12 сентября 2019 г., 20:19

16K

Конкурс от Onyx

60 понравилось 164 комментария 22 добавить в избранное

Приглашаем поучаствовать в конкурсе! Напишите, какие три книги, на ваш взгляд, стоит включить в школьную программу и почему, и выиграйте электронную книгу ONYX BOOX Vasco da Gama 3.

Кто из нас не страдал, читая «Каштанку» или «Му-му» в начальной школе? А как можно получить удовольствие от Анны Карениной, если тебе 14? Почему взрослые решили, что детям будет интересно и понятно читать книги, которые мы начинаем понимать уже после 30?

Не так давно в список школьной литературы начальной школы внесли «Хоббита» и «Гарри Поттера». А как считаете вы, что стоит включить? Автор самой интересной и аргументированной идеи получит в подарок электронную книгу ONYX BOOX Vasco da Gama 3!

Пример:

Я уверен(а), что «Рыцарей сорока островов» Лукьяненко было бы отлично включить в список литературы для средней и старшей школы. Сюжет рассказывает о подростках и понятных им проблемах. О дружбе, чести, долге. О насилии и любви. Даже если школьник не сможет вынести из книги серьезные идеи, он получит удовольствие от процесса и, возможно, будет читать больше в будущем.

Идеи принимаем до 4 октября, а 7 октября будет выбран победитель.

Пишите ваши предложения в комментарии!

В группу Партнеры Все обсуждения группы
60 понравилось 22 добавить в избранное

Комментарии 164

Нужно подумать? А до какого числа продлится конкурс?

3 ответа

Нужно подумать

Писать прямо в комментарии? Или выделите специальное место для конкурса?

1 ответ

Викторию Ледерман. Все ее книги, в зависимости от возраста. Одни как раз для начальных классов, другие для средних и старших
Если только три:
Уроков не будет! (сборник)
К доске пойдёт… Василькин!
Теория невероятностей

Я думаю, что в школьную программу средней и старшей школы я бы включила следующие книги:

1) "Гвенди и волшебная шкатулка" Стивена Кинга.
Т.к. эта небольшая история прекрасным языком рассказывает о том, что нужно уметь нести отвественность за свои поступки, и что любое наше действие не проходит бесследно, так или наче отзываясь во всех, кто нас нас окружаеет. Кроме того у книги не очень большой объем и она при этом очень заятягивает, что сможет расположить к ней даже тех, кто не очень люит читать.

2) "Sapiens. Краткая история человечества" Юваль Харари
Эта книга разложит по полочкам все пласты человеческой истории, даст ответы на многие вопросы и в целом позволит понять, что история - это не скучно, история - это очень интересно. Кроме того "Краткая история человечества" даст школьником прекрасную возможность рассказать какой-нибудь интересный факт на школьной вечеринке - например, о некогда существующих шеститонных вомбатах :)

3) "Vita Nostra" Марина и Сергей Дяченко
Потому что книга о взрослении, о подросковых проблемах, о любви к близким и страху потерять их, о самопожертвовании, о выборе, о принятии, о том, что человек может быть кем и чем угодно, о том, что мы - нечто большее, чем просто тело.

Как часто те, кто во взрослом возрасте обожают книги, с благоговением собирают издания, ставят на полку, читают-читают-читают, нет-нет, да и признаются, что литературу в школе не-на-ви-дели, не понимали, читали краткое изложение. И сейчас, возвращаясь мыслями назад, я думаю, что литература должна быть по возрасту, должна быть понятна, должна поднимать близкие школьникам проблемы и тогда любовь придет, появится желание читать, и тогда уже будут сотни часов с фонариком под одеялом, будет и Чехов, и Тургенев, и Толстой тоже будет!

1 ответ
стоит включить в школьную программу

Идеи есть, только вот произведения, которые могу предложить, больше подходят для старшей школы.

