Несмотря на то, что автор в последнем слове, достаточно обличив и уличив Достоевского, призывает читать Чехова, мне книга понравилась.
Понравилась, во-первых, потому что вызвала у меня массу мыслей и эмоций, что большая редкость, а во-вторых, потому что автор постарался подобрать и собрать под одной обложкой, в рамках поставленной перед собой задачи, множество интересных и редких документов: писем различных известных лиц, дневниковых записей, отрывков из произведений Ф.М.Достоевского. Книга ещё замечательна лаконичностью авторского текста: процентов 90 книги, если не более, составляют вышеуказанные документы. Потому чтение её представляет погружение в мир Достоевского с непродолжительными авторскими комментариями.
На мой взгляд, единственным побудительным мотивом к написанию книги в таком виде у Лео Яковлева был антисемитизм Ф.М.Достоевского, что автор наглядно продемонстрировал. А за этим Л.Яковлев нашёл у Достоевского массу других пороков, попытавшись изобразить его человеком безнравственным, злобным, завистливым, развратным, сладострастным, "балансировавшим на грани безумия", человеконенавистником и едва ли не никчемным.
Лица, наиболее на него похожие, — это герой «Записок из подполья», Свидригайлов в «Преступлении и наказании» и Ставрогин в «Бесах».
В сущности, впрочем, все его романы составляют самооправдание, доказывают, что в человеке могут ужиться с благородством всякие мерзости.
Всячески пытаясь приуменьшить масштабы гения Достоевского и значение его художественного наследия, автор с неудовольствием упоминает и тех, кто благосклонно отзывался о Достоевском: "какого-нибудь Жана-Поля", "некоего В.Сирина" и читателей-"апологетов" с "красной швалью и «антиглобалистской» нечистью", которых "вряд ли можно считать «независимыми людьми с собственным мнением», ибо они без конца повторяют одно и то же, ранее ими усвоенное".
Отдельно, в противовес теме "жидовства" (по Ф.М.Д,) – рассмотрены "открытие особой русской народности, возвеличивание русского народа превыше всех наций, идея "старшего" брата; "убогие монархическо-православные идеи"; "гимн организованному убийству, почти непрерывно звучащий в «рабочих» записках Достоевского", " картины насилия и даже наслаждения чужими страданиями", параллель Достоевский-Гитлер, "стремления к войне с целью оживления и внесение "нового"...
Не забыл автор упомянуть и исключенную из «Бесов» главу «У Тихона» о растлении и самоубийстве малолетней, о письме Страхова Толстому с обвинением Достоевского в «ставрогинском грехе», что описание этого преступления в исключенной из «Бесов» главе имеет автобиографический характер, предсмертную дневниковую запись Висковатова 1905г. о "растлении девочки при участии гувернантки в бане", "о некоем действительном или мнимом преступлении Достоевского... косвенные свидетельства множества людей"
"наиболее удивительно то обстоятельство, что современники Достоевского считали его способным на преступление"
"в творениях Достоевского присутствуют и явные педофилы — Свидригайлов и Трусоцкий, что свидетельствует о повышенном писательском интересе к этим извращениям."
Ещё одна авторская находка - параллель между Матрёшей и набоковской Лолитой, на его взгляд, из Матрёши выросшей.
Было очень интересно; со многими мнениями Л.Яковлева я согласна, с некоторыми – нет, но показанные мне свойства, черты характера и поведения Ф.М.Достоевского не убедили меня в его "недостойности" и вредоносности его произведений.
Неоднозначен, тем и интересен. Другие так не написали.
А автора книги хочется поблагодарить за собранные материалы и освещённые или поднятые темы.