Нидерландскому писателю Гюсу Кёйеру, автору «Книга всех вещей» , присудили премию Константейна Хёйгенса (Гюйгенса) — очень престижную нидерландскую награду, которую вручают за все творческое наследие в целом и совокупность заслуг перед литературой. Очень редко ее дают авторам, пишущим для детей, и почти всегда присуждают «взрослым» авторам. До Гюса Кёйера премии были удостоены только Анни М.Г. Шмидт (автор историй про «Сашу и Машу», «Плюка из Петтэфлета» и «Ошеньку»), Тоон Теллеген (его «Письма для своих» недавно вышли в «Поляндрии») и Йоке ван Леувен (в «Самокате» выходила ее книга «Пип!»).
Жюри премии называет Гюса Кейера «одним из величайших новаторов в детской литературе послевоенного периода — а значит, и в нидерландской литературе в целом» и отмечает, что «центральное место в его книгах занимает личность и свобода духа».
В конце июня в издательстве «Самокат» выходит книга Елены Соковениной «Импровизаторы. Саквояж мадам Ренар» . Кем бы ни были друзья — фокусниками, рекламщиками, авантюристами, — им только дай повод отправиться в путешествие и найти приключения. Наши герои именно такие — мотаются по России, встречают загадочное и распутывают клубки тайн, а потом сами запутывают всех вокруг и растворяются в воздухе. И конечно, настоящая дружба не привязана ко времени: ни к двадцатому веку, ни к двадцать первому — повествование разворачивается параллельно в двух временах сразу. Перед нами отличный подростковый роман от титулованного в области детской литературы автора — легкий, масштабный, смешной, злободневный и сатиричный. Похоже, что Елена Соковенина решила сложную задачу — взять лучшее от советской традиции подростковой книги, скрестить выбранное с комедией положений и романом в духе Дэвида Митчелла. Esquire публикует первые страницы романа.
Сколько бы ни жаловались взрослые на то, что нынешнее поколение не читает, цифры говорят об обратном: продажи детских книг в последние годы стабильно растут. Другой вопрос, какими стали сегодня книжки для детей и о чем в них пишут — несложно заметить, что они отличаются от тех, на которых росли советские школьники. «Нож» решил выяснить, что сейчас происходит на этом рынке: каковы основные тенденции, как меняются тематика и жанры и многие ли родители спешат предложить своим чадам почитать что-нибудь интересное о смерти, телесности и гендере. На Knife Media расспросили обо всем этом сотрудников детских издательств и книжных магазинов.
Как изменилась современная детская литература? Чем она отличается от той, что читали в советском детстве?
Буквально на днях ждём из печати могучую новинку о русской классике из школьной программы. «Спойлеры» Елены Клишиной стали лауретом премии В. П. Крапивина 2019 года, и вызвали в редакции волну удивления: вот вам не странно, что повесть о том, как книги школьной программы обсуждают сами школьники, написана только сейчас? Мы задумались - и не могли прийти в себя от удивления. Ведь сколько разговоров о том, что Пушкин-Толстой-Достоевский так бронзовеют, что нет никакой возможности воспринять их по-человечески! Сколько ругают учителей за абсурдные требования относиться к классикам как к эталону с их мнением - хотя это мнение как раз оставлено самими авторами на суд читателей. И "что хотел сказать автор" как раз и ДОЛЖНО быть предметом обсуждения в школе. Да и не только в школе.
Пока строили планы на будущее, размышляли о тиражах и всяком таком, увидели в сети, как Егор Дружинин @egordruzhininofficial читает сыну Платону на ночь одну из наших самых захватывающих и приключенческих книг - «Знаменитый Каталог Уокер&Даун» Давиде Морозинотто ! Вслух читает!
(Ещё диалоги с Платоном - это вообще что-то особенное, это прекрасно. Платоновские диалоги прямо))
Ура, мы дожили до того момента, когда новая детская и подростковая литература в одном из главных шоу на главном телеканале страны!
Литературный критик Галина Юзефович рассказала в прямом эфире программы «Вечерний Ургант» Ивану Урганту о том, что не единым «Всадником без головы» живо детское чтение, и том, что детская книга должна быть интересна взрослым, о том, что читать вслух можно и подросткам (и всем будет счастье) и о том, что вообще делить хорошие книги на детские и взрослые не стоит!
А подробно - о трогательном, мудром философском «Пакс» Сары Пеннипакер о дружбе мальчика и лиса, их взрослении и пути каждого.
