12 августа 2018 г., 11:16

3K

Автор «Змея в Эссексе» Сара Перри: викторианство совсем не такое, каким его изображают

47 понравилось 8 комментариев 6 добавить в избранное

Текст: Елизавета Подшивалова

Бестселлер "Змей в Эссексе" , который стал популярным как в Британии, так и в России, вызвал, тем не менее, совершенно разную реакцию. Если для российских читателей книга выглядела симпатичным неовикторианским романом, то в Британии она вызвала множество споров из-за неожиданного изображения эпохи.

На семинаре "Британская литература сегодня" в Ясной Поляне автор романа Сара Перри рассказала, что только благодаря уговорам редактора главная героиня в ее книге не пользуется фотоаппаратом "Кодак" и не забегает за покупками в Sainsbury's — одну из крупнейших современных сетей супермаркетов в Британии.

Все это уже существовало во время действия романа, однако издатели сочли, что к такому образу викторианства в Британии все-таки еще не готовы.

Русской службе Би-би-си Сара Перри рассказала, почему ей захотелось перевернуть представление о викторианской эпохе и как даже в готическом любовном романе можно раскритиковать современную политическую ситуацию.

Би-би-си: Как у вас появилась идея книги? Легенда об огромном змее, живущем в Эссексе, действительно существует?

Сара Перри: Я ехала на машине со своим мужем. Мы проехали указатель, и муж сказал: "О, это место, где видели эссекского змея". Я никогда об этом не слышала, но после его рассказа сразу подумала — а что если бы змей вернулся в конце XIX века, когда уже был Дарвин и все интересовались естествознанием? Мне захотелось посмотреть на это с точки зрения конфликта веры, суеверий и разума.

К тому времени, когда мы вернулись домой, основной сюжет книги уже сложился у меня в голове. Хорошо бы со всеми книгами было так.

Би-би-си: Почему вы решили показать в книге "новых викторианцев" — гораздо более современных, чем мы привыкли?

С.П.: Я не историк, я не прочитала огромного количества исторических книг, но я знаю, что метро ходило уже в 1860-х годах, Лондон освещался электричеством к 1870-м годам, женщины ходили на работу, участвовали в политической жизни, вам могли вырвать зуб под анестезией, роды стали гораздо безопаснее из-за изобретения антисептиков.

При этом я постоянно наблюдала, как викторианскую эпоху представляют так, словно все это было тысячу лет назад — беспризорники на улицах, мужчины в цилиндрах и женщины, которые едва осмеливались говорить. Меня это раздражало, я хотела показать викторианство, в котором много жизни, эмоций — такой эта эпоха на самом деле и была.

Я выбирала персонажей под свои интересы. Меня интересовала медицина, поэтому я сделала одного из героев врачом. Я хотела написать о современных подходах к лечению болезней (говоря "современных", я имею в виду XIX век), и одна из героинь болеет туберкулезом. Мне интересна религия, и один из героев — священник.

картинка Arlett
GETTY IMAGES
Эссекс в Британии имеет репутацию места, где в принципе не может произойти ничего интересного. Саре Перри, родившейся здесь, захотелось поместить Эссекс на литературную карту и подарить ему новую славу.

Я просто все время старалась радовать себя. Многие говорят мне, что в моей книге не происходит ничего плохого, — и я думаю: люди умирают, получают увечья, страдают от разбитого сердца, совершают попытки самоубийства — то есть происходит много всего плохого. Просто я не смакую это, я всегда — а в особенности в этой книге — пытаюсь показать надежду и возможность найти любовь и дружбу.

Сара Перри — автор трех романов ("После меня хоть потоп", "Змей в Эссексе" и пока еще не изданный"Мельмот). Первые две книги получили широкую известность и признание в Британии. Она выросла в очень религиозной семье и долгое время практически не имела доступа к современной культуре. Она получила степень PhD в Университете Роял Холлоуэй, специализируясь в основном на готической традиции в литературе. Одновременно Перри стала сочинять собственные произведения, в которых также заметно сильное влияние готических романов XIX века. У Перри диагностирована болезнь Грейвса — аутоимунное заболевание, при котором выделяется избыточное количество тиреоидных гормонов щитовидной железы. Сама Сара шутит, что это очень подходящая болезнь для готического писателя (Graves в переводе с англ. — могилы).

Би-би-си: Почему же все, с вашей точки зрения, получили неверное представление о викторианской эпохе?

С.П.: Я думаю, это связано с тем, что в 1920-30-е годы люди очень хотели чувствовать себя продвинутыми и современными, ощущать свободу в сексуальной сфере, в политике. И им помогало представлять викторианцев как ужасно скучных, отсталых, зажатых людей, потому что тогда их собственная жизнь выглядела еще более увлекательной и волнующей.

То есть это именно английская идея — что викторианцы просто все время пытались упасть в обморок.

В этом есть и политическая сторона. Так много учреждений, существующих доныне, были придуманы викторианцами — социальное жилье, бесплатная медицина, крупные лечебные учреждения, трудовые нормы. Викторианская эпоха — эпоха филантропов. Люди зарабатывали деньги после промышленной революции и они использовали эти деньги, например, чтобы построить дома для бедных.

Би-би-си: А в "Змее в Эссексе" есть политика?

С. П.: Безусловно. Мне отвратительно наше правительство. В своей книге я хотела предложить людям подумать, так ли уж Британия изменилась с XIX века. Например, сейчас распространяется представление о бедных людях как не о тех, кому не хватает денег, а о тех, кому не хватает нравственных качеств.

картинка Arlett
GETTY IMAGES
Сара Перри жалуется, что очень много читателей писали ей о том, что в викторианскую эпоху "все было не так"

То есть якобы единственная причина, по которой они бедны, в том, что они глупы, ленивы, слишком много пьют, слишком много рожают.

И если тебе нужна помощь государства - тебя считают недостойным человеком, и государство не хочет предоставлять тебе помощь, потому что ты вообще не должен был попасть в такое положение.

Я хотела написать о проекте социального жилья и показать людям, что мы вообще-то не особо продвинулись с той поры. В вопросе отношения к бедности британское общество как будто вернулось на сотню лет назад. Мне это кажется совершенно ужасающим.

Кроме того, я думаю, образ викторианской эпохи намеренно создавался таким патриархальным. Чем больше вы верите в то, что женщины еще недавно с удовольствием сидели дома с 19-ю детьми, тем более пригодной для существования начинает казаться нынешняя система.

Би-би-си: Ваша книга была очень популярна в Британии, но после ее выхода вы решили уйти из литературы. Почему так вышло?

С.П.: Я написала две книги, и после выхода "Змея в Эссексе" мне показалось, что мир просто разваливается.

Би-би-си: Почему?

С.П.: "Брексит", Трамп, Путин, нападение в Орландо, гибель сирийских беженцