Больше цитат

Lenisan

31 марта 2016 г., 21:14

Художественная модель всегда шире и жизненнее, чем ее истолкование, а истолкование всегда возможно лишь как приближение. С этим же связан известный феномен, согласно которому при перекодировке художественной системы на нехудожественный язык всегда остается "непереведенный" остаток - та сверхинформация, которая возможна лишь в художественном тексте.

<...> Поэтому, видимо, следует говорить не об одном исключительном (моральном или философском) истолковании "Гамлета", а о совокупности допустимых истолкований. Вероятно, все исторически имевшие место истолкования "Евгения Онегина", если к ним прибавить те, которые еще возникнут, прежде чем это произведение перестанет привлекать читательский интерес, будут составлять область значений пушкинского романа в переводе на нехудожественный язык. Подобное суждение заставляет с гораздо большим вниманием взглянуть на историю рецепций текстов в читательском сознании. Все новые и новые коды читательских сознаний выявляют в тексте новые семантические пласты.

Чем больше подобных истолкований, тем глубже специфически художественное значение текста и тем дольше его жизнь. Текст, допускающий ограниченное число истолкований, приближается к нехудожественному и утрачивает специфическую художественную долговечность (что, конечно, не мешает ему иметь этическую, философскую или политическую долговечность).