5 ноября 2020 г., 10:50

1K

Математики раскрыли секрет популярности «Игры престолов»

57 понравилось 8 комментариев 4 добавить в избранное

Текст: Анатолий Глянцев

Математики, физики и психологи проанализировали цикл романов Джорджа Р. Р. Мартина "Песнь льда и пламени", по которому снят сериал "Игра престолов". Оказалось, что за обилием персонажей и сюжетных линий стоят математические закономерности.

Например, действующих лиц ровно столько, сколько способен вместить наш разум. А неожиданные смерти персонажей действительно непредсказуемы в строгом математическом смысле, но тем не менее подчиняются тому же закону, что и многие события в реальной жизни. Впрочем, обо всём по порядку.

Цикл романов "Песнь льда и пламени" и сериал "Игра престолов" покорили мир. И, разумеется, специалистам из самых разных сфер захотелось понять, в чём секрет этой необыкновенной популярности.

Литературоведы говорят об успешном синтезе разных жанров: фэнтези с его магией и драконами и исторического романа с головокружительными интригами и жестокой борьбой за власть (в реалиях Вестероса легко узнать европейское Средневековье). Читатели подмечают очень непривычный приём: писатель то и дело "убивает" ключевых действующих лиц. Высказывается и множество других версий.

Исследователи из пяти университетов Великобритании и Ирландии подошли к тексту с математической стороны. Они опубликовали о нём статью в весьма престижном научном журнале PNAS (немногие романы в жанре фэнтези могут похвастаться таким вниманием со стороны учёных!).

картинка Arlett
Сеть социальных связей персонажей "Песни льда и пламени". Голубыми точками обозначены мужские персонажи, красными – женские, светло-серыми – персонажи, погибающие к концу первой книги.
Иллюстрация University of Cambridge.

Кто все эти люди

Прежде всего авторы разобрались в одной из загадок книг Мартина. В цикле романов более двух тысяч персонажей, названных по именам, и более сорока тысяч актов взаимодействия между ними. Как всё это помещается в голове читателя? Почему произведение остаётся захватывающим и запоминающимся, несмотря на такую, казалось бы, перегруженность действующими лицами?

Оказалось, всё дело в особой структуре текста. Каждая глава подаётся с точки зрения какого-либо персонажа (хотя повествование ведётся от третьего лица, читатель "слышит" мысли этого героя). Всего таких персонажей 24. Из них 14 исследователи отнесли к основным, поскольку с точки зрения каждого из этих героев написано восемь и более глав. К слову, рекорд (47 глав) принадлежит обаятельному саркастичному карлику Тириону Ланнистеру.

Дотошные исследователи подсчитали, с каким количеством персонажей 14 "главных героев" поддерживают социальные связи. Оказалось, что каждый из них взаимодействует примерно со 150 другими действующими лицами.

Здесь-то и кроется секрет. Эти числа – "около 15" и "около 150" – часто встречаются в структуре реальных социальных связей. Например, у нас может быть около 15 знакомых, с которыми мы общаемся более или менее регулярно, и ещё примерно 150, которых мы помним по именам и время от времени с ними сталкиваемся.

Таким образом, заключают авторы, при всём обилии персонажей романы не заставляют читателя напрягать память. В каждом фрагменте повествования действующих лиц столько, сколько мы привыкли умещать в своём разуме.

картинка Arlett
За непредсказуемыми поворотами сюжета романов Джорджа Мартина, как выяснилось, стоят математические закономерности.
Иллюстрация Coventry University.

Когда человек внезапно смертен

Учёные разобрались и с ещё одной яркой особенностью "Песни": внезапно погибающими ключевыми персонажами.

"Пушечное мясо", которое появляется в повествовании, чтобы сразу же погибнуть, исследователей не интересовало. При подсчёте смертей они учитывали только действующих лиц, фигурирующих более чем в одной главе.

Выяснилось, что смерти таких значимых персонажей действительно непредсказуемы в самом что ни на есть строгом математическом смысле. Их распределение по номеру главы оказалось геометрическим. Согласно теории вероятностей, это единственное распределение событий, "не имеющее памяти". То есть знание о том, сколько глав назад случилась очередная смерть, никак не помогает предугадать, сколько ещё глав осталось до новой потери.

Однако всё меняется, если взглянуть на распределение печальных известий не по номеру главы, а по дате (ведь сюжет имеет собственную хронологию). Оно оказывается уже не геометрическим, а степенным.

Степенное распределение по времени очень часто встречается в социальной жизни. Так распределяются, например, наши покупки, развлечения или события на работе. Более того, даже реальные акты насилия зачастую распределены по степенному закону.

Таким образом, Дж. Р. Р. Мартин совершил нечто невероятное. Он распределил гибель персонажей по хронологии сюжета так, как события зачастую распределяются в реальной жизни. Это придаёт романам реалистичность и убедительность. Но повествование по главам мастер выстроил таким образом, чтобы каждая смерть была максимально непредсказуемой!

Разумеется, писатель вряд ли занимался расчётами с привлечением высшей математики. Скорее талант, мастерство, жизненный опыт и художественная проницательность помогли ему интуитивно почувствовать открытые учёными законы. Так художники издревле использовали многие свойства зрительного восприятия, которые были детально изучены только в XX веке.

Источник: Вести.ru
В группу Новости Все обсуждения группы
57 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 8

Бред!!! Ещё можно так же Колобка проанализировать!!!)))
У Стивена Кинга бывает и больше персонажей в одном романе и отлично читается...
А Робинзон Крузо как??? Там персонажей мизер, а книга популярна несколько веков уже...
Если книга интересна читателю, то он ее будет читать не взирая на математические нюансы...
Нет удобных или неудобных книг, есть личный читательский интерес и все остальное ерунда...)

внезапно погибающими ключевыми персонажами

Как отмечал сам автор в романе нет главных героев.

Это придаёт романам реалистичность и убедительность


Ну да... в жанре где читатели хотят уйти от реальности и убедительности.

Цикл романов "Песнь льда и пламени" и сериал "Игра престолов" покорили мир. И, разумеется, специалистам из самых разных сфер захотелось понять, в чём секрет этой необыкновенной популярности.


Пиар тому виной. Много денег на производство. Меня удивляет, что у писателя очень популярен только ОДИН цикл, а ведь книг у него очень много. Что до популярности, что после книги особо не пользуются популярностью.

И, разумеется, специалистам из самых разных сфер захотелось понять, в чём секрет этой необыкновенной популярности


Вернее сказать ХАЙПАНУТЬ на теме сериала. Целое исследование провели, чтобы вывести то, что любому школьнику понятно.

Если бы авторы телесериала строго следовали тексту книг Мартина, то, начиная со второго тома, когда пошло расхождение сюжета писателя и телевизионщиков, зрители увидели бы совсем другое кино. Кто читал все книги этой серии, тот поймёт, что это абсолютно разные произведения - сериал и книги. Так что анализировать популярность телесериала можно, но книги (все) прочла лишь малая часть аудитории.

SedoyProk, Да, особенно ближе к концу. Действительно, можно назвать разными произведениями.

SedoyProk, А хуже всего, что Мартин скорее всего завернёт свой сюжет так, что он совпадёт с сериальным. Хотя кто его знает. Вначале говорил, что концовки будут одинаковыми, затем, что линия Короля Ночи будет другая. Это в том случае, если продолжение вообще будет.

SedoyProk, Я вообще одновременно и сериал смотрела и книги читать начала. Вот это был просто взрыв мозга...