6 ответов

Нужно выбрать только три книги. Хм... Задание непростое. Итак, начну.
1. «Наедине с собой. Размышления» Марк Аврелий Антонин
Марк Аврелий – идеальный пример человека, к мыслям и деяниям которого школьник должен стремиться. Со сборником афоризмов Аврелия нужно знакомиться как можно раньше. Я жалею, что встретилась с ним после тридцати. Возможно, если бы я читала его в школе, то многое в моей жизни сложилось бы по более удачному сценарию. Аврелий учит стоицизму, духовной закалке и здоровой воле.
2. «Мишель Монтень. Опыты. В трех книгах (комплект).» Мишель Монтень
«Опыты» Монтеня – кладезь мудрости веков, философия жизни, основа основ. На мой взгляд, эта книга должна находиться на прикроватном столике не только у взрослого человека, но и учащегося старших классов. Вот несколько выдержек:

Душа, не имеющая заранее установленной цели, обрекает себя на гибель, ибо, как говорится, кто везде — тот нигде.
Неукоснительно следовать своим склонностям и быть настолько в их власти, чтобы не мочь отступаться от них или подчинять их своей воле, означает не быть самому себе другом, а тем более господином; это значит быть рабом самого себя.
Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться.

3. «Роман с кокаином» Марк Агеев
На примере Вадима Масленникова учащиеся могут увидеть к чему приводит постепенное нравственное падение, ненависть к людям, отсутствие благодарности за данные судьбой блага и возможности, употребление запрещённых средств, беспорядочные половые связи без элементарного чувства ответственности (зная, что болен венерическим заболеванием он вступает в незащищённые сексуальные контакты) . Вадим – идеальный пример того, каким становиться не надо ни при каких условиях. Для школьников 16+.

2 ответа

Я бы включила в программу средней и старшей школы:

1. «Искусство чтения. Как понимать книги» Томас Фостер Эта книга поможет школьникам снять наболевший вопрос о синих занавесках. На уроках литературы важно не только прочитать книгу и покивать учительнице, зачитывающей статьи бородатых критиков, но и уметь самому анализировать произведения. Иногда это бывает нелегко, а эта книга подскажет, куда вглядеться пристальней.

2. «Мисс Черити» Мари-Од Мюрай Книга, написанная просто и увлекательно, расскажет историю девочки, которой животные были намного интереснее платьев и мальчиков. Вдохновленная личностью Беатрисс Поттер, героиня покажет юным читателям, что даже если весь мир против, ты можешь добиться чего угодно, проявив чуточку упорства.

3. «Понедельник начинается в субботу» Аркадий и Борис Стругацкие Стругацкие просто классные, согласитесь! А кроме того, школьникам, стоящим у ворот взрослой жизни, будет полезно подумать над тем, что если тебе интересна твоя профессия, то и понедельник у тебя начинается уже в субботу.

1 ответ

В каких числах будут объявлены результаты?

3 ответа

Три книги, которые, на мой взгляд, стоит включить в школьную программу.

Для младшего возраста
Тимоте де Фомбель - Тоби Лолнесс
В самом начале школьного пути любому маленькому человечку хочется дружбы, любви, верности, немного признания и всевозможных приключений. И чтобы было не так скучно и одиноко в мире взрослых и больших людей, его будет сопровождать крошечный древесный народец.

Для среднего возраста
Сюзанна Кларк - Джонатан Стрендж и мистер Норрелл
Когда ещё недостаточно осознаёшь свою взрослость; когда после школы по дороге домой, видишь ямку на краю дороги и представляешь, что через неё можно попасть в какой-нибудь выдуманный мир; когда в жизни становится предостаточно обыденности, хочется простого, лёгкого волшебства, которое незаметно проникнет в реальную жизнь, становясь невидимым спутником во взрослении.

Для старшего возраста
Джоди Пиколт - Девятнадцать минут
И вот настал момент, когда приходиться мириться с будущим. Школьные проблемы к этому времени накапливаются, угрожая выплеснуться через край. В это время необходимо осознать, что в любой критической ситуации необходимо действовать разумно и аккуратно. Не стоит делать поспешных выводов. Не стоит зацикливаться. Не стоит держать темноту в душе.

Я уверена, что немного свободного выбора было бы отлично включить в список литературы для средней и старшей школы. Даже если школьник не сможет вынести из книги серьезные идеи, он получит удовольствие от процесса и, возможно, будет читать больше в будущем.

