Больше цитат

Ms_Luck

18 ноября 2021 г., 14:08

Выводы из третьей главы

Древний человек оставался бытийным в течение всей жизни. Современные люди от рождения тоже бытийны, но, вырастая, утрачивают эту способность.

Несмотря на то что анатомически наш мозг выглядит так же, как мозг представителей рода Homo sapiens, живших десятки тысячелетий тому назад, у современных взрослых он работает по-другому. Это происходит потому, что с первых дней жизни общество в лице родителей активно воздействует на ребенка, вызывая изменения в его нервной системе и психике. Привитие ребенку социальных навыков и норм поведения, с одной стороны, приводит к образованию в мозге многочисленных нейронных сетей, а с другой - травмируя психику, становится причиной возникновения комплексов, из которых потом формируется личность. Нейронные сети и черты личности - это социальные настройки общества, программирующие поведение человека и меняющие мироощущение.

Сравнение результатов исследования головного мозга взрослого и ребенка показывает, что у взрослых наибольшая активность наблюдается в коре больших полушарий (мышление, речь и т. д.) и лимбической системе (воображение, эмоции и т. д.), в то время как у детей - в стволе (сенсорные ощущения). Из-за социальных настроек взрослый человек отучается «смотреть на мир» стволом мозга и «смотрит» корой.

Бытийствование - наше природное право, а овладение социальной культурой - необходимость, связанная с задачей сохранения рода. Современным людям важно научиться преодолевать те моральные, психологические и прочие помехи, которые мешают гармонично объединить в себе оба феномена - бытийность и социальность. В процессе достижения этой цели разумно опираться на открытия науки, духовный опыт человечества и личную практику.

У человека, чьи психические функции находятся под управлением настроек мозга, сознание сужено. Выйти за пределы настроек - значит расширить сознание и освободиться от власти программы. Зная, как устроен мозг, и умея управлять его биоэлектрической активностью (сознанием), человек сможет изменить настройки мозга и психики и самостоятельно контролировать свое мироощущение.

Одним из самых эффективных методов управления сознанием является йога. Ее задача - освободить сознание от привязанностей и направить на самоосознание. Йога имеет богатейший опыт практики, в ней множество школ и направлений, подходящих для людей с различными психотипами. Похожим методом является буддистская практика медитации. Занятия йогическими и буддистскими практиками помогут научиться высвобождать энергию сознания, которую можно будет использовать для восприятия бытийных ощущений.

Одной из наук, которая поможет в будущем объяснить механизм взаимоотношения души и тела, возможно, является квантовая физика. Она доказала, что, кроме реальной формы, материя может иметь вероятностную - волновую. В одном из экспериментов, проводимых учеными, выяснилось, что материя, пребывающая в такой непроявленной форме, после того, как на нее направлено сознание наблюдателя, становится реальной. Это явление названо эффектом наблюдателя. Несмотря на то что наука еще не нашла объяснения этому феномену, можно предполагать, что процесс созерцания бытия представляет собой взаимодействие человеческого сознания и бытия на квантовом уровне.

С помощью волевого усилия можно менять не только локализацию биоэлектрической активности мозга, но и ее ритм. Бытийному состоянию ребенка соответствует медленный альфа-ритм, в то время как в мозге взрослого, пребывающего в состоянии суеты и беспокойства, регистрируются быстрые бета-волны. С помощью медитации и телесной осознанности можно замедлять частоту мозговых волн. Чем волны медленнее, тем яснее сознание.

Существует несколько точек зрения на проблему взаимоотношения души и тела. Одна из них - двухаспектная теория. Согласно ей, человек есть тело, однако его мозг - не просто физический объект. В его недрах наравне с электрохимическими процессами, которые регистрируются приборами, протекают и невидимые ментальные процессы, находящиеся за пределами материального мира. Это измерение пока недоступно для науки.