Вот так себе живёшь-живёшь в недавно отстроенной, чистенькой и приличной высотке, а через пару месяцев уже жаришь собаку на балконе, забаррикадировавшись в своей квартире, и потихоньку сходишь с ума. Это не спойлеры, а краткое содержание первой странички.
Вряд ли я стала бы читать эту книгу, если бы не фильм, который скоро должен выйти в прокат (с довольно многообещающим трейлером), а также наличие томика в библиотеке. В двух словах: это антиутопия, написанная в 70х годах, и мне вдруг стало интересно, какую антиутопию можно было написать в то время. Весьма посредственную, как оказалось.
Кратенько о сюжете: врач средних лет Роберт Лэнг заезжает в весьма фешенебельную новостройку, в которой есть ну прям все удобства: и бассейн, и магазин, и спортзал, и школа и много других полезных и прекрасных вещей, ах как все хорошо, просто мечта или сказка. Повествование ведется попеременно от Лэнга, журналиста Ричарда Уайлдера, живущего на втором этаже, и Энтони Рояла, архитектора этого "чуда", жителя самого последнего этажа. Вскоре вселяется последний жилец, и тут-то начинает твориться всякая чертовщина. Высотка вдруг делится на три части, как классовое общество, и элита, живущая на верхних этажах, более не хочет видеть у себя низы, а низам это, конечно, не нравится. У Уайлдера появляется маниакальное желание снять фильм про высотку, и для этого ему любыми способами нужно добраться до самого верха. Плевать на жену и детей, плевать на работу, главное - это его камера и лестница наверх. Роял сначала собирается уехать, но в итоге остается до самого конца. Не могу сказать, что персонажи как-то особенно раскрылись, они больше деградировали, и в конце представляются совсем непривлекательными.
И вот представьте: запустение. Массовая истерия. Лифты/мусоропровод/вентиляция прекращают работать. Электричество постепенно вырубается на всех этажах. Школы закрыты, в магазинах нет ничего, кроме собачьих консервов, бассейны грязные (все ходят туда в туалет). На парковке все машины залиты помоями и раздолбаны, потому что сверху на них что только не летит. Со временем все прекращают вообще выходить из высотки, потому что им кажется, что мир реален только внутри здания. Люди начинают баррикодироваться в квартирах, потому что повсюду снуют мародеры, которые не погнушаются взять последнее, при этом хорошенько вас отлупасив или изнасиловав, или даже убив. Некоторые вообще переселяются из квартиры в квартиру, потому что вай нот. Уже всем без разницы. Многие семьи распадаются. Насилие. Хаос. Скандалы. Интриги. Расследования.
Так, по мнению Балларда, может закончиться наше уютное проживание в самой обычной высотке. За саспенс плюс, за нарастающую атмосферу плюс, обилие натуралистических деталей местами заставляло кривиться, но без этого картина деградации была бы не такой впечатляющей, наверно. Однако остальное как-то уж слишком наигранно. Ну не верю я, что за 2 месяца человек, несмотря на нелепые стычки с соседями, вдруг начнет сходить с ума и превращаться в животное, убивать, грабить и т. п. только потому, что живет в высотке. Ну и как-то очень странно, что из внешнего мира никто никак на ситуацию не реагирует. Алло, у вас тут свыше тысячи человек на работе не появляются. Полиция? Кто-нибудь? Нет? Ну и ладно.
Главный плюс: роман совсем небольшой (меньше 200 страничек). Прочитал, повздыхал и забыл. Посмотрим, какое сняли на эту книжку кино.