1 ответ

Надо выбрать 3 произведения... Ох, нелегко это сделать, но попробую.
1. Думаю, что младшие школьники с удовольствием прочтут рассказы Олега Кургузова про маленького мальчика и его семью. Отличное дополнение к веселым рассказам Н. Носова, В. Драгунского, произведениям Г. Остера. Рассказы Олега Кургузова не только наполнены юмором, но и мягким лиризмом, семейной философией. Они ненавязчивы и легки в восприятии.
2. Серия книг В. Постникова о новых приключениях Карандаша и Самоделкина. Эти книги заставят ребят пристально следить за авантюрным сюжетом, поднимут им настроение и вы удивитесь, но после прочтения этих книг, ребенок по собственной воле заглянет в энциклопедии о растениях, о насекомых или о Древнем Египте.
3. Для среднего школьного возраста в программу я бы включила книгу Р. Дж. Паласио "Чудо". Книга, которая учит сопереживанию, стойкости. Книга, которая отлично иллюстрирует известную всем истину: не важно какой ты снаружи, важно то, что у тебя внутри. Да и написана книга, живым и простым языком.

А вообще, этот список можно продолжать до бесконечности!:)

1 ответ

Пока не могу придумать ничего интересного(

В школьную программу нужно включить:

"Маленького принца" Антуана де-Сент-Экзюпери - о любви, дружбе, добре и вечных ценностях
"Как роман" Даниэля Пеннака - об образовании, воспитании и любви к книгам
"35 кило надежды" Анна Гавальда - о жизни, оптимизме и важных вещах

Я считаю, что в программу школы необходимо включить... даже не просто книгу, а отдельный курс - мнемотехника. Обосную - в школе даётся много информации для запоминания, а сама техника запоминания не преподаётся. Это огромное упущение для нашего образования. Для этой программы отлично подойдёт «Учебник мнемотехники» Козаренко В.А. . Далее, я бы в старших классах включил в программу «Мёртвая зона» Стивен Кинг . Это единственный роман Кинга, изданный еще в СССР. Тема, поднимаемая в романе, очень необходима школьникам, а фантастическая составляющая и увлекательный сюжет будут интересны каждому школьнику. Ну и, пожалуй, «Реки» Евгений Гришковец . Почему? Кто читал - поймёт.

Я готова обе руки и ноги поднять за то, чтобы школьную программу хотя бы немного разбавили зарубежной литературой. И не только в контексте внеклассного чтения (небольшая доля зарубежной литературы рекомендована как внеклассное чтение), а именно с разбором на уроках. Знать и почитать русскую культуру, в частности литературу, это безусловно важно и нужно. Но мы все-таки живем не за железным занавесом, а в мировом сообществе и иметь представление, как минимум, об избранных жемчужинах мировой литературы было бы неплохо и здорово. Поэтому я бы предложила включить в школьную программу, например, «Гордость и предубеждение» Джейн Остин . Замечательный роман о любви, который учит тому, что не стоит судить о человеке исходя только из его внешних данных, не стоит выносить мнение, исключительно собрав по кусочкам сплетни и россказни, а делать собственные рациональные выводы. + роман замечательно иллюстрирует эпоху.
Также, думаю, было бы здорово разбавить школьную программу фантастикой, которая как жанр и вовсе отсутствует в списках к прочтению. Ведь есть много замечательных книг, например, сборник «Я, робот (сборник)» Айзек Азимов с его тремя законами робототехники или «Человек-невидимка» Герберт Уэллс , который поднимает вопрос о том, действительно ли для достижения цели все средства хороши?

3 ответа

Книги по правам человека ( административное и уголовное право), чтобы ребёнок был юридически подкован, всё остальное глупости

8 ответов

Выбрать всего три книги?:) Сложный выбор.
1. В первую очередь, несомненно, это "Два капитана" В. Каверина. Скорее подойдёт для средней и старшей школы. Честь, храбрость, сила воли, следование за мечтой или предательство, низость и трусость? Книга будет интересна и близка подросткам, так как в этом возрасте они сталкиваются со многими проблемами, затронутыми в этом произведении - выбор жизненного пути, дружба, любовь, предательство.
"Бороться и искать, найти и не сдаваться" (с).

