Возможно ли написать роман о самой что ни на есть токсичной любви и об одной из самых страшных гражданских войн в истории одновременно? Да, и "Унесённые ветром" тому подтверждение.
Роман американской писательницы М. Митчелл по праву считается одним из величайших литературных произведений. События, описанные в нём, охватывают тяжёлые для Америки XIX века времена Гражданской войны (1861-1865 гг.), а также часть периода Реконструкции Юга (до 1873 г.). Исторический контекст грамотно и без занудства вплетён в повествование. Узнавать о войне Конфедерации с Союзом Штатов чрезвычайно интересно, так же, как и наблюдать за тем, как меняется политическая власть на Юге, переходя в руки "янки", "подлипал" и "саквояжников". Ну, обо всё по порядку.
СЮЖЕТ
Сюжет книги развивается в солнечной Джорджии с её бескрайними хлопковыми плантациями и бурно разрастающимися, благодаря строительству многочисленных железных дорог, городами. События происходят в период с 1861 по 1873 год, в течение которого мы наблюдаем за "жизнью и удивительными приключениями" такой весьма экстраординарной персоны, как Скарлетт О'Хара.
ЯЗЫК И СТИЛЬ
Признаюсь, что после прочтения фэнтезийной трилогии, словарь которой был ограничен определённого рода шаблонными фразами, до безобразия пафосными, и парочкой хороших описаний на 5 глав, роман "Унесённые ветром" показался мне настоящей усладой для глаз и ушей (поскольку аудиоформат тоже имел место быть). На самом деле, язык у М. Митчелл простой, воспринимается очень легко. Но как же всё-таки писательница ярко и с явной любовью описывает природу в окрестностях Джорджии, хлопковые плантации и поместья: Тару, Двенадцать дубов и др. Стоит также упомянуть, что речь чернокожих рабов сильно отличается простотой и обилием грамматических ошибок от речи их белых владельцев. Например, рабы, прислуживавшие в Таре: Мамушка, Порк и другие, слово "джентльмен" произносили как "жентмун".
ПЕРСОНАЖИ
- СКАРЛЕТТ О'ХАРА - до безобразия избалованная, тщеславная, эгоистичная, невежественная и пренебрежительно относящаяся к литературе и искусству, привыкшая ко всеобщему вниманию, любви и преклонению, озабоченная только собственной персоной и считавшаяся только с мнением обожествляемой ею матери - Эллен О'Хара - она, тем не менее, завоевала мою симпатию и сочувствие. Но не благодаря своим многочисленным недостаткам, к которым ещё можно добавить крутой нрав. А вот из-за чего. На её долю выпали тяжелейшие испытания: потеря близких, разорение родного поместья, обязанность заботиться о многочисленных родственниках и голод, страшный голод. Однако Скарлетт продемонстрировала недюжинную силу духа, стойкость и волю к преодолению трудностей. Она, вопреки всему, а главным образом – общественному мнению, нарушала всевозможные неписанные правила, принятые на Юге: раньше времени снимала траур по нелюбимым ею мужьям, кокетничала напропалую со всеми более-менее достойными её внимания мужчинами, вышла замуж за отъявленного мерзавца и «прилипалу» Ретта Батлера и, (о, боже мой!), водила дружбу, (которая на самом деле была ни чем иным, как притворством и затаённой ненавистью) с янки и "саквояжниками", сама разъезжала в двуколке и занялась управлением лесопилками! Скарлетт всеми правдами и неправдами добивалась желанного богатства. И достигла успеха, а способы значения не имеют. Больше всего мне нравилась фраза, которую героиня всегда повторяла как заклинание: «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра». Действительно, думать можно и завтра, а действовать уже сегодня.
Здесь хочу упомянуть, что слышала во многих отзывах о романе, как читателей раздражало поведение Скарлетт во время осады Атланты и её работы в военном госпитале. Даже в таких условиях и в такое время она не переставала думать о поклонниках, которых у неё отнимала война, о приёмах и балах, об изношенных платьях; мечтать о новых умопомрачительной красоты туалетах и завоевании обожаемого Эшли Уилкса. Все пункты, которые здесь перечислены, вызывали у меня только усмешку и заставляли брови слегка приподняться. Все, кроме последнего. Последний же пункт раздражал меня немилосердно на протяжении всего романа. Скарлетт, такая рассудительная, здравомыслящая, так часто говорившая Мелани "Не будь идиоткой!", сама как по волшебству превращалась в идиотку, когда в разговоре хотя бы вскользь упоминался Эшли и его имя случайно всплывало в её пустой, но довольно умной головке. И тут же начинались бесконечные "ахи" и "охи": "О, Эшли! Мой дорогой Эшли! Ведь он любит меня, любит!" и тд., и тп. И то, как Скарлетт чуть ли не руками каждый раз вытаскивала из этого чересчур благочестивого скромника признания, чуть ли не доводила его до измены дорогой его сердцу жене, меня почти бесило, ну, или просто заставляло глубоко и протяжно вздыхать. Но, надо признать, что знаменитая сцена в библиотеке, случайным свидетелем которой стал Ретт Батлер, просто потрясающая! Я была очень рада, когда этот слабохарактерный Эшли получил звонкую пощёчину, а после этого фарфоровая ваза совершила краткий полёт, завершившийся её ударом о стену, над головой контрабандиста. Как приятно видеть, как у по-настоящему сильной героини закипает ирландская кровь, и рассеивается розовый туман перед глазами! Минута отрезвления, сдобренная ироническими, весьма обидными колкостями Ретта Батлера. Как она прекрасна, эта минута. И все последующие эпизоды, в которых происходила словесная перестрелка язвительной Скарлетт с остроумным и неизменно насмешливым Реттом. А теперь и о нём поподробнее.
