Больше рецензий

25 августа 2018 г. 23:09

334

5

Есть такие тексты, которые можно открывать в любое время на любой странице, не сомневаясь, что даже первые увиденные строки будут содержать в себе что-то очень ценное и важное для тебя. Эта книга как раз из таких, что хочется перечитывать. Будучи испорченной знаниями психологической литературы, и в частности, юнгианской психологии, мне сложно судить, так ли легко эта книга будет читаться у людей, далёких от профессиональной психологии, но я убеждена , что Л. Корбетт для каждого преподнёс нечто особенное. Мудрость, глубину, веру и любовь. А ещё понимание себя и других людей, к которому стремятся люди самых разных возрастов и профессий.
Пересказывать "Свящённый котёл" всё равно, что есть прокисший суп. Поэтому я настоятельно рекомендую прочитать книгу самим и вовсе не планирую спойлерить.
Единственно, без чего, пожалуй, я не обойдусь - так это без коротеньких заметок об основных идеях книги. Помимо щедро и мудро описанной психотерапевтической кухни об отношениях психолога и клиента, Л. Корбетт много и хорошо рассуждает о таких понятных всем вещах, как вера, любовь, прощение, надежда и страдание.
Л. Корбетт обращает внимание на то, как важно разделять понятия религии и духовности. Не обязательно принадлежать к конкретной религии, орудовать известными именами и понятиями, чтобы обладать духовностью. Даже более того, свой личной уникальный опыт общения с сакральным гораздо ценее и он сильнее способствует развитию личности, чем пустая зацикленность на словах, правилах и обрядах.
Наряду с другими идеями, высказанными автором, мне созвучна мысль о том, насколько большую роль играет любовь в нашей жизни. Даже сам психотерапевт только благодаря любви может преодолеть трудности, возникающие при работе с клиентом. Какие бы техники и методы не использовали психологи, какими мы методиками воспитания не пользовались родители, педагоги и воспитатели только любовь "помогает контейнировать деструктивные чувства". Читая об этом мне сразу вспомнились строки из послания апостола Павла

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Л. Корбетт тонко подмечает, что "любовь приводит к распятию". Кто из нас не приходил к этой истине в течение жизни!?
Особенно интересны рассуждения Л. Корбетта о сне и его функции в понимании сакрального. Мама часто говорила мне, что церковь не признаёт сны и считает попытки их истолковать греховными.

Однако, если вспомнить понятие "сна, посланного Богом", сна-откровения, то становится очевидным, что в работе со сновидениями нет ничего противоречащему христианству

.
Огромный пласт мыслей Л. Корбетта посвящён страданию, его смыслу и его принятию. Это невероятно интересно, на мой взгляд, раскрывать идею о том, как в иных случаях (например, тяжелой болезни) важно не бороться со своим страданием, а принять его. Человек не может одновременно принимать ситуацию и желать её изменить - это противоречие самообман.
И, как пишет Л. Корбетт, именно это принятие страдания позволяет человеку просто быть и тогда эмпатии, сопереживанию не надо учиться и развивать в себе - оно приходит само. Потому что нет "моих" и "твоих" страданий. Они просто случаются.
Удивительная книга гармонично сочетает в себе материал как для психолога-практика, так и для человека любой профессии, религии, конфессии. Это одна из тех книг, после которых хочется, ка говаривал З. Фрейд, упоминая о смысле жизни "любить и работать", а я добавлю, что также и думать, и развиваться профессионально и, конечно, духовно.