Больше цитат

Alphandrew

23 февраля 2021 г., 10:38

Экспериментально-психологические

исследования последних лет (12, 21) дают нам возможность устано­

вить в этом отношении несколько определенных за­конов.

1. Если два представления (например обонятельное и вкусовое) одновременно ассоциированы с каким-ни­будь третьим представлением (например зрительным), то при появлении в сознании двух первых из них возникает усиленная тенденция к воспроизведению третьего, причем не замечается, чтобы каждое из этих д в у х представлений (т. е. обонятельное и вкусовое) в отдельности воспроизводили связанный с ним (зри­

тельный) образ, но воспроизведение этого образа воз­никает как единый процесс. Этим законом легко

объясняется, почему те или другие представления воспроизводятся с особенной легкостью, если они ассоциированы не с одним, а с несколькими представ­лениями, господствующими в данный момент в нашем сознании. Нам легче вспоминать наши прежние годы, встречаясь с друзьями детства. Е щ е легче возникают эти воспоминания, если мы попадаем в ту обстановку,,

где провели свое детство, или перебираем вещи, от­ носящиеся к этому времени

2. Если какое-нибудь представление (а) в разное время было ассоциировано с двумя другими представ­лениями (Ъ и с ) , (а) то при обнаружится представления этого в воспроизведении каждого из ассоциированных с ним пред­ставлений

(Ъ и с). При наличии предварительных

а с ­социаций а-\-Ь и а-\-с воспроизведение вслед за появлением в сознании а осуществляется медленнее, чем в тех же случаях, когда предварительно суще­ствовала только одна ассоциация а-\-Ъ. Из этого видно, что всякая ассоциация

обнаруживает свое существование не только в форме воспроизводящей, но

и задерживающей силы. Всем известно, как быстро готов ответить на известный вопрос человек, обладаю­щий в данном отношении крайне ограниченными зна­

ниями (т. е. скудными ассоциациями) и напротив, как трудно бывает нам справиться с нашими мыслями,

если с предметом вопроса у нас связано множество представлений. С развитием ассоциаций развивается

та естественная задержка в процессах воспроизведения, которая характеризует „осторожность" сведущего человека.

3. Если, несмотря на только-что упомянутую за­держку, в сознании появляются оба представления

(Ъ и с), ассоциированные с представлением а, то из них прежде всего воспроизводится то, которое требует для своего воспроизведения более короткое время.

Поэтому понятно, что ассоциации более раннего про­исхождения (при прочих равных условиях) обнаруживаются скорее, чем ассоциации более позднего

происхождения. Ведь мы знаем, что процесс забвения

развивается в такой форме, что из двух представлений, воспроизводимых в данный момент с одинаковой ясностью, все-таки преимущество (в смысле прочности ассоциаций) остается за теми, которые образованы раньше.

4. Воспроизведение сложных представлений не­редко находится в зависимости от ассоциатив­

ного содействия нескольких представлений, одно­ временно находящихся в нашем сознании. Напримервнезапный крик ребенка, услышанный нами, вызывает у нас различные представления в зависимости от того, при каких внешних обстоятельствах и при каком на­строении духа мы его слышим. Если мы в спокойном и веселом состоянии, то этот крик вызовет в нас менее грозное представление, чем тогда, когда мы настроены тревожно. При этом и самое качество пред­

ставлений будет определяться качеством представ­лений, наполняющих в данный момент наше сознание: находясь в лесу, мы соединим с криком ребенка представление о страшном звере или змее, грозящих его жизни, а при уличной обстановке у нас прежде всего

может явиться мысль о том, что ребенок попал под лошадь или автомобиль.