Наверно, у всех родителей, чьи дети растут двуязычными, в тот или иной период времени возникают определенные вопросы. До того, как мой ребенок начал говорить, мне казалось, что к билингвизму мы придем естественно (поскольку мама и папа разговаривают на разных языках) в любом случае, но, когда ребенок заговорил, оказалось, что не все так просто. У меня появилось много вопросов и мне понадобилась квалифицированная помощь.
В этом случае Наоми Стенер - это верный адрес, поскольку она является педиатром и экспертом в деле обучения детей более, чем одному языку. Кроме того, она сама мама двух многоязычных детей. Она много лет работала именно над вопросом билингвизма у детей и поэтому ей есть, что сказать по этому вопросу.
Сразу, правда, необходимо оговориться, что книга Наоми рассчитана на американскую аудиторию. Так, она принимает за данное то, что языком страны является английский. Это, в принципе, не играет никакой роли в ее аргументации, можно просто мысленно подставлять язык той страны, в которой живете мы. Другое дело, что в книге, например, есть главы или подглавы, касающиеся исключительно советов, применимых к США. Так, например, подробно описывается система образования для билингвов в США и возможности учиться на ином языке, чем английский. Эти главы будут неактуальны для тех, кто не живет в США.
Еще нужно указать, что под билингвизмом автор подразумевает любой уровень знания второго (третьего/четвертого и так далее) языка. То есть, если вы, например, учили английский в школе, то вы тоже билингв. В моем понимании билингвизмом считался одинаковый уровень владения двумя или более языками. Себя я, например, билингвом не считала, поскольку с рождения разговаривала только на одном языке и другие языки учила уже в школе и университете. Однако, Наоми делает разделение и говорит о простом билингвизме (в этом случае один из языков является доминирующим у ребенка) и сбалансированном билингвизме (когда человек владеет двумя или более языками на совершенно одинаковом уровне). Автор предупреждает, что сбалансированного билингвизма достичь очень и очень трудно, и в мире существует относительно мало таких людей. С другой стороны, поскольку автор билингвизм понимает очень широко, эта книга может быть интересна и тем людям, которые ставят своей целью научить ребенка иностранным языкам с самого раннего возраста.
А зачем? В чем польза изучения языков с самого рождения (ну, а если опоздали, в каком угодно возрасте)? Наоми считает, что пользы много. Мне, например, импонирует тот факт, что двуязычные люди меньше подвержены болезни Альцгеймера, более общительны, легче приспосабливаются к смене коллектива, страны, культуры. Автор на протяжении всей книги активно агитирует родителей дарить детям возможность второго, третьего и так далее языка и никогда не останавливать перед трудностями.
Книга, как понятно уже из самого названия, состоит из 7 глав или шагов. В первом шаге автор рассказывает общие положения о билингвизме, дает его определения и рассеивает самые распространенные мифы о билингвизме, например, о том, что, якобы, только очень умные дети могут выучить более чем один язык, что билингвизм у ребенка ведет к смешению языков и, вследствие этого, не позволяет детям выучить в совершенстве ни один из языков, что билингвизм ведет к задержке в развитии речи у ребенка и так далее. Автор перечисляет различные преимущества билингвизма, некоторые из которых я уже описывала выше.
Автор с самого начала предупреждает, что одновременное познавание двух и более языков это процесс нелегкий, прежде всего, для родителей, поскольку именно на них ложится обязанность обеспечить ребенку наилучшую языковую среду. Автор говорит о том, что прежде чем пуститься в путь, необходимо определить цели изучения языков и на основании этих целей разработать план работы с ребенком. Во втором шаге, автор объясняет, как определить цели изучения языка. В третьем шаге она рассказывает, каким образом родителям необходимо подходить к обучению ребенка языку и приводит часто задаваемые вопросы и ответы на них. В четвертом шаге Наоми рассказывает о том, как составить план, а также приводит самые распространенные и полезные инструменты для изучения языка (интернет, телевидение, компьютерные игры, радио, видео, аудиокниги и обычные книги, окружение, нянечка и так далее).
Несмотря на то, что первые шаги содержат достаточно полезной информации, они, тем не менее, более или менее общие и очень много новой информации они мне не принесли. А вот шаги пятый и шестой очень полезны. Шаг пятый содержит информацию о наиболее часто встречающихся проблемах при изучении нескольких языков и методах их преодоления. Здесь содержатся практические ситуации, рассказывается, каким образом необходимо разговаривать с ребенком, чтобы он все понимал и быстро поглощал новую языковую информацию, как сделать так, чтобы ребенок отвечал на том языке, на котором ему был задан вопрос, как "разболтать" ребенка, что делать, когда ребенок просто отказывается разговаривать на языке. Автор также объясняет проблему смешения ребенком языков на ранних этапах развития и рассказывает, что правильно и неправильно в данном случае. Шестой шаг тоже очень важен, поскольку в нем автор рассказывает о том, как научить ребенка читать и писать на втором языке и как преодолеть все трудности, с этим связанные.
В шаге седьмом рассказывается, как адаптировать двуязычного ребенка к школе и выбрать для него лучшую программу. Эта часть не очень была мне интересна, поскольку, по большей части, она касается, как я уже говорила, американской реальности и к моей ситуации неприменима.
В целом, необходимо отметить, что большинство из тех шагов и методов, которые Наоми описывает в своей книге, большинство из двуязычных родителей понимает и осуществляет интуитивно и без книги. Однако польза книги в том, что она, во-первых, структурирует информацию, во-вторых, рассеивает основные заблуждения и опасения родителей, в-третьих, отвечает на самые распространенные вопросы и, в-четвертых, помогает избежать ошибок. Я нашла ответы на все свои вопросы, которые у меня накопились к данному моменту. Кроме того, я нахожу часть про обучение письму и чтению очень содержательной и полезной. Поэтому я, безусловно, могу посоветовать книгу всем заинтересованным лицам. Информация дается в очень простой форме, со множеством примеров и морем позитива.