2. Для младшей школы замечательно было бы включить сборник рассказов "Поросёнок Бейб", который написал Кинг-Смит Дик. Добрые, уютные истории с капелькой волшебства, в которых самые главные герои - животные. Эти истории с той моралью, которая понятна детям. Даже перечитав во взрослом возрасте, в душе остаётся очень тёплое чувство.

3. Роман Артура Хейли "Аэропорт". Выбор для программы старшей школы. Повествование всего о нескольких часах работы аэропорта, но обхватывает несколько сюжетных линий. В каждой из этих линий поставлены серьёзные жизненные вопросы, порой даже спорные. Но с чем не поспоришь, так это с тем, что этот роман будоражит, заставляет задуматься, анализировать, спорить.

Зачастую нелюбовь к чтению возникает в детстве, когда в школе заставляют читать школьную программу, в которой (давайте будем откровенны) не всё интересно и понятно. Да, классика важна, но если разбавить школьную программу чуть более современными произведениями, то можно зародить интерес школьников к чтению. А произведения, требующие более вдумчивого прочтения, анализа и понимания ("Война и мир", "Идиот") могут немного подождать.

3 ответа

Лично я считаю, что любая книга из школьной программы ассоциируется у учеников с чтением из-под палки. Того же Гарри Поттера теперь будут читать не потому что интересно, а потому что задали в школе. Пока полностью не изменится программа по литературе с ее анализом того "что хотел сказать автор", вводить что-то по-настоящему интересное вряд ли имеет смысл.

Если судить по тому, что читают подростки по собственному выбору, то есть смысл ввести что-то вроде Джон Грин - Виноваты звезды . Здесь показывается сила духа, борьба с болезнью, вера в свои силы и искренняя любовь. Всё настолько невинно, но при этом затрагивает действительно важные вопросы. Подобная книга (которая лично для меня оказалась даже лучше первой) Рейчел Липпинкотт, Микки Дотри, Тобиас Иаконис - В метре друг от друга . Но здесь рейтинг 18+ и затрагиваются темы, которые отрицают в России).

Вторая книга, это Маркус Зусак - Книжный вор . Повествование в книге ведется от лица Смерти, у которой во время войны слишком много работы. О главной же героине, Лизель, здесь написано настолько трагично, глубоко и пронзительно, что невольно начинаешь сопереживать ее судьбе. Девочка в юном возрасте прочувствовала на себе тяготы жизни, приняла множество тяжелых решений и познала много невзгод. Да, эта книга про Великую Отечественную войну, и неважно, что написана она со стороны Германии. Там тоже были несогласные и гибли невинные люди.

Ну и, несомненно, в этом списке должна присутствовать хотя бы одна книга Короля Ужасов - Стивена Кинга. Я, пожалуй, остановлю свой выбор на Стивен Кинг - Кладбище домашних животных . В школьной программе большинство книг - о любви или высокие размышления о жизни. Кинг же совмещает в одной книге вымысел, старые легенды, мистику и ужасы. Его произведения имеют глубокий смысл и заставляют задуматься о важных проблемах, а также о том, как бы поступил ты на месте главного героя. И да, любимая многими классиками тема жизни и смерти здесь тоже присутствует, но подана она совершенно иначе.

1 ответ

Я не смогу назвать три конкретные книги, но направления обозначить смогу.
Первое - подборка притч разных народов мира. Второе -обучение правильному питанию и образу мыслей. Третье - тайм менеджмент, личностный рост, развитие способностей и прочее, иностранные языки (чем больше, тем лучше)