- РЕТТ БАТЛЕР - о, как же прекрасен он, лучший на свете абьюзер! Настоящий профессионал в эмоциональном насилии, манипулировании, нанесении метких ударов в самые уязвимые места человеческой души (в частности, Скарлетт)! Как безупречен он в своей неизменной прямолинейности и неприязни к любому проявлению лжи. Ну и как, скажите мне на милость, господа профессиональные психологи, не влюбиться в этого жадного до денег и красивых женщин мужчину? Возможно ли это? Едва ли, ведь все женщины (да-да, все без исключения, просто многие не хотят себе в этом признаться), чувствуют себя польщёнными, когда такие дерзкие себялюбцы и общепризнанные мерзавцы добиваются тебя столь настойчиво, откровенно признаются в том, что сгорают от желания обладать твоим телом и душой. Романтика Старого Юга! Не больше и не меньше. А если отбросить в сторону все эти мои, продиктованные симпатией к герою, восторги, то Ретт Батлер - сильный во всех возможных отношениях человек, которого глубоко уязвляла привязанность Скартлетт к Эшли: "Вечно этот Эшли!.." И я с ним согласна.
Отношения, которые развиваются между ними, смело можно называть чрезвычайно токсичными и, вместе с тем, страстными и поистине захватывающими. Они наполнены недоверием друг к другу, ревностью, подозрениями, конфликтами, эмоциональным давлением и манипуляциями со стороны обоих. Недосказанность и слепая преданность Скарлетт к Эшли (снова этот Эшли, о Господи!), а точнее к идеальному образу, который она создала в своём воображении, постоянно отдаляет героев друг от друга. Однако есть в этой горячей ненависти-любви особенное очарование, следить за развитием таких отношений – одно удовольствие, отравляемое разве что переживаниями о возможном разрыве... Который и произошёл в конце романа! За что, хочется спросить, дорогая госпожа Митчелл, за что?! Последние страницы завершающей масштабный роман главы я рыдала не сдерживаясь. Я протестовала против такой концовки всеми фибрами души, но понимаю, что этот финал правильный и далеко не такой безнадёжный, как может показаться. Ведь читатель уже знает, насколько Скарлетт настойчива в исполнении задуманного и получении желанного. А значит, она вернёт себе Ретта Батлера, чего бы ей это не стоило!
- МЕЛАНИ ГАМИЛЬТОН (Уилкс) -с самого начала заполучила мою симпатию, несмотря на лютую ненависть, которую испытывала Скарлетт к этой тихой, скромной, всегда и ко всем доброй девушке. Мелани нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться. Есть сильное ощущение, что именно она была любимицей автора. Скарлетт обвиняла её в глупости и слепоте, Мелани якобы не видела их с Эшли связи, слепо доверяла ей и считала своей сестрой. Нет, глупышкой эта слабая телом, но не духом, истинная леди не была. Ретт Батлер, как и очень многие жители Атланты и окрестностей, глубоко уважал её, да и я тоже. Мелани была ангелом-хранителем вероломной и дерзкой Скарлетт, против которой ополчилась вся "старая гвардия", ангелом-утешителем Ретта, тяжело переносившего гибель обожаемой дочери Бонни, ангелом, который был "единственной сбывшейся мечтой" многострадального и умершего душой вместе с Конфедерацией Эшли. Когда она умирала, я тоже горько плакала, чего не было, когда уходили другие персонажи: Эллен, Джералд, даже малышка Бонни. И я была рада, что в конце-концов Скарлетт поняла, насколько важна для неё была Мелани, как она её любила.
ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ
В произведении поднимаются важные и сложные темы: долг и совесть, честь и бесчестье, любовь и ненависть, социальные роли мужчин и женщин. Но главной темой (и это было упомянуто самой М. Митчелл) является выживание, о чём свидетельствует непростая судьба главной героини.
Большого внимания в произведении заслуживает проблема рабства. М. Митчелл не обеляет рабовладельцев и не превозносит рабство. Но можно заметить, что писательница не видела ничего плохо в рабстве, а в освобождении рабов – ничего хорошего. На этом фоне стремление северян отменить рабство и наделить негров такими же правами, что и у белых людей, описывалось как проявление глубочайшего невежества. Интересно, что сама Митчелл упоминает в произведении роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» с немалой иронией: «Считая “Хижину дяди Тома»” столь же достоверной, как Библия, все женщины-янки спрашивали про овчарок, которых якобы держит каждый южанин, чтобы травить ими беглых рабов…» Любопытно, что Бичер-Стоу – северянка, а Митчелл – южанка. И их взгляды относительно проблемы рабства как бы логически соответствуют их происхождению.
Заслуживает отдельного упоминания также вопрос о положении женщин в обществе. В романе «Унесённые ветром» показаны общественные традиции южан, в соответствии с которыми женщины – безупречные леди, малообразованные, чувствительные, совершенно неприступные, нуждающиеся в защите и покровительстве, единственная их функция – воспитание детей и ведение домашнего хозяйства; а мужчины – не менее идеальные джентльмены, всегда вежливые, учтивые, внимательные, гораздо более умные, чем женщины, истые патриоты, и обладатели уникальной привилегии ведения дел, даже если никаких способностей для этого у них нет. Но всё это не имеет никакого отношения к двум совершенно независимым от мнения окружающих людям: Скарлетт О'Харе и Ретту Бателру. Последний как раз и сообщил главной героине о сходстве их характеров и родстве душ.
Роман «Унесённые ветром», безусловно, стоит того, чтобы его прочесть. Совершенно уникальный, самобытный, колоритный, красиво и просто написанный, - он одна из жемчужин мировой классической литературы. Рекомендую познакомиться всем! Завидую тем счастливчикам, которые этого ещё не сделали.