Больше рецензий

Ximymra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба в штатском

20 августа 2018 г. 23:01

782

5 Дали - это наркотик, без которого уже нельзя обходиться! (с) Сальвадор Дали

Давненько книга не сподвигала меня к бурной умственной деятельности =0) Сальвадор он на то и есть Salvador, чтобы спасать людские души от духовной лени!

Конкретно мое издание - изд. Искусство 1991г. - весьма удачное, в нем есть все, что необходимо для адекватного восприятия откровений Дали, а именно - пространные предисловия А. Якимовича с экскурсом в биографию Дали и подробные объяснения на пальцах, что такое дадизм, сюрреализм, а главное - фрейдизм и ницшеанство, без которых не было бы ни сюрреализма, ни Сальвадора Дали. Еще тут есть иллюстрации с репродукциями не только самого Дали, но и др. сюрреалистов/дадаистов. И Приложения: Трактат о пУках, Похвала мухам, Сравнительная таблица ценностей в соответствии с далианским анализом, в которой сравниваются таланты и гении художников разных эпох, и еще много вкусного =0)

В качестве аннотации: Дневник Дали не имеет самостоятельной литературной ценности, но является ценным лишь как часть САЛЬВАДОРА ДАЛИ. А Сальвадор - это больше, чем человек, чем человек-художник, даже больше, чем сумма всех его произведений. Поэтому чтение Дневника категорически противопоказано тем, кто о Дали знает лишь то, что "был такой художник, который нарисовал расплавленные часы и горящего жирафа". Людям без чувства юмора и думающим, что "тролль" - это такой скандинавский мифический зверь, чтение Дневника противопоказано вдвойне.

Сам Дневник совсем небольшой, всего-навсего 124 стр.
124 страницы, вдумайтесь! =0) 124 страницы, а порождает настоящее цунами мыслей, идей, вопросов, согласий-несогласий, догадок, озарений...

Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий день и час.

Наверное, самое первое и общее, что можно сказать о Дневнике как о книге, это то, что серьезно кого-то эпатировать и/или оскорбить она могла лет 50 назад (впервые издан в 1964), а сейчас такой прозой разве что домохозяек и прочих буржуа пугать =0))

На самом деле, если любой из нас поимеет смелость озвучить хоть часть своих мыслей, мимолетных желаний и образов, ассоциаций, которые приходят в голову - получилось бы точно так же, как и у Дали в его Дневнике. Разница лишь в масштабе и контексте: если обычного человека странные мысли и "сопряжения идей далековатых" посещают иногда и изредка, то Дали все свое мышление перепрограммировал на ежеминутное производство парадоксов, изнаночных символических смыслов, диких метафор и всякого рода оксюморонов.

Впечатление второе - при всей его сделанности Дневник производит иллюзию безыскусности, импровизации. Одним происшествиям уделяется много места-текста, другие намечены пунктиром, то записи несколько дней подряд, то выпущены целые месяца и года. Впрочем, когда пропущен целый год, автор приписывает кокетливые примечания типа "чем занимался, расскажу потом" =0)

А теперь о главном =0)

Художник думает рисунком.

Основа творчества и жизненной философии - 1) фрейдизм (подсознательное имеет над человеком больше власти, чем сознательное; чтобы жить счастливо, надо выпустить наружу все иррациональное) и 2) ницшеанство (полная свобода от каких бы то ни было социальных, морально-этических, исторических рамок, концепция сверхчеловека).

Посему иметь хотя бы поверхностное представление об эпохе (после Первой мировой - начало и становление творчества), о предшественниках (дадизм), об идейно-философском фоне (пресловутые фрейдизм и ницшеанство), о коллегах по цеху и влияниях (Пикассо, например). В предисловиях Якимовича это есть, кому интересно - в Сети есть куча сайтов, посвященных Дали и его творчеству, в том числе с некоторой спискотой.

Без вышеозначенного ликбеза Дневник и открывать нечего, я настаиваю.

Я до неприличия люблю жизнь.

Дневник - как брызги шампанского в Новый год =0) бьющая через край жизнерадостность, восторг, упоение самим собой и любимым делом, бесконечные признания в любви жене, родной стране, искусству.. кто-то скажет - пафос и нарциссизм. Кто-то скажет - игра на публику.

Да пофиг, на самом-то деле =0) это просто приятно читать: в кои-то веки дневник и - без нытья, без драм, слез и соплей, мелочных обид и оправданий, которыми так полна мемуарная литература. Просто для разнообразия - почитать дневник, автор которого ЛЮБИТ себя, любит людей, жену, свою страну, свое дело. Который наслаждается каждым мгновением своей жизни, ценит каждый миг, слово, звук, образ, запах. В чем-то это совершенно детское восприятие мира - каждая мелочь важна и прекрасна, неповторима и единственна в своем роде.

