Кэр-буу! Кэр-буу!
Буо-буо! Дьээ-буо!
Я объясню, почему именно якутский эпос. В советские годы моя тетушка Вера, студентка Новосибирского водного института, влюбилась в молодого симпатичного якута, приехавшего в этот самый институт на какую-то конференцию. Она вышла за него замуж и уехала в Якутск, где они и проживают до сих пор, счастливо и благополучно. Сколько раз они звали меня в гости! Но как-то не сложилось. А между тем и они, и их дочь с такой любовью всегда рассказывали о своем городе и о своем крае! Ни разу я не слышала от них жалоб на страшные морозы, неблагоприятные климатические условия или нетерпимость местного населения. Только гордость за растущий энергичный город и красоту Лены, радость за мирное проживание и жаркое лето.
После распределения июньского задания внутри команды я залезла в Википедию, увидела якутский эпос и поняла, что буду читать его и только его. К счастью, по страницам подошло.
Я позвонила сестре и поинтересовалась, был ли у них в школе на уроках литературы «Нюргун Боотур Стремительный». Оказывается, нет. Но у них был факультатив «Якутская национальная культура», где ребятишки изучали якутское искусство. Правда, Наташка не ходила на эти занятия. В качестве компенсации она прочитала этот эпос вместе со мной. Ей понравилось.)))
Дальше...
Отступление
Не буду вдаваться в политику, просто хочу сказать, что в советские времена была такая замечательная вещь, как качественные переводы текстов. Сейчас иногда как напереводят – мама дорогая!!! Раньше все-таки был контроль, и это хорошо. И низкий поклон Владимиру Васильевичу Державину за блестящий перевод якутского эпоса, эмоциональный, страстный, красивый, четкий и чарующий.
Вступление
«Нюргун Боотур Стремительный» начинается с вступления, в котором подробно рассказывается об устройстве мира в представлении древних якутов. Очень похоже на мифологию древних греков, древних славян, да и других народов, наверное, тоже. Мир якутов трехъярусный. Верхний слой – светлые боги, а по краям неба злые чудовища-абаасы, средний – люди, нижний – опять-таки абаасы, отвратительные чудовища. Есть свой пантеон – верховные боги и боги, отвечающие за ремесла и человеческие чувства. Есть герои.
Герои, по сути, оказываются между двух огней – и сверху их атакуют, и снизу.
Средняя земля характеризуется постоянным повторяющимся (в каждом повторении возможны отступления от формулы) эпитетом
Осьмикрайняя, на восьми ободах,
На шести незыблемых обручах,
Убранная в роскошный наряд,
Обильная щедростью золотой,
Гладкоширокая, в ярком цвету,
С восходяще-пляшущим солнцем своим,
Взлетающим над землей;
Приключения героев начинаются после вступления, в основной части эпоса.
Основная часть
*********************************************
Яндекс. Новости.
Сегодня Государственная Дума РФ продолжила работу над присвоением книгам возрастного ценза.
*********************************************
Первый канал. Прямое включение из зала заседания Государственной Думы.
Спикер
Итак, мнением большинства русским народным сказкам в обработке Афанасьева присваивается возрастной ценз 16+ из-за многочисленных сцен насилия. Следующая книга – якутский национальный эпос – олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». Начнем прения.
- Я предлагаю 0+. Это сказка с прекрасными девушками и богатырями, сказка, где добро всегда побеждает зло. Она ритмична и напевна, ее бесконечные повторы убаюкивают, так что эпос можно использовать как колыбельную. «Нюргун Боотур Стремительный» закладывает основополагающие жизненные ценности, такие как семья, верность, дружба и любовь. Если ваши дети подросли, то можно ставить домашние спектакли – эпос четко делится на повествование от лица рассказчика и на голоса героев, причем каждый герой имеет свою интонацию и характерный стиль.
- Послушайте, ну какое 0+? О чем мы говорим? Что поймет в этом эпосе трехлетний ребенок? Это слишком сложно для малышей! Считаю, что нужно ставить ценз 6+. По крайней мере, шестилетка хотя бы отличит правду от выдумки, и его картина мира не будет искажена. Да и с точки зрения логопедии ребенку в 6 – 7 лет будет очень полезно повыговаривать имена персонажей олонхо. Вы вслушайтесь только: Айыысыт Ньэлбэн, Куруугааччи Сюрюк, Кюн Дьирибинэ, Кыыс Кыскыйдаан, Эндэлюкю Бекенэй, Ыйбалдьын Удаган. Мама читает вслух, затем ребенок повторяет. Развиваем язык и память одновременно.
