэльфа. Как выжить в метро?

В момент, когда я впервые увидела метро - лет в 12, в Санкт-Петербурге, - я сразу подумала: "Е-мое, если я туда упаду, меня же размажет! А что делать, если действительно упаду? АААА!!!"

Моего маленького паникера успокоила бабушка, крепко взяв за руку и затащив в вагон. Некогда, мол, ныть, ехать надо. Страх ушел, опасения остались.

И вот, спустя десяток лет, я натыкаюсь на рассказ от лица машиниста метро, где как раз описывается, как из-под состава вытаскивали пьяное тело, которое упало туда и (спойлер!) просто уснуло.

Рассказ мне понравился. К тому же оказалось, что эта история - из книги "Не прислоняться" Олега Дивова и Макса Рублева. Книгу я скачала в тот же день и прочитала запоем.

Дневник Метроэльфа. Как выжить в метро?
В общем, есть такая книга: «Не прислоняться». Авторы: Олег Дивов и Макс Рублев.

Прочитала я ее под впечатлением от одного из рассказов. Точнее, как все было… я скачала книгу, прошла с десяток страниц и остановилась в задумчивости. Вообще-то мне казалось, что будет интереснее...

В чем суть: у книги два автора и особая структура. И еще она основана на интернет-блоге машиниста под ником Метроэльф. Все это накладывает отпечаток на стиль и содержание, и это не всегда хорошо.

Структура: одно да потому
Вся книга — это сборник небольших историй и зарисовок из жизни и мыслей машиниста. Как сказано в начале, произведение полностью основано на интернет-дневнике работника метро. Каждая глава — отдельный рассказ. И первые истории довольно скучны, лично я продолжила читать, потому что уже видела, на что автор способен, и ждала классных моментов. Они действительно были, только оказались разбросаны по всей книге, запрятаны между откровенно скучными и повторяющимися историями.

Каждая глава завершается зарисовками из непростой жизни работника метро: разговорами между сотрудниками, мыслями по поводу начальства, «видом из кабины» машиниста.

Акценты: все негодяи, а я — Дартаньян

Про повторы отдельный разговор. Некоторые мысли и фразы из главы в главу повторяются почти дословно. В первый раз просто замечаешь это, во второй напрягаешься, а к середине книги на каждой второй истории думаешь: где-то я это уже видела…

К примеру, про то, что «люди дебилы и сами себя задерживают» нам будут говорить в 50% рассказов. Местами книга вообще напоминает школьную газету, где тебя учат, что принимать наркотики — плохо, и делают это из номера в номер, практически не меняя формулировок. В итоге некоторые главы просто хочется пропустить: в них опять будет речь о том, как кого-то зажали в дверях и что очень важно соблюдать технику безопасности. В пятый раз за книгу.

К концу прочтения чувствуешь себя умственно-отсталым ребенком, которому пытаются пропихнуть прописную истину, считая, что до тебя все еще не дошел смысл.

Няшные девочки вместо терроризма
Еще про акценты: не знаю, почему так сложилось, возможно, авторам запретили писать про это. Но темы-таки коснулись.

Речь идет про террористический акт, который произошел в Москве в 2010 году. Я в то время была мелкой соплей, но даже я, маленькая девочка из далекого Казахстана, запомнила панику, которая поднялась после этого события.

И вот у меня в руках книга, посвященная Московскому метрополитену, изданная в 2015 году. И что же в ней сказано о том взрыве? Буквально одна страничка. Зато про девочку, которая пускает мыльные пузыри на станции в начале смены машиниста — текста завались. Несправедливо.

В книге вообще довольно много «красивостей», которые на фоне довольно интересных случаев из рабочей практики выглядят как растягивание текста. Совершенно корявое растягивание текста.

Мне понравилась деталь, что машинисты, выезжая на открытую (не подземную) часть рельсов, таким образом гуляют. Как художественная деталь — идеально: коротко, забавно, запоминается.

Девочка, пускающая мыльные пузыри? Обнимающиеся парочки, которые поднимают настроение машинисту? Очередной, уже пятнадцатый за книгу, «опозданец», которого зажимает в дверях? Не для этого я покупала книгу, чтобы читать то, что и сама прекрасно вижу. Тем более не могу назвать язык авторов в эти моменты идеальным — технические моменты им удаются намного лучше и интересней.

Немного о хорошем. А его много
Теперь, когда я вывалила все свои претензии книге (выговорилась, фух!) расскажу и о положительных сторонах.

Если отбросить всю мишуру, красивости, повторяющиеся главы — это сборник интересных историй. И что самое главное — реальных. За время прочтения погружаешься в жизнь метрополитена, вместе с автором злишься на красный светофор, на глупых пассажиров, на начальство с очередными глупыми правилами, на духоту в кабине и недосып.

Тут вам и истории про проверки ревизоров — действительно интересные — и про суицидников, и «автостопщиков», которые после закрытия станции пытаются тормозить метро. Порой даже собственным телом.

Жизнь машиниста показана детально, со всеми небольшими радостями и частыми нервными срывами.

Кстати, тут есть небольшие размышления и про знаменитую серию «Метро-2033». Авторы утверждают, что без обслуживания и с поломанной системой коммуникации метро не способно простоять и нескольких недель, не говоря уж про года. И мне почему-то больше хочется доверять профессиональному машинисту, чем фантасту из интернета.

Мне кажется, было бы идеально сократить книгу вдвое, безжалостно убрав все ненужное и оставив лучшее. От этого «Не прислоняться» только выиграло бы.

И да, я узнала, что нужно делать, если упал на рельсы. Вариант ложиться в выемку между ними, как оказалось, не самый верный. После прочтения вообще осталось душевное спокойствие: по крайней мере один машинист метро знает свое дело и делает все, чтобы не навредить пассажирам. А если в этой профессии все такие?

Группа с другими моими рецензиями