1 ответ

1. «Подросток» Фёдор Достоевский ". Я удивлён, что это глубокое произведение о вхождении во взрослую жизнь и перемене жизненных ценностей не включили в школьную программу, а ведь как-никак лучше было бы на примере Аркадия Долгорукого проанализировать жизненные ситуации, ошибки и разочарования, с которыми он сталкивается на этапе вхождения в самостоятельную взрослую жизнь. Книга, которая однозначно должна сопровождать школьников.
2. "Венецианский купец" - одна из наиболее известных пьес Уильяма Шекспира. О, это столько глубочайшее произведение о реалиах жизни, которое обязательно необходимо разбирать с школьниками! Тут и политика двойных стандартов, и развеивание юношеского максимализма, и практика юридической грамотности, и самое главное - вся сложность человеческих взаимоотношений в цивилизованном государстве.
3. "История твоей жизни" - Тед Чан. Эта книга внесет ясность картины мира и объяснит многие вещи которые не объясняют подросткам никто. Очень сложно написать всю важность этого произведения в коротком сообщении. Как письменность связана с речью, почему у нас именно такая письменность, почему на Земле так много разных языков и как мы научились переводить другие языки на свой родной. Но самое главное - книга учит мыслить не стандартно, отталкиваться от поверхностного примитивного мышления. Уверен, после добавления этого произведения в школьную программу, у нас будет значительный рост более интеллектуальных школьников, потому-что эта книга освобождает мышление от стереотипов.

8 ответов

1. «Сыновья Ананси» Нила Геймана — для того, чтобы дети сразу знакомились с качественной фантастикой, и в будущем проходили мимо дешёвой макулатуры.

2. «Кратчайшая история времени» Стивена Хокинга — для того, чтобы дети понимали, что выражение «мне этот предмет не пригодится в жизни» — полная ерунда. Все предметы важны и все они формируют человека.

3. «В дороге» Джека Керуака — для того, чтобы дети понимали, что среди мировых имён есть писатели, сильно переоценённые, и это нормально.

2 ответа

Надеюсь, эти книги когда-нибудь войдут в школьную программу!

1) Чему не учат в школе? – Работать! Школьникам рассказывают об окружающем мире, точных науках и предлагают читать лишь «стандартную литературу». Подготавливая ребенка к взрослой жизни, важно рассказать ему о том, что его может ждать в будущем. К сожалению, нет книги, способной рассказать о всех профессиях и жизнях людей, работающих на них.
Тем не менее, есть книги, способные так или иначе повлиять на данный аспект развития подрастающей личности. Например, книга Тома ДеМарко –«Deadline. Роман об управлении проектами». Эта книга рассказывает историю одного проекта, руководители этого проекта, а также о ценностях, которыми должен обладать взрослый человек. Поступая в ВУЗ, на управленческие специальности, кто-то из профессоров обязательно попросит студентов ознакомиться с этим произведением. Так почему не узнать о нем еще в школе? Это современный роман, затрагивающий вопросы, важные для большинства старших школьников, т.к. он рассказывает о том, какая может быть взрослая жизнь и какие решения важно принимать.
«Deadline. Роман об управлении проектами» Том ДеМарко

2) Одной из особенностей воспитания детей как в советский период, так и на просторах постсоветского пространства является привитие ненависти к богатым. Не к ворам, а ко всем богатым! Вне зависимости от того, заработали они свое состояние кровью и потом, подняв свое предприятия с нуля или с помощью усердного обучения и собственных мозгов. Нас учат делиться, нам говорят, что эгоизм – это плохо! Сидит у тебя на лавочке дед лет 65, который пил всю жизнь, не работал, бил жену и сорил возле подъезда, уважай его! Он пожилой и опытный человек, который жизнь прожил! Хотя, еще Чжуан Цзы учил, что такие люди как мешок навоза!
Помимо обучения помощи близким и уроков этикета, детей надо учить правильно относиться к своему труду и его плодам! Необходимо учить их развиваться, ценить свое дело и верить в свои действия! Одно из произведений, позволяющих почувствовать важность своей работы, научиться быть правильным эгоистом и понять чуждое нам настроение капитализма, книга Айн Рэнд – «Атлант расправил плечи». Эта книга хорошо подошла бы для 10-11 класса. Жаль, что о ней ничего не говорят в школе…
«Атлант расправил плечи (комплект из 3 книг)» Айн Рэнд

