18 сентября 2019 г., 14:18

2K

Дмитрий Быков «Русская литература: страсть и власть»

32 понравилось 0 пока нет комментариев 1 добавить в избранное

Лучшие лекции «Прямой речи» по русской литературе теперь в формате книги! От древнерусской до начала XX века

«Русская литература — литература радикальная, литература великих страстей, великих событий. Самые яростные архаисты, сторонники прошлого, оказываются самыми яростными новаторами, страстными революционерами. Ведь кого едва не расстреляли из русских писателей? Достоевского, который пришел впоследствии к абсолютной архаике. И тем не менее он боролся с властью. Потому что власть — это всегда консерватор. Власть — это всегда требование покорности».

Дмитрий Быков

«Редакция Елены Шубиной» и Лекторий «Прямая речь» запускают новую совместную серию «Прямая речь». Открывает ее книга писателя, поэта, литературоведа, многократного обладателя премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер» Дмитрия Быкова — «Русская литература: страсть и власть».

Лекторий «Прямая речь» — просветительский проект и трендсеттер в области интеллектуального саморазвития. На протяжении уже без малого десяти лет Лекторий проводит лекции выдающихся современников — как в России, так и за ее пределами: в Германии, США, Великобритании, Израиле, Франции. За все эти годы визитной карточкой проекта стали проницательные, остроумные и разрушающие устоявшиеся мифы лекции по литературе Дмитрия Быкова.

В сборник «Русская литература: страсть и власть» вошли лекции, посвященные двадцати писателям и их произведениям, оказавшим значительное влияние на формирование русской литературы — такой, какой мы ее знаем сейчас. Герои книги — протопоп Аввакум, Михаил Ломоносов, Иван Крылов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, Николай Некрасов, Иван Тургенев, Иван Гончаров, Михаил Салтыков-Щедрин, Федор Достоевский, Лев Толстой, Александр Островский, Антон Чехов, Владимир Короленко, Максим Горький, Александр Куприн, Иван Бунин, Надежда Тэффи и Андрей Белый.

Тексты Дмитрия Быкова о творческих метаниях, страстях, дружбе и вражде коллег по перу, взаимоотношениях с власть имущими, превратностях судеб русских писателей. Каждая лекция — свежий взгляд на классику и смелая борьба с идеологией, домыслами и предвзятостью научного литературоведения.

Из книги читатель узнает:
• Почему эфиопское происхождение А.С. Пушкина – это миф?
• Как изначально звали Татьяну Ларину?
• Что все-таки означает загадочное «мир» в названии главного романа Толстого?
• Правда ли, что Иван Крылов страдал аграфией?
• Почему «Каренин» – значит «головной человек»?
• Что общего между Пушкиным и Иисусом Христом?
• Кто был прототипом Клима Самгина в одноименном opus magnum Максима Горького?

А также поймет, как:
• «Житие» протопопа Аввакума оказало значительное влияние на формирование жанра современного психологического триллера, равно как и его собственная жизнь, не уступающая этому жанру в остросюжетности.
• Иван Крылов стал первым русским абсурдистом.
• Романтик Михаил Лермонтов на деле оказался одним из главных основоположников беспощадного русского реализма.
• Антон Чехов внес значительный вклад в формирование русского детектива.
• А Михаил Ломоносов выступил основоположником smart-литературы.

Кому бы ни были посвящены лекции Дмитрия Быкова, он всегда рассматривает классику не как замкнутые на себя «дела давно минувших дней», но как явление, гораздо более близкое современному контексту и читателю, чем может показаться.

Книга Дмитрия Быкова будет интересна как знатокам русской литературы, так и всем, кто стремится познать законы мира литературы или просто дополнить свой список чтения.

Цитаты из книги:

«Два произведения, две исповеди, лежат в основании двух литератур, русской и европейской. В основании европейской — «Исповедь» Блаженного Августина, из которой выросли все великие романы Франции, Германии, Англии, да и Америки тоже. А вот в основании русской литературы, ее матрице, заложена исповедь протопопа Аввакума, первый русский роман. Причем роман автобиографический, довольно страшный. Один из величайших вообще текстов в русской литературе. Текст, с которого все началось. До сих пор вся русская проза развивается по этой матрице».

«Вводя читателя в этот психоделический транс, страшно забалтывая все проблемы, особенно на тех ста страницах, что в середине романа (ведь там страницами идут повторяющиеся рассуждения), забалтывая душевную жизнь Ольги, ее мучительный выбор между Обломовым и Штольцем, Гончаров добивается своей цели. Конечно, это не цель заполнить объем романа. Это то самое забалтывание, после которого читатель верит, что женщина, страстно любящая одного, может по расчету выйти замуж за его друга, потому что не остается никаких других вариантов. Вся Россия сделает тот же самый выбор, и выберет Штольца, и, вероятно, ошибется».

«Есть три главных мотива всякого западного детектива: раскрытие убийства, тайна рождения (незаконнорожденность) и роковая страсть, роковая связь, приводящая к взаимному уничтожению любовников. Все эти приметы мы находим у Достоевского даже в несколько избыточном количестве. Правда, детектив Достоевского странный, вывернутый наизнанку. Более того, «Преступление и наказание» ломает и стандартную фабульную схему детектива».

«Гоголь по преимуществу мифотворец, романтик, для которого любовь всегда существует в остром конфликте между реальностью и мифом и реальностью и прелестной гипнотизирующей нас выдумкой. Трагедия заключается в том, что выдумка заканчивается, мы видим реальность, и эта реальность убивает нас. Точнее всего, пожалуй, к этой трактовке подошел Синявский, сказав, что «Вий» — это повесть о зрении, «о страшном искушении и о страшной опасности — взглянуть и увидать», как оживают создания нашей фантазии и наши фантазии порвут нас в клочки, что, собственно, и случилось с Гоголем».

В группу Книжные новинки Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

32 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!