- Нет, жестокий эпос, слишком жестокий. Шесть лет что? Психика еще не сформировалась. Испугается ребеночек, заикаться начнет. Дерутся богатыри. Не по-детски, знаете ли дерутся. Тут взрослый такое прочитает, волосы на голове дыбом встанут. А вы - детям. Вот послушайте:
За великие преступленья твои
Я, как прорубь широкую
В толстом льду,
Дыру в твоем темени продолблю,
Как отверстье в столбе ворот,
Рогатиной шею твою пропорю,
Шейный твой позвонок рассеку!
Я из клетки твоей грудной
Вырву черную печень твою,
Воро́тную вену твою разорву
Окровавленной рукой!
Многожильное сердце твое,
Непомерно жестокое сердце твое
Исторгну я из тебя!
Я до локтя мокрой своей рукой
Залезу в утробу твою,
Железный твой нерв спинной,
Как струну,
Медленно буду тянуть...
Это только угрозы пока. А вот и сраженьице:
Тут Бохсоголлой Боотур
С громовым воплем напал
На Нюргуна-богатыря,
Будто на скалу налетел.
Ухватил его Нюргун Боотур,
Железной хваткой сдавил,
Поднял трепещущего в высоту,
Вверх ногами, вниз головой;
Теменем грянул его о скалу,
Выхватил быстро свой нож,
Выкованный из тридцати
Черных железных глыб,
По вздувшемуся горлу хватил
Поверженного врага.
Шумно хлынула, как черный поток,
Бохсоголлоя пенная кровь...
И такая драка, знаете ли, не одна в эпосе этом, а чуть ли не на каждой странице! А в финале Нюргун Боотур с невестой своей дерется, с богатыршей Кыыс Нюргун, по мордам ее, по мордам, а она его, а он ее, и так тридцать дней. У них вообще все драки по тридцать дней. И Верхний мир в это время все трясется да страдает, и Средний, и Нижний, и бабы рожают раньше срока – вот какие драки там. Чему дети научатся? Маленькие от страха заревут. Большие пойдут печень друг другу ковырять. Нет, ставьте 12+. И не меньше!
- Дамы и господа! «Нюргун Боотур Стремительный», безусловно, великий эпос. Недаром в 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». Но нужно смотреть на вещи реалистично. Произведение это скучное и однотипное. Одно да потому. Прекрасную девушку похищает чудовище – богатырь мчится за чудовищем – тридцать дней продолжается бой – чудовище побеждено – девушка возвращена родителям. Все. Далее следующую красавицу похищает чудовище – богатырь мчится за чудовищем и все по схеме. Возможны небольшие варианты – герою помогают брат/сестра/родители/боги/конь богатырский; после освобождения герой женится на девушке; герой подвергается дополнительным испытаниям. Но в целом это какое-то…у царя был двор, на дворе был кол… Предлагаю присвоить ценз 18+ и рекомендовать эпос только для специалистов по устному народному творчеству.
- Запретить! Запретить, однозначно! Порнография и разврат! Титьки голые и секс! Психически больные этот эпос сочиняли. Вот послушайте:
Пока не поздно, миром с тобой
Покончим нашу вражду!
Блистающую лучезарным лицом
Красавицу Туйаарыму Куо
Мы с тобой
Разделим между собой,
Разрежем ее пополам,
И женимся оба на ней!
Верхнюю половину ее,
Лучшую почетную часть —
Ты, Нюргун, забирай себе!
А нижнюю половину ее —
С ногами и с пахом часть,
Так и быть — я себе возьму;
Эту часть
Никому я не уступлю!
В ту пору, когда она
Лет шести от ро́ду была
Эту часть я облюбовал,
Эту часть назначил себе.
Кто? Кто придумал этот бред? А ты предлагаешь, бессовестная здесь, фигуристка, 0+, 6+! Запретить к чертям собачьим!
*************************************************
Комментарии
Как хорошо, что это заседание Государственной Думы – лишь выдумка участницы «Долгой Прогулки – 2016». И что никто не запретит якутскую сказку про Нюргуна-богатыря. Да, порой это чтение занудно, порой жестоко, но разве не такова вся наша жизнь? В жизни всегда есть место Добру и Злу, и главное, чтобы Благородное Добро всегда побеждало Чудовищное Зло. Как в эпосе «Нюргун Боотур Стремительный».
Приложение
Огромные отрывки эпоса читала вслух своей дочери. Уж простите, но она тоже рвется поучаствовать в "Долгой Прогулке". Так что иллюстрация к олонхо. Если что-то непонятно, объясняю - на рисунке изображена ведьма Нижнего мира Кыыс Кыскыйдаан.
Спасибо всем, кто прочитал мою рецензию, и пусть расширятся ваши головы, а головы недругов ваших уменьшатся!