3) Не всем людям повезло родиться полностью здоровыми, возможно кто-то попал в катастрофу в детстве… Но, есть ли жизнь после получения серьезных увечий или страшной болезни? Как можно жить без слуха и зрения? Как остаться человеком и вообще, являются ли людьми такие люди? На этот вопрос в школе не дают ответа… Именно поэтому в каждом классе есть несчастный «козел отпущения», из-за этого можно видеть жестокость детей как к больным сверстникам, так и отстраненность от всех инвалидов. Дети не задумываются о том, как живут другие, что они могут чувствовать и причиняют ли они им боль своим поведением…
Внести ясность в юное сознание и задуматься над этими вопросами поможет замечательная автобиография и очень интересная книга Елены Келлер, слепоглухонемой писательницы, преодолевшей огромные трудности в жизни, добившейся признательности и рассказавшей о том, какого это, быть не такой как все. Этот сильный человек, своей книгой «История моей жизни», может не только помочь школьникам сформировать правильное отношение к окружающим, но и научить ценить то, что они не замечают, а также помочь кому-то, кто находится на его взгляд в безвыходном положении и хочет уйти из этого мира. Эта книга должна быть обязательно введена в школьную программу и прочитана каждым подростком к началу переходного возраста!
«История моей жизни (сборник)» Елена Келлер

1 ответ

Я в школе читала очень мало,даже летом. Уроков задавали много, каждый же учитель думает, что его предмет единственный-неповторимый, важный и необходимый - задает по-максимуму. Пока сделаешь математику,химию, подготовишь лабораторную, какой там нафиг Достоевский?! Тем, кто включил в программу "Властелин колец" и "Поттера", хочется задать вопрос, когда,по их мнению, школьники успеют прочитать эти многотомные "кирпичи"? Не,ну это нормально вообще?
Будь моя воля я бы вообще не составляла никаких списков, пусть дети читают то, что им нравится и пишут об этом сочинения, изложения и рассказывают о своих впечатлениях на уроках лит-ры. Нравится "Игра престолов"- читай мой хороший, нравится Пелевин - молодец, хочется классики - в добрый путь.
Надо быть честными, детям насильно не навяжешь даже самую лучшую на наш взгляд книгу, они и так дофига перегружены всем школьным дерьмом. Пусть он прочитает две-три книги с душой и интересом,осмыслит их и оставит о книгах хорошее воспоминания, чем будет насильно пихать в себя полтора десятка обязательной литературы на лето.

Вообще, интересная тема для обсуждения безотносительного того, конкурс там или не конкурс, очень любопытно читать чужие варианты, особенно те, которые кажутся категорически неподходящими)))

Я сначала хотела выбрать три книги из числа тех, что прочитала во взрослом возрасте с мыслью "Как жаль, что они не попались мне, когда я была подростком". Но потом притормозила, потому что личный вкус и программа, рассчитанная на всех, это разные вещи. И некоторые (многие) вещи лучше, когда их открываешь самостоятельно, без всяких там программ, тогда их чувствуешь совсем-совсем своими. Мне кажется, это важно в любом возрасте, но в детстве особенно, потому что у детей по очевидным причинам меньше своего, чем у взрослых. Поэтому лучшее и самое любимое в школьную программу нельзя)

С другой стороны, если уж проходить что-то по программе, бессмысленно делать это для галочки, даже если "что-то" - признанный шедевр мировой литературы. Книга может нравиться школьникам, может не нравиться - и пусть не нравится! - но она должна побуждать задуматься, её должно быть интересно обсуждать в классе, по ней можно написать сочинение на несколько страниц, не добавляя воды.

Опять же, если говорить прицельно о школьной программе, я голосую за произведения небольшого объёма. При этом я сама любительница толстых романов и многотомных саг, но это всегда было моим личным выбором досуга. Грузить школьников "кирпичами" просто потому что - пустая трата времени и нервов, осмысленный и прочувствованный рассказ значит больше прочитанного по диагонали романа (и хорошо, если всего романа, а не трёх глав из него, по которым сочинение задали).

Чем больше об этом размышляешь, тем сложнее что-то предложить, так что я без списка)