У нас вышла новенькая «Музыка моего дятла» Анна Игнатова ! Она светлая, и нежная, и весёлая, несмотря на грустный сюжет — маленькая героиня не видит. Но здесь нет печали! Ведь как, если есть большое и холодное (коридор музея), где папа изображает мамонта? Запах печенья в духовке, и невидимый, но самый настоящий — его можно нащупать и попробовать угадать, что это — торт-муравейник. Мамины шаги и запах её платьев в шкафу, и яблоки, которые звонко хрустят. Мир девочки наполнен звуками, запахами, событиями, в нём не прекращается игра. Словно бы вся семья просто затеяла играть в долгие прятки, жмурки, угадайки. Да ведь так и есть: для читателя-ребёнка продолжается игра. А вот читатель-взрослый уже по некоторым признакам догадался, что происходит, как бы сам стал участником этой взрослой игры с ребёнком. Так что же, взрослые, затеявшие весь этот спектакль, на самом деле верят, что его удастся продолжать? Что девочка не догадается, что она — человек обделённый, несчастный?
«Самокат» рассказал, как выбирает для своего каталога фантастику, фэнтези и другие «волшебные» истории на онлайн-конференции «Просто фантастика». Смотрите и слушайте! Вот, например, «Трилобиты не виноваты» Светланы Лавровой - совершенно выдающаяся история, таких больше нет! Палеонтологическая фантастика, где маленькие трилобиты дружат с огромным трилобитом Изей, и с долей политической пародии - шпионская-то школа трилобитов! Совет Двенадцати Безымянных Магистров! И заодно учебник палеонтологии. Конан Дойлу с его профессором Челленджером и не снилось. Антиутопия «Отключай» Ребеки Уны - про то, как боязнь инфекций заставила человечество практически отказаться от физической жизни. Или морская фантастика «Лампёшка» Аннет Схап . В духе где-то между андерсеновской "Русалочкой" (только в мужском варианте) и беляевским "Человеком-амфибией", только с пиратами, страшными и загадочными обитателями морской пучины, цирком и сплетнями о Чёрном Доме. Тут про родительские лучшие намерения, и вину, и прощение. Пробирает до глубины души! А ещё «Река, текущая вспять» Жан-Клод Мурлева про реку бессмертия, и ещё одна антиутопия о ближайшем будущем «Дом за радугой» Екатерины Мурашовой - она, кстати, психолог! В общем, больше получаса наш прекрасный пиар-директор Маша Орлова рассказывает о фантастических текстах "Самоката", о том, как мы их выбираем, что и почему издаём.
Нину Дашевскую читатель, как правило, знает и любит по знаменитой «Я не тормоз». Хотя до и после было много прекрасных книг. Среди повестей и рассказов — театрально-музыкальная сказка про мышонка «Тео, театральный капитан» . В двух повестях «День числа Пи» речь, кажется, о чем-то сложном — о математике и музыке, о необычной способности воспринимать информацию, а на самом деле — о дружбе, желании друг друга понять, о том, что мы со своей непохожестью друг другу очень нужны. А вот в новой книге (у нее две обложки) — совершенно разные повести, не связанные друг с другом. Вернее, они связаны чем-то неуловимым. Внимательный читатель увидит, что на обложке про Ирку — события из жизни Тимофея. И наоборот.
Этого никогда не было. Этого не могло случиться даже в те невероятные времена, когда материки почти полностью были покрыты водой, а то, что торчало из воды, практически не заслуживало внимания — ведь самые высокие „деревья“ тогдашней суши были мхами не выше шести-семи миллиметров. Среди этих „зеленых насаждений“ бродили ошалевшие от собственной значимости бактерии и чувствовали себя владыками суши. В общем-то, они являются ими до сих пор. В морях обитали непривычного вида существа, и даже рыбы были еще новинкой и непроработанной моделью — без челюсти, без костей, без чешуи…
— цитата из книги «Трилобиты не виноваты» .
Совершенно особым складом ума надо обладать, чтобы написать про шпионскую школу, в которой учатся… трилобиты. Ископаемые членистоногие, жившие в незапамятные времена — какие там динозавры, они пока — будущее.
Шпионский роман-сказка про секретную школу трилобитов — дело рук Светланы Лавровой, написавшей множество смешных, добрых книг для детей, полных обаяния, доброты и великолепной иронии.