Забьёмся на Толстоевского? Русская классика в обсуждении подростков

Буквально на днях ждём из печати могучую новинку о русской классике из школьной программы. «Спойлеры» Елены Клишиной стали лауретом премии В. П. Крапивина 2019 года, и вызвали в редакции волну удивления: вот вам не странно, что повесть о том, как книги школьной программы обсуждают сами школьники, написана только сейчас? Мы задумались - и не могли прийти в себя от удивления. Ведь сколько разговоров о том, что Пушкин-Толстой-Достоевский так бронзовеют, что нет никакой возможности воспринять их по-человечески! Сколько ругают учителей за абсурдные требования относиться к классикам как к эталону с их мнением - хотя это мнение как раз оставлено самими авторами на суд читателей. И "что хотел сказать автор" как раз и ДОЛЖНО быть предметом обсуждения в школе. Да и не только в школе.

Вечные вопросы на то и вечные, чтобы представать перед нами в разное время в разных декорациях, и наше читательское дело - распознать их и задуматься: что изменилось? И изменилось ли? Именно поэтому классика становится классикой: это те книги, что каждый раз проходят проверку временем.

Ну, и вот как? Как это вышло всё?

Краткое содержание книги: девятиклассник Захар Табашников получает от учительницы литературы предложение, от которого невозможно отказаться. Изящный шантаж Ольги Леонидовны заставляет молодого человека не только принять брошенный вызов - за лето прочесть всю программу по литературе! - но и обсуждать прочитанное на своей странице в соцсети.

Я? Боюсь? Быть неправильно понятым? Не осилю??? Да это челлендж, Ольга Леонидовна. Забьемся на Толстоевского? Да я даже сам поугораю над этой вашей русской литературой.
Постаменты памятников шатаются — в комментариях хайп, дети бурно обсуждают героев.


«Обломов». За название сразу пять баллов. История дауншифтера, прокрастинатора и (простите, Ольга Леонидовна) лоха...»

(Следует бурное обсуждение - лох Обломов или мудрый философ?)

Или вот. Угадаете книгу?

Представьте, френды, такую ситуацию: ваш дружбан уезжает на три года, ну например, в Москву. Живет там себе, потом приезжает и начинает понты колотить: «у вас все те же на манеже», «фу, деревня», «колхозаны», «фу, ацтой». Что хочется сделать в такой ситуации?
Правильно, подвинуть ему корону лопатой.


И, наконец, давно и упорно не замечаемое:


«Бедная Лиза», Николай Карамзин. Ващет, если вы не заметили раньше, эта книжка про секс...»

(Ещё более бурное обсуждение).

«Гроза», Николай Островский. Купчиха Кабанова, видимо, в той или иной степени живет в каждой матери: “Ты как с матерью разговариваешь?..»
Коммент от мамы: Вот спасибо тебе, сынок, за Кабаниху! В следующий раз укажу перстом в землю и крикну: «В ноги!..».

Надо ли говорить, что взрослые решительно недовольны. Почти все. Хотя если посмотреть на обсуждение внимательно...

Мы вот тут умолкнем и оставим читателям вникать в обсуждение. И самим делать вывод: что бы сказали об этих дискуссиях сами авторы книг? Что сами авторы думали о своих героях и почему? И главное: как там вечные вопросы? Что изменилось-то?

Говорит автор. О том, как были написаны «Спойлеры»

Учительница русского языка и литературы моей старшей дочери на каждом родительском собрании исполняла «плач Ярославны»: «Не читают!» Я сидела и думала: ну как же так, да, «Война и мир» - это и кирпич и тоска смертная, но ведь это и «карты, деньги, два ствола», чего только стоит неудавшееся похищение Наташи Ростовой Анатолем! Дуэли! Интриги! Движуха! Молодежь тогда вон как развлекалась.

И еще я подумала: может быть, обо всем этом нужно рассказывать как-то по-другому? Ну, не в школе, конечно, не с университетских кафедр. А как если бы тебе пересказывал эти произведения приятель – как умеет. Так рассказывает, что хочется побежать, скачать книжку и проверить, врёт ли он или на самом деле там так написано. Что «Бедная Лиза» - про секс, Обломов – дауншифтер и прокрастинатор, Печорин – мажор, а «Барышня-крестьянка» - позитивная лав-стори.

Выпускать эту рукопись в мир было страшно: за такие-то словеса в адрес «великих русских» «Табашникова» высекут во всех соцсетях. Но для меня весь будущий гнев, направленный на главного героя и автора, уже перевесило одним отзывом одного преподавателя из педагогического колледжа:

«Мы два года не могли обратить учащихся к русской литературе. И я решила потратить один урок на то, чтобы они скачали «Спойлеры» и прочитали. И это сработало!».

В общем, ругать подождите. Там ведь не только «хайп», «сорян», «чики» и «как это развидеть». Там ведь есть еще и такое:

«Написал О. Л. в личку: Зачем мы вообще читаем книги? Они, что, нас реально чему-то учат? Вот это всё вековой давности. Смысл?

О. Л.: Да, я верю в это. Помнишь, у Обломова: «Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя, и обращайтесь с ним, как с собой, - тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову». Русская литература и плачет, и протягивает, и видит человека, и нам дает посмотреть на него».



5 фактов о «Спойлерах»

1. В ироничном ракурсе предстаёт школьная классика в книге лауреата премии Крапивина Елены Клишиной: живые голоса подростков ломают стереотип о том, что классика – это скучно.

2. На самом деле вопросы, поднятые в набивших оскомину книгах – нужны и важны, но мы так привыкли, что классик – бронзовый памятник, и обсуждению не подлежит – что у бедных классиков не осталось никаких шансов. Если нельзя обсуждать, зачем изучать? Повесть «Спойлеры» – та самая книга, которую отлично обсуждать вместе.

3. Классика – это вечные вопросы, что раз за разом они проходят проверку временем. На уроках литературы учителя хотят от старшеклассников, чтобы они провели параллель между собой и героями книг. Да ведь именно это здесь и происходит!

4. Шанс для взрослых: давно ли вы перечитывали ту самую «Золотую полку», которую так настойчиво рекомендуете подросткам? Самое время освежить память. Ведь вы тоже изменились – и разве не интересно, какими глазами вы увидите классический сюжет сейчас?

5. Чему учит эта книга? Она учит не заучивать чужие слова, а самим читать и составлять своё мнение!