Я считаю свою книгу этаким фактическим описанием моей жизни... Это ни в коем случае не «роман».
Так описывает свою книгу Кози Фанни Тутти. Что ж, читателю именно этого и стоит ожидать от автобиографии матери жанра индастриал.
Подход к написанию автобиографии может быть разным, и во многом его определяет цель, которую ставит перед собой автор. Скажем, «Девушка в группе» Ким Гордон — это в первую очередь размышления о месте женщины в рок-музыке (не удивительно, что её хорошо встретили в феминистских кругах). Можно поступить иначе и написать увлекательную книгу, которая будет скорее ещё одним творческим актом, арт-высказыванием — так поступили Мэрилин Мэнсон и Нил Стросс в «Долгом трудном пути из ада». Ну а «Искусство, секс, музыка» — это погружение в личное прошлое. Кози здесь по кусочкам восстанавливает ход своей жизни. Для неё как для автора это что-то вроде подведения итогов, попытка рефлексии, ответ на вопрос «Как я оказалась здесь, в этой точке?». Для нас же как для читателей это возможность проследить её становление как личности и художницы.
Воскрешая в памяти события прошлого, Кози во многом опирается на записи в личном дневнике. Возможно, именно поэтому повествование получается подчас рваным, и мы совершаем вместе с рассказчицей огромные скачки во времени. Кози не утруждает себя тем, чтобы вести повествование более плавно, перекидывать логические мостики между событиями. Однако чем дальше, тем более связным становится текст. Если в начале нам дают клочки информации, обрывочные эпизоды из жизни, то уже к середине повествование становится всё более плавным, целостным и подробным. Так и работает память. Кози не лентяйка, она сознательно отказывается придавать воспоминаниям более литературную форму, стремясь к максимальной естественности в своём рассказе. Порой такая хаотичность даже подчёркивает атмосферу времени и точнее характеризует образ жизни, который вела в юность как сама Кози, так и её товарищи по COUM Transmissions.
Искусство, Секс и Музыка — это три фундаментальных элемента личности автора. Нет, не так... Это, то кем является Кози. То, без чего Кози Фанни Тутти была бы всего лишь Кристин Кэрол Ньюби, ведущей традиционную семейную жизнь, как хотел бы её тираничный отец. Только в этом смысле стоит понимать название автобиографии. Художественные акции, музыкальные проекты, фотосессии для порножурналов и съёмки в кино для взрослых — всё это Кози использовала с одной главной целью: самопознание. В её случае работы гораздо больше скажут о личности автора, чем словесные описания чувств. Кози сама это понимает, поэтому подробно объясняет свои концепции и идеи.
Прочитать книгу стоит каждому, кто интересуется не только творчеством Кози (будь то Throbbing Gristle, Chris & Cosey или любой другой проект), но и её личностью. Но на этом ценность книги не ограничивается. Увы, при всех заслугах в искусстве и музыке Кози часто теряется на фоне Дженезиса Пи-Орриджа. Именно на него обычно устремлены взоры, именно на его слова опираются, когда речь заходит о TG. «Искусство, секс, музыка» же даёт альтернативный взгляд на историю, взгляд незаурядного человека, отодвинутого, к сожалению, на второй план. Вкупе с «показаниями» других членов андеграундной лондонской тусовки тех лет слова Кози Фанни Тутти звучат убедительно, во всяком случае, для меня. Не хочу ни в коем разе обесценивать вклад Джена в искусство (каким бы он ни был человеком, талант у него не отнять), но главы автобиографии его коллеги и бывшей подруги дают возможность более трезво взглянуть на то, что происходило внутри COUM и TG.
Пожалуй, единственный недостаток, который могу назвать — это имена, точнее, их количество. Как в гомеровском эпосе перед нами мелькают десятки имён, которые появляются один-два раза и уходят в никуда, и не все они значимы для понимания сути. Впрочем, если не тратить силы на их запоминание, читаться книга будет легче.
Мой личный вердикт: с небольшой натяжкой, но всё же 10/10. Это не высокохудожественное произведение, но художественность от него и не требуется. Со своей задачей «Искусство, секс, музыка» справляется отлично. Очень рекомендуется всем интересующимся темой.