29 августа 2021 г., 20:25

10K

«В лесной техникум поступил с мечтой иметь свою пасеку»: Интервью с Геннадием Исиковым

24 понравилось 1 комментарий 1 добавить в избранное

Привет, лайвлибовцы! Представляем интервью с писателем Геннадием Исиковым — автором романа «Наследники Дерсу» о лесничем Сергее, который отчаянно борется с браконьерами, уничтожающими прекрасную природу тайги. Это самое знаменитое произведение писателя, получившее признание в нашей стране и за рубежом. Его отметили Московская и Лондонская литературные премии, а также премии им. М.А. Шолохова, А.Н. Толстого и В.В. Набокова.

Геннадий, в своих произведениях вы воспеваете красоту природы Приморского края, Уссурийской тайги. Расскажите, где вы родились и что вас восхищает в этом месте?

Я родился летом 1948 года на окраине города Алма-Ата на пасеке колхоза «Горный Гигант» — в живописном урочище Медео, где позже построили каток международного значения и проводили олимпиады. С раннего детства впитывал в себя красоту синего неба, гор, покрытых голубыми елями, альпийских лугов, блеск вечных ледников Тянь-Шаня, заилийского Ала-Тау.

Восьмой класс окончил в санаторно-лесной школе на другой окраине города в степной зоне — в дубовой рукотворной роще, по моим догадкам, бывшей усадьбе казачьего атамана. Весной в окрестностях зацветают подснежники, их сменяют тюльпаны и красные маки. И я в свободное время любил в одиночестве бродить. Здесь в 13 лет и пришёл первый стих:

«На дальнем Востоке,
во Владивостоке,
находится Рог золотой,
Где дочь океана
Японское море
берег лижет волной».

Ровно через десять лет я с женой Людмилой и четырехмесячным сыном Игорем оказался в Приморском крае, во Владивостоке, а затем в рабочем поселке городского типа Тетюхе. Пролетая на самолете из Артёма в Тетюхе в первые дни осени, я завороженно любовался красотой, разнообразием растительности, нежными оттенками угасающей зелени листвы, яркой зеленью хвойных деревьев, хребтами гор, впадинами водоразделов.

Я с детства люблю природу. И к этому времени проходил практику в лесничествах Семипалатинской и Павлодарской области. Окончил лесной техникум в Лениногорске, на Алтае. Работал в Нарынкольском лесхозе на границе с Китаем и Киргизией, вблизи пика Хантенгри, в Прибалхашской низменности в полупустыне. Так что набрался впечатлений и от встреч с интересными людьми, и от разнообразия ландшафтов и событий, происходивших со мной.

Запомнились и судьбы людей, с которыми работал и встречался. Переехав из Казахстана в Россию, мне было что с чем сравнивать. Да и местные люди поговаривают, что природа Уссурийской тайги покрасивее швейцарских Альп. Повесть «Пасека» писал почти тридцать лет, впервые она была опубликована как рассказ в 1985 году в сборнике «Приморье». Отдельной книгой стала в 2015 году. Я вкладывал в неё свою душу, создавая оду природе и придавая своим главным героям черты самой высокой нравственности, противопоставлял их хищникам в человеческом обличье.

Роман «Наследники Дерсу» однозначно можно назвать вашим главным произведением. Когда только планировали написать эту книгу, предполагали ли вы, что она принесет такой успех?

Разве я об этом думал? Мечтал? Нет, конечно. Просто упорно работал над рукописью, переписывая раз за разом. В 1979 году, когда меня пригласили работать радиоорганизатором в посёлке Кавалерово, услышал маленькую историю о пчеловоде. Он срубил охотничьей финкой молодую цветущую липу, чтобы попробовать на вкус сладость нектара на цветках. Это меня возмутило. Но опыта написать рассказ не было. Журналисты подсказали, что надо прописать характеры двух этих героев и столкнуть их в серьёзном событии.

