Наверное, я ожидала чего-то совсем другого. Может быть душераздирающих историй об угнетении мусульманских женщин. А может быть , вдохновляющих историй о борьбе мусульманских женщин против угнетения. Но ничего этого в книге практически не было. Наверное, моя скромная оценка вызвана, в первую очередь, именно тем, что ожидания не оправдались. Нет, книга конечно об угнетении, это ясно из названия, но автор задается не вопросами "что это такое" и "как с этим бороться", а вопросом "почему". То есть почему в фундаменталистских государствах женщина является существом второго сорта и почему ее надо завернуть в хиджаб. Истории возникновения хиджаба и происхождению этого слова уделено немало глав.
Автор книги, что приятно, верующая мусульманка, пытающаяся совместить в единой плоскости свою веру и современный западный подход к жизни. Быть мусульманкой и при этом участвовать в выборах, зарабатывать деньги, иметь право на опекунство своих детей, быть единственной женой своего мужа, ходить по улице с открытым лицом, быть свободным и уважаемым человеком - возможно ли это? Чтобы ответить на свой вопрос Фатима Мерниси отправляется в путешествие в прошлое. В начале она внимательно изучает Коран и многочисленные комментарии, чтобы узнать, что действительности говорил Магомет по поводу женской эмансипации. Исследования Мерниси приводят нас в Мекку и Медину времен возникновения ислама - само по себе очень интересно, с культурологической точки зрения. Магомет представлен скорее не как великий пророк, а как обычный человек, на чью долю выпало изменить судьбу своего народа. Согласно Мерниси, Магомет представлял себе идеальное государство с равными правами для всех, вне зависимости от их пола, происхождения, социального статуса, материального положения. Но чтобы не оттолкнуть от себя могущественных военных союзников и преданных сторонников и последователей, делал уступки. которые, в конечном счете и привели к сегодняшнему положению. Госпожа Мерниси словно хочет сказать: пророк ни при чем, это его последователи все исказили и испортили. Вспоминается Булгаков и его Иешуа Га-Ноцри:
Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет, но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент!
К слову сказать. мне в конце концов стало жалко Магомета с его 9 (!) женами, их родственниками, их противниками и завистниками. Уже немолодой и не очень здоровый человек, уставший от войн и политических интриг, вынужден выслушивать бесконечные жалобы и разрешать бесконечные конфликты. Ладно еще обсуждать права наследования, но выяснять в какой позе можно с женой сексом заниматься и можно ли с ней спать в одной кровати, если она с тобой не разговаривает, потому что обиделась - на мой взгляд, это слишком.
Таким образом, вместо социологического и политологического исследования прочла почти что исторический роман. Для расширения кругозора и самообразования можно и почитать.