Обожаю безжалостную борьбу историков с мифами, особенно если миф устоявшийся и довольно распространённый. Карл Великий - фигура значимая для европейцев, особенно для французов. Ему посвящено множество памятников, вспоминают его добрым словом, как объединителя, просветителя, распространителя христианства... ну и другие "ля". Но так ли это? Современные историки, однако, не склонны считать, что Карл заслуживает такого почётного звания и его личность во многом переоценена.
Для того чтобы какие-то мифы развеивать, нужно быть с ними знакомым. В основном жертвой у нас здесь будет манускрипт биографа Карла Айнхарда - Vita Caroli Magni. После ознакомления с трудом Айнхарда, чтение этой книги становится в разы интересней. Если кратко - то Карл предстаёт там как некий собирательный идеальный образ или близкий к нему. Он высок, но не очень, смел, силён, изучает греческий и латынь. Единственное, писать вот так и не научился. Это потому, предупреждает Айнхард, что поздно начал! Но к этому прилагались огромные усилия - у Карла с собой всегда был пергамент, чтобы в свободную минуту поупражняться в письме. Автор биографии так же сразу признаётся, что не располагает сведениями о детстве и юношестве великого франка, поэтому знакомимся мы с Карлом уже практически коронованным.
Опустим подробности личной жизни, распри с наследством и разводы с жёнами и перейдём к тому, чем же дорог Карл Великий современному европейцу, а именно распространением культуры и образования. Со слов Айнхарда, великий Каролинг занимался риторикой, астрономией, математикой, это помимо упомянутых греческого и латинского языков. Вот, именно это всё и должно было распространяться среди неграмотных босоногих батраков и их детей.
Однако, были проанализированы другие источники, например, из храмов и монастырей (А Карл их строил много и вообще всячески поощрял) и там не нашлось ничего про "общественные школы". Автор старательно доказывает, что образование было доступно только определённому узкому кругу лиц, и преподавать могли только священнослужители за стенами церквей. Остальное население было вне "культурного ренессанса". Единственное, что поменялось для них, так это текст молитв и проповедей в церкви, теперь было принято читать их только на латыни, языке, который никто из обычных людей не понимал.
Но вернёмся в стены храма и коснёмся образовательного процесса. Преподаваемые дисциплины объяснялись так, чтобы был понятен текст Библии, какая-нибудь элементарная арифметика, летоисчисление, хотя Архимед уже в третьем веке до н.э. описал формулы круга, цилиндра и шара, а Эвклид заложил основы алгебры. У франков же всё измерялось церковными потребностями.
Как же жило остальное население? Обычный средний город был далёк от величественных построек Римской империи, в большинстве своём выглядело это так: какой-нибудь полуразвалившийся амфитеатр и хижины вокруг него. С водоснабжением были большие проблемы, чего-то похожего на акведук не было, а речь о термах или общественных банях вообще не шла. Торговлей товарами общей нужды занимались только евреи и греки. Экономика Франкской империи держалась на экспорте древесины и железа.
Интересно и то, какая была «покупательная способность» у населения. По найденным монетам – динарам и половинкам динара весом в 2 грамма, можно предположить, что «маленький человек» мог позволить себе немного. На один динар можно было купить 12 булок хлеба. В то время как золотых монет не было в обороте. Археологам они попадались собранные в отдельных местах, так как они использовались только для внешней торговли с Италией.
В завершение Автор наступает на самое больное место, а именно войны. Карл Великий буквально жил ими, «объединяя земли» и «распространяя христианство» - всё во благо! В общей сложности битвы длились около 40 лет, то с саксонцами, то с лангобардами, то с испанцами, то со славянами.
С современной точки зрения тот ещё благодетель этот Карл, отец Европы. Ну и, мне аж хотелось засмеяться, тут не обошлось сравнения с политикой Советского союза, с «Кровавым Сталиным». Даже если говорить о 9ом веке, всё равно помянули добрым словом наше прошлое – без этого ни одна книга не впечатлит. Мне было удивительно читать об этом даже здесь:)
В целом неплохая книга, особенно если быть знакомым с источниками. Автор часто ссылается на документы, не доступные широкому кругу читателей (если они не знают латынь), а так, в принципе, всегда интересно почитать свежий взгляд на что-нибудь, во что верят веками.