Имея к этому времени диплом инженера лесного хозяйства и третье место в конкурсе Министерства лесного хозяйства РСФСР за лучшую публикацию по охране природы, поступил на факультет журналистики ДВГУ. Заочно учился и работал над повестью «Пасека». Всю зиму по выходным ездил за 350 километров из Кавалерово во Владивосток в Союз писателей, там Лев Николаевич Князев вел занятия в клубе «Литературная строка».

Просто жил и работал вечерами над каждым эпизодом, выстраивая сюжет. Но он пока не завершён по линии Сергея, ждёт на столе рукопись книги «Лесничий». По сюжетной линии друга Сергея Виталия Кутелева только что написана вторая книга «Здравствуй, Синяя». Она отмечена Лондонской литературной премией и опубликована в литературном альманахе «Российский колокол». Книга тоже размещена в ЛитРес.

На столе ещё две рукописи: «Звезда Востока», и «Детство, отрочество, юность». Завершатся сюжетные линии романа «Наследники Дерсу» в книге «Журналист». Если повествование начинается в семидесятые годы, то заканчивается после лихих 1990-х и рассказывает, кто кем стал в условиях рынка. Как изменятся герои, когда на первое место выйдет нажива, в том числе за счет природы? Ее уничтожение — обязательное условие алчных законов капитализма.

Персонаж Сергея вы писали с себя? Он ведь в каком-то смысле похож на вас: образование в лесном техникуме и работа лесничим, любовь к природе и Приморскому краю.

Скажу больше. В этой книге я выступаю в трёх лицах. Автор, поэт, и создатель оды природе. Лирические отступления, наблюдения за тем, как природа меняется в каждое отдельное время года — осень, зима, весна, лето. «В капле росы, повисшей на острие осота, отразилось бездонно голубое небо…»

Сергей тоже в чём-то я: он работал в государственной лесной охране и родился в Семипалатинской области, где я проходил практику. Также он свидетель атомного взрыва на семипалатинском полигоне. Это немецкий вопрос — на побережье реки Иртыш выселили обрусевших немцев из Поволжья.

Виталий Кутелев списан с моей судьбы. Во второй книге «Здравствуй, Синяя» описаны шесть дней из моей жизни, и они уместились на трехстах страницах. Задуманный роман «Наследники Дерсу» отражает время всего двадцатого века — эпоху революции через поколение дедов, отцов, участников Второй мировой войны и главных героев, родившихся в послевоенное время. Им пообещали, что их поколение будет жить при коммунизме, а коммунизм что-то так и не наступает.

Параллель прослеживается по всем книгам: «А пчёлы-то живут как бы при этом самом “коммунизме насекомых”». Они в этом плане разумнее, потому что опыляют растения без отдыха и перерыва на обед. Они почему-то понимают, что без их участия в опылении не будет возобновления растительности на планете, а значит, и кислорода. И Земля останется без людей, станет такой же безжизненной, как Марс. А сегодня человечество только и занято тем, что ведет истребительные войны, истощающие запасы полезных ископаемых на планете.

Книга «Пасека», наверное, самая популярная часть романа «Наследники Дерсу». Как вы думаете, почему именно она удостоилась такого внимания?

Потому что это первая опубликованная книга из пяти задуманных. Она издана в Берлине, Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Астрахани, Новокузнецке, Владивостоке. Также книга участвовала в литературных фестивалях, на Московской международной книжной ярмарке. Она на рынке шесть лет и обратила на себя внимание критиков, издательств, продюсерских центров.

В природе существует много умных животных, способных объединяться и жить в строгой иерархии. Почему вы выбрали для сравнения именно пчёл?

Если присмотреться, то можно найти аналогию между стрекозой и вертолетом, альбатросом, орлом и дельтапланом. В детстве меня подвела к улью с пчелами бабушка — она работала во время войны пчеловодом в колхозе. В 13 лет нашёл в сундуке у деда на чердаке учебник по пчеловодству для техникумов и увлекся жизнью этих насекомых.

