Прекрасно написанная повесть Николая Северина о коренных алтайцах и кержаках-старообрядцах, живших в некогда существовавшей Ойротии на реке Катунь накануне Октября 1917 года и после революции. В ней рассказывается о великолепных наездниках, охотниках и рыбаках, живущих в горах Алтая, об их быте, обрядах, способах охоты и промыслах. О трудных временах, выпавших на долю народов, населяющих Алтай, о стычках с колчаковцами во время Гражданской войны и о приходе Советской власти в этот горный регион. Мог ли подумать автор книги, что спустя всего лишь 70 лет после написания книги кержаков-старообрядцев в России останется только 18 человек (именно столько человек в России указали свою принадлежность к этому этносу в Переписи населения 2002 года).
Грустная, но служащая уроком легенда о свободе и о великом несчастье, обрушившемся на северное племя - юраков, о борьбе за существование и о великих личностях, которые есть у каждого народа.
Кроме замечательной легенды "Слёзы в оленьих пузырях" в книгу входят еще четыре истории о Крайнем Севере, о тайге, об Енисее, о смелых и немногословных тунгусах, о мужестве и храбрости, о гостеприимстве северных народов, о честности и о предательстве.
Книга была выпущена Государственным издательством в 1931 году и больше не переиздавалась.
В конце 1922 года Лиля Брик завела роман с А. Краснощёковым, тогдашним главой новообразованного Промбанка. Этот роман заставил Маяковского добровольно изгнать себя из общества Бриков на два месяца, во время которых и была написана поэма "Про это". Лиля Юрьевна видела в страданиях Владимира Владимировича "своеобразную пользу": "Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи".
Когда читаешь Маяковского, то первыми сравнениями приходят на ум "мощь" и "сила". Авторский стиль, жесткий ритм, непривычные метафоры, яркие образы - поэт не рассказывает историю, а выстреливает эмоциями. Когда это "Стихи о советском паспорте" или ода партии из поэмы "Владимир Ильич Ленин", то громогласие строчек звучит гордостью, величием, несокрушимостью. Владимир Владимирович не отказывается от… Развернуть
На днях прочитал воспоминания простого рабочего Российской империи Сергеевича, трудившегося в славные времена правления императора Николая II.
В принципе, ничего нового в данном тексте я не увидел.
Все те же ужасы сверхэксплуатации. Нечеловеческие условия труда, полное отсутствие социалки, невзирая на законы, трудовой день продолжительностью в 12-14 часов, низкие заработки.
А у чернорабочих и того меньше.
При этом чуть ли не за каждый чих предусмотрен штраф.
В общем, всё, как всегда, когда начинаешь рассказывать о книгах, описывающих настоящую жизнь рабочих и крестьян в Российской империи в правление дома Романовых. Но, автор книги рассказал о своем коллеге, труженике по имени Сергей, который имел свою точку зрения на окружающую его обстановку.
Я думаю, читатель, вам будет любопытно… Развернуть
Маленькая пьеса Островского, с которой я не была знакома. Очень наглядно, жизненно и с глубокой моралью, заставляет задуматься о своей жизни, о прощении и терпении, о любви.
Рекомендую к прочтению!
В ближайших планах освежить в памяти всю школьную программу по Островскому
Что может быть прекраснее, чем детская фантазия?
Два друга - Колька и Петька, они решили отправиться в Бразилию, чтобы поймать там попугая. Конечно, Бразилия очень далеко от Ленинграда, в котором они живут, но она может быть оказаться и совсем рядом, если вместо сосны представить пальму, вместо коровы - бизона, а вместо детей с соседней улицы - туземцев.
И все бы ничего, если бы все это дело не омрачалось тем, что Колька и Петька просто хвастуны.
Этот рассказ мог бы стать прекрасным, но автор почему-то его таким не сделал.
Мне он не понравился, в нем есть намек на что-то хорошее, но сам он не несёт никакой нагрузки. Без конца повторяющиеся слова спора Кольки и Петьки занимают почти половину текста. И никакой морали кроме как поменьше врать я из него не смогла получить.
Прочитано в рамках игр "Собери их всех" и "Вокруг света"
Жизнь непредсказуема. Бывает, тебе надо срочно прочитать рассказ про робота. И ты копаешься, ищешь, начинаешь и бросаешь штук пять произведений разных авторов. Ну, не лежит душа к железкам, которых изо всех сил писатели пытаются очеловечить, вдохнуть в них душу, заставить чувствовать. Профанация смысла, разве нет? Увлеченно решать надуманную проблему, избегая необходимости заниматься человеческими страстями, человеческими печалями и радостями, тем богатым и сложным спектром, который рождается из человеческой эмоциональности, коей нет и не будет в роботах. А если есть, то это Булычев написал, отдельная тема. Я понимаю, что есть перенос, аллюзии, метафоры – и всё, что написано человеком, так или иначе рассказывает о человеке. Но. Перенос точки отсчета на роботов для меня выглядит как… Развернуть
Интересно, что некоторые книги (ну, или, как в данном случае, рассказы) как-то незаметно в процессе чтения получают свое «музыкальное сопровождение». Конечно, это стихотворение Киплинга больше известно нам по песне Татьяны и Сергея Никитиных, но почему-то у меня в голове крутилась именно английская версия.