Думаю, мне ничем не легче было родиться, чем Творцу — создать Вселенную. По крайней мере, он потом отдыхал, а на меня обрушились все краски мира.

Из "детского" взгляда на окружающую действительность вполне естественно вырастает художническая жадность - когда ВСЕ, буквально ВСЕ видимое, осязаемое, слышимое, а пуще всего - НЕвидимое, НЕосязаемое и НЕслышимое, скрытое, внутреннее - становится топливом для творчества. Дали абсолютно всеяден. Он принципиально не ограничивает себя ни в чем, для него нет ничего святого и - все свято. Никаких рамок, условностей, представлений о добре и зле ("по ту сторону добра и зла" - помним?)

Увидел — и запало в душу, и через кисть пролилось на холст. Это живопись. И то же самое — любовь.

И вот Гитлер, Ленин и эта дохлая рыбка-натурщица, чешуйки которой Дали с такой тщательностью выписывает на холсте - все суть явления одного порядка, только некие внешние раздражители, дающие импульс его фантазии, толчок первой косточке домино - а за ней следуют все остальные. Поражает воображение алчность, с которой Дали поглощает реальность, переваривает ее и извергает обратно в виде картин, гравюр, декораций, текстов, фильмов, ювелирных украшений, фотографий...

Дон Кихот был сумасшедший идеалист. Я тоже безумец, но при том каталонец, и мое безумие не без коммерческой жилки.

И все, к чему бы он не прикоснулся, превращается в золото =0) Не без помощи оборотистой жены, как мы сейчас понимаем, она была его финансовым агентом и менеджером и бухгалтером. Что такое деньги для Дали?

Еще в отрочестве узнав о том, что Мигель де Сервантес, так прославивший Испанию своим бессмертным "Дон Кихотом", сам умер в чудовищной бедности, а открывший Новый Свет Кристофор Колумб умер в не меньшей нищете, да к тому же еще и в тюрьме, узнав обо всем этом еще в отроческие годы, я, внимая благоразумию, настоятельно посоветовал себе заблаговременно позаботиться о двух вещах:

1. Постараться как можно раньше отсидеть в тюрьме. Это было своевременно исполнено.

2. Найти способ без особых трудов стать мультимиллионером. И это тоже было выполнено.

Самый простой способ избежать компромиссов из-за золота - это иметь его самому. Когда есть деньги, любая "служба" теряет всякий смысл. Герой нигде не служит! Он есть полная противоположность слуге. Как весьма точно заметил каталонский философ Франциско Пухольс: "Величайшая мечта человека в плане социальном есть священная свобода жить, не имея необходимости работать". Дали дополняет этот афоризм, добавляя, что сама эта свобода служит в свою очередь и необходимым условием человеческого героизма. Позолотить все вокруг - вот единственный способ одухотворить материю.

Деньги = свобода творчества, т.е. возможность заниматься только тем, чем хочется - без ограничений, без сроков, без необходимости продаваться. Будем честными, мы все ему в этом завидуем =0) Что он оставил после себя? Себя =0) всего себя включая собственное тело, свои творения, движимость и недвижимость, он оставил единственному наследнику - Испании.

Со всей ответственностью заявляю: я никогда не шутил, не шучу и шутить не собираюсь.

Какашки, козявки, слюни, навязчивое желание взрывать все вокруг, чтобы запечатлеть во всех подробностях разлетающиеся потроха и кровь.. Прежде всего Дали взрывает мозг окружающих по типу "а я взял и отхлебнул" =0)) Зачем? потому что он профессиональный тролль! Почитать только его диалоги с невинными гражданами:

Время от времени, но с упорным постоянством встречаются мне в свете весьма элегантные, то есть умеренно привлекательные женщины с почти чудовищно развитой копчиковой костью. Вот уже много лет эти самые женщины, как правило, горят желанием познакомиться со мною лично. Обычно между нами происходит разговор такого порядка:

Женщина-копчик: Разумеется, мне известно ваше имя.

Я - Дали: Мне тоже.

Женщина-копчик: Вы, наверное, заметили, что я просто не могла оторвать от вас глаз. Нахожу, что вы совершенно очаровательны.

Я - Дали: Я тоже.

Женщина-копчик: Ах, не будьте же льстецом! Вы меня даже и не заметили.

Я-Дали: Но я говорю о себе, мадам.

Женщина-копчик: Интересно знать, как это вы добиваетесь, что усы у вас всегда стоят торчком?

Я-Дали: Это все финики!

Женщина-копчик: Финики??

Я-Дали: Да-да, финики. Именно финики, такие плоды, которые растут на пальмах. Я заказываю на десерт финики, ем их, а когда кончаю, прежде чем омыть пальцы в миске, слегка прохожусь ими по усам. И этого достаточно, чтобы они держали форму.

Женщина-копчик: По-тря-са-ю-ще!!!

Я-Дали: У этого способа есть и еще одно достоинство: на финиковый сахар непременно слетаются все мухи.

Женщина-копчик: Какой кошмар!

Я-Дали: Что вы, я просто обожаю мух. Я могу чувствовать себя счастливым толькокогда лежу- на солнце, совершенно голый и весь облеплен мухами.

Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться.

Дали как одержимый стремится к идеалу, вся его деятельность - вечный поиск того единственного божественного метода/способа/техники, которая одна позволит воплотить на холсте СОВЕРШЕНСТВО, т.е. совершенно точно отпечатать на материальном носителе идею художника. Часто кажется, что вот-вот - и будет тот самый божественный мазок кисти, и часто бывает, что картина кажется Дали верхом совершенства, что лучше уже не сделать, но... назавтра он снова берется за дело и снова ищет, как совершенно, идеально нарисовать тень на руке человека, складку ткани, чешуйку на рыбе...

*В грядущем году я стану не только самым совершенным, но и самым проворным художником в мире.

Одно время я думал, что можно писать полупрозрачной и очень жидкой краской, но я ошибся. Амбра съедает жидкую краску, и все сразу желтеет.

*Снова тружусь над левым бедром (на картине - прим.). И опять, едва просохнув, оно покрывается какими-то пятнами. Надо обработать это место с помощью картошки, а потом смело и прямо, гиперкубически все переписать, но не тереть и не скоблить.

Когда меня спрашивают: "Что нового?", я отвечаю: "Веласкес! И ныне и присно".

Спроси у любого "современного художника", где его корни, заведи с ним разговор об искусстве и почти с 99% вероятностью упрешься в его полное невежество и основанное на нем же непомерное самомнение (так, как я, никто еще не рисовал!!). Но Дали зиждит свою оригинальность на прочном основании - знании и уважении к мастерам Возрождения. В самом деле, если обратить внимание на то, КАК написаны его картины, а не ЧТО там изображено, на ум сразу приходят Леонардо да Винчи и Рафаэль, Вермеер - эти имена не сходят со страниц Дневника, он с ними спорит, изучает их, стремится проникнуть в тайну их техники, критикует, анализирует...

*Если вы отказываетесь изучать анатомию, искусство рисунка и перспективы, математические законы эстетики и колористику, то позвольте вам заметить, что это скорее признак лени, чем гениальности.

*Увольте меня от ленивых шедевров!

*Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению - и вас всегда будут уважать.

Параноидно-критический анализ (метод) и далианство

Коротко говоря, метод Дали состоял в том, чтобы нечто вполне обычное и обыденное поместить в абсолютно иррациональный контекст (портрет девушки в совершенно вермееровском стиле - и с французской булкой на голове =0)) . Окружающая реальность подвергалась именно такой анализу - расчленению на простые составляющие ("Кружевницу" Вермеера можно разложить на "носорожьи рога", т.е. на кривые линии), имеющие символический смысл (зачастую понятный только самому художнику =0))

Далианский = в духе Дали, т.е. символичный, мистический, иррациональный, необъяснимый. Вообще у Дали и язык далианский - он говорит дикими метафорами, парадоксами и оксюморонами, наделяет слова собственным, непонятном другим, содержанием. Любимая игра Дали - в ассоциации, алогичные скачки мыслей, идей и образов.

Я одним легким движением руки утихомирил восторги публики и добавил: "Думаю, после сегодняшнего выступления уже всякому ясно: догадаться перейти от Кружевницы к подсолнуху, потом от подсолнуха к носорогу, а от носорога прямо к цветной капусте способен только тот, у кого действительно есть кое-что в голове".

Особенность моей гениальности состоит в том, что она проистекает от ума. Именно от ума.

Дали есть самый яркий, на мой взгляд, пример self made man! Он не родился гениальным художником (посмотрите на его ранние картины), но родился со способностью находить возможность сделать из ничего что-то =0)) Кому-то Дневник покажется бредом сумасшедшего, автоматическим речитативом шизофреника. Нет.

Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах — они ведь показывают точное время.

Язык Дали - это гениально сконструированный самостийный язык для выражения всего принципиально невыражаемого обычными средствами человеческого языка - сложнейших комплексов ощущений, клубков эмоций, сплетения ассоциаций, сплава идей/убеждений.. одним словом, подсознательного, иррационального, часто "стыдного", всего того, что мы с вами боимся обозначить словами.

Итоги: иметь на полке рядом с Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим (молодой Дали) и 50 магических секретов мастерства за его же авторством.