В лесной техникум поступил с мечтой иметь свою пасеку. И в свои двадцать лет, работая помощником лесничего в Прибалхашской долине, на деньги деда купил восемьдесят три улья с пчелами. Ухаживал за ними сам три года, пока не поступил на факультет инженеров лесного хозяйства в Казахский сельскохозяйственный институт, который окончил уже в Уссурийске в 1976 году.

Наблюдения за пчелами и знания о них наводят на грустные мысли. С пчелами веду дружбу 50 лет, вот и расфилософствовался — заговорил о чем-то очень важном. Книгу «Пасека» критики отметили Московской литературной премией в номинации «Философия в художественной литературе».

Читатели пишут рецензии, если им очень понравилась или разочаровала книга. Можете ли вы вспомнить лучший и худший отзывы на вашу книгу, которые вам особенно запомнились?

Худший был о том, что в книге несколько страниц чистой публицистики с размышлением на тему понимания мной коммунизма в человеческом обществе, возможен ли он. А как об этом сказать иначе? Эту тему надо развить художественно, через поведение пчел и человеческого общества, а дальше пусть читатель сам фантазирует. Я лишь приглашаю каждого наблюдать за тем, что есть в природе, поразмыслить.

А лучшие отзывы — те, в которых говорится, что автору удалось стать мастером описания природы. Завкафедрой психологии ДВГУ, прочитав подаренную рукопись, сказала: «Никогда не думала, что так можно писать о природе». И на экзамене, даже не послушав ответ на билет, поставила пять.

Вы ведь пишите и стихи, и прозу. А что вам нравится писать больше?

Первый стих опубликован в газете «Лениногорская правда», когда мне было 16 лет. Купил в магазине поэтический словарь А. Квятковского и не расстаюсь с ним. Книга академического издания «Теория стиха» привела меня в чувство, и я понял, что поздно идти в поэты. Поэтому писал для себя и друзей, когда они вдохновляли своими благородными поступками. Или когда влюблялся, дарил с автографом, а копий у меня не оставалось, всё раздарил.

Сохранились те, что посвящал своей будущей жене Людмиле, она и инициировала собрать в сборник. В 2012 году, в свои 64 года, я сел всерьез доработать повесть «Пасека» и стал посылать стихи в альманах «Российский колокол». После этого стихи вошли в хрестоматию для школьников старшего возраста «Поэты нашего времени» и отрывок из книги «Пасека» в Хрестоматию «Современные писатели».

Всего написано около ста стихотворений. Это экспромты, над ними не колдую, сами приходят, две-три-пять минут — и готово. А к прозе серьёзное отношение: исправляю замечания редактора, полностью ей доверяю. Это Екатерина Леонидовна Кириллова, она меня научила, как надо работать над каждым эпизодом.

Чаще всего на творчество влияют произведения любимых писателей автора. Назовите ваших фаворитов и несколько самых любимых книг, которые вы можете посоветовать своим читателям.

В Кавалерово, до того как я поступил в редакцию газеты «Авангард», работал Иван Басаргин. С ним я встретился случайно в 1975 году в аэропорту, и у нас завязалась беседа. На днях я купил книгу «Дикие пчёлы» из серии «Сибириада», изданную московским «Вече» в 2021 году. Все повести автора я читал ранее и советую для прочтения.

Другой памятный для меня писатель — Владимир Клавдиевич Арсеньев и его книга «Дерсу Узала». В Кавалерово в тот год, когда я работал лесничим Хрустальненского лесничества, снимался фильм «Дерсу Узала». Если бы меня попросили посоветовать место для эпизодов, я бы предложил более впечатляющие, чем показаны в картине «Дерсу Узала».

Я и моё поколение и есть наследники Дерсу — этого таёжного человека, для которого и вода, и огонь, и земля — это люди. Тигр, медведь, птица — это тоже живые люди. Мы и есть наследники такого отношения к природе, как у этого аборигена. Он в тысячу раз человечнее, чем те, кто молится Богу и лицемерит, убивает себе подобных, не говоря уже о беспощадном отношении к природе.

В группу Партнеры Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

24 понравилось 1 добавить в избранное