Вот точно такая же мечта «и я хочу в Бразилию, к далеким берегам» двигала героем этого рассказа Колькой Панькиным. Парень оказался очень целеустремленным и с большой фантазией, так что, прихватив с собой друга, он отправился прямиком на аэродром… и….начались приключения!
Забавно, конечно, было читать рассказ начала ХХ века, когда мальчишки вот так запросто, никого не предупредив идут на аэродром, договариваются с летчиком, тот отвозит их невесть куда… и благополучно улетает, оставив… Развернуть
И вновь найденная в сети отсканированная находка из далекого советского прошлого. Чудесные иллюстрации и очень странный рифмованный текст.
Негритенок Джой и его слон Ямбо безмятежно жили в Африке. Приплывшие на пароходе белые люди отвезли его в Россию и отдали обоих в цирк, где Джоя обижал и бил по попе злой хозяин. Мне совершенно остался непонятен момент прибытия Джоя в Россию: до революции 1917 года или после. И если второе, то откуда взялся злой хозяин.
Но однажды Джой встретил на улице марширующих ребят-пионеров, которые позвали его с собой:
Ты из плена убегай,
К нам в отряды поступай.
Ленин - вождь наш и глава.
Маршируй-ка - раз и два.
И пошли они все вместе вперед, со слоном во главе, в светлое будущее.
Как охарактеризовал это произведение кто-то в сети: дичайшая советская сказка. Тем не… Развернуть
Случайно найденное в сети короткое произведение двадцатых годов прошлого века.
Семья рабочих удочеряет сданную в приют тринадцатилетнюю девочку, умирающую от голода. Девчушка выживает и оживает, начинает ходить в школу, с удовольствием слушает рассказы отца-революционера и учится шитью у матери.
Как вдруг в семью приходит письмо, написанное от имени настоящего отца, неграмотного крестьянина, отдавшего дочь из-за голода, а теперь тоскующего по ней вместе с матерью.
Рабочий не может обмануть крестьянина и с болью в сердце возвращает ребенка в родную семью. Впрочем, все складывается к взаимному удовольствию. Ребенок будет жить на две семьи: летом в крестьянской, а зимой в рабочей, чтобы учиться, ибо учение - свет.
Интересно, что такой нехитрый рассказ был популярен среди детей того времени. В… Развернуть
Повесть о русском народе, которого угнетали все, кто приходил на Донскую землю: сначала атаманы, потом казаки, большевики, немцы...
Все под себя прогибали жителей донской земли. Но человек - существо, быстро адаптируемое и подчиняясь каждому и привыкшее к новым устоям, очень раздосадывались, когда приходили другие к управлению и внутри себя бунтовали против устоев, а на деле вздыхали и медленно привыкли.
Обживаются люди на короткой веревочке времени, данной им в руки. Обойдут по веревочке от зари до заката короткий кусочек пространства, данный им под ноги. Все увидят, запомнят, в связь приведут, каждой вещи дадут свое имя. И между ними и между вещами ляжет выравненная дорожка, из конца в конец выхоженная своим поколеньем. Ей имя — привычка.
Сложно далась мне повесть "Перемена". Ужаснейшие… Развернуть
В современном мире мы редко задумываемся о том как жили крестьяне при крепостном праве, да и информации из первых уст можно найти не так много. Поэтому эта небольшая книга – самое настоящее сокровище! История крестьянки Марии Ивановны Волковой поражает своей правдивостью. А сколько таких крестьян было, но память о них затерялась.
С детства Мария Волкова принадлежала к дворовым людям. Её отец погиб, а мать, родив второго ребенка не справилась с работами в поле и ее засекли до смерти. Младшая сестра после смерти мамы прожила недолго и Мария осталась с бабушкой.
В дальнейшем помещики передали девочку в семью своей племяннице в обмен на собаку! И сначала мне показалось, что в новой семье Волкову будет ждать новая более счастливая жизнь. Но отношение новой хозяйки было отнюдь не гуманным. В… Развернуть
Я можу поставити роману 5/5, але не тому, що книга мені дуже сподобалася, а через те, що вона викликала багато емоцій, зокрема обурення, дякую головному герою.
Трохи поясню. Протягом усієї книги, у Степана все йшло добре. Він був відмінником в університеті, почав проводити лекції з української мови, таким чином заробляв гроші поки й сам був студентом. Пізніше почав писати оповідання, і його перший же твір усім сподобався! Захотілося написати сюжет до фільму? Написав, й звичайно він зайшов режисерові, за це Степанові аж півтори тисячі карбованців надіслали. Навіть робота у нього була хороша. Та й сам хлопець високий, розумний, працелюбний, гарний і всяке таке. Та його нутро... Те, що через нарцисичність та бажання уваги до себе став письменником, те, що він думав про майже кожну людину… Развернуть
Коли я сам вчився в Києві, місто малювалося мені душним і занадто великим. Або ж навпаки - ти здавався у ньому таким маленьким, що було аж некомфортно. Дякуючи "Місту" я згадав це вже забуте почуття.
"Місто" цікаве тим, що головному герою не хочеться співчувати. Він мудило, яких небагато є. Жахливий егоїст, який тільки переймається за власний комфорт і без остраху топче почуття інших людей. Велике місто просто зриває з нього окови совісті та перетворює у морального виродка.
Спочатку він боявся, що не вступить в інститут, а наступного дня вже ремствує, що отримав стипендію не таку велику, як сподівався. Кожний успіх викликав у нього не радість, а заздрість і ще більші амбіції. Мало, все було мало. А як легко він кидав жінок, яким обіцяв все життя любити. Особливо жорстоко це було із… Развернуть
Я до сих пор нахожусь под воздействием этой магической истории. Пытаюсь сравнивать с похожими авторами и ничего не приходит на ум как уникальнейший симбиоз двух «наших» хороших писателей: Владимира Набокова и Гайдо Гадзанова. Я нашла в Лабиринте потрясающее эссе на тему этого романа и самым наглым образом привожу его здесь. Это было напечатано в рубрике Афанасия Мамедова. Зачем я это делаю? Да просто это эссе и является самым лучшим дополнением этого потрясающего романа, скорее повести, о Душе, о Человеке, о Поэтичности, о верности и о Женщине с большой буквы.
Далее приведена рецензия из Лабиринта:
«Белла» начинается с блистательного кульбита, с переворачивания текста, который читателю еще только предстоит прочитать и который еще ничего не знает и не с кем из героев не знаком:
«У моего… Развернуть
Ч̶е̶л̶я̶б̶и̶н̶с̶к̶и̶е̶ Русские Робинзоны настолько суровы, что их записки посвящены выживанию не на необитаемом острове, а в тюрьме для политических преступников, так как герои данной книги оказались заточены в Шлиссельбургскую крепость. Очень необычной вышла книга и если абстрагироваться от гнетущей атмосферы пожизненного заключения людей, обреченных на скоропостижную смерть или сумасшествие, то получилось весьма познавательное, жизнеутверждающее повествование, полное любви к труду и науке.
Автор данной книги – Михаил Васильевич Новорусский - был соучастником покушения на Александра III и приговорен к казни, впоследствии замененной на пожизненное лишение свободы, так что вместе с другими политическими заключенными (среди которых были Николай Морозов и Вера Фигнер) главный герой… Развернуть
До недавнего времени эта книга казалась мне каким -то мифом литературы - она существует, но недоступна. Может, она затерялась во французских архивах, может - вообще не оцифрована. Но тут нашла её и прочитала. Читала, можно сказать, взахлёб, хотя книга не остросюжетная. Детство Шарлотты описано слегка сказочно - Ленотр про неё писал иначе и гораздо более правдоподобно. Видно её преклонение перед старшим братом, Максимилианом Робеспьером, - тут он выглядит положительным. Не знаю, насколько данный портрет близок к оригиналу - он очень сильно романтизирован. Огюстену уделили места поменьше, хотя я читала, что Шарлотте он был ближе Максимилиана по духу. Её попытки самооправдаться и сказать, что она не отрекалась от братьев, вызывают жалость. Собственно, про семейство Робеспьеров можно много… Развернуть
Как же плохо, что такие книги не выпускают в современных издательствах! Обязательно поищу ее себе в бумажном варианте, чтобы не забылось, чтобы помнилось..... Спасибо бабушке. что рассказала, а Таисии Ферафонтовой, что записала, хотя бы кратко, историю этой бабушки.... Хорошо, что сейчас такого нет и читать мы можем об этих ужасах только из книг.
Е.Н. Верейская – «Бесик» (рассказ, 1927 г.)
С детства я знал лишь революционные рассказы Елены Николаевны Верейской. Но оказалось, что её рассказы на другие темы ничуть не хуже.
«Бесик» - рассказ о спасённом бельчонке.
Позднее этот рассказ получил название «Бабушкин колобок», и более подробно я напишу о нём в рецензии на книжку «Бабушкин колобок».
Много на Руси талантов вышло из простого народа. Так было и так будет.
Например, таким талантом обладал крепостной художник дворян Строгановых Иван Степанович Дощеников (1812-1893). Наверняка вы о таком даже и не слышали. И если бы не местные историки и краеведы, любящие свои пенаты, фамилия Дощеникова ушла бы в небытие.
Вот скажем его картина под названием "Игра в дурачки дедушки и с внучкой" из собраний Березниковского историко-художественного музея имени Коновалова.
Ну и что тут не обычного? - спросит читатель. Подумаешь, старый дед играет в карты с молодой девушкой. Но вот краеведы раскопали в архиве разъяснение дочки художника Раисы Ивановны Горбуновой:
""Старик Агеев Н.Т., управляющий графа Строганова по Усолью, очень любил "обходить" баских (красивых) девушек из крепостных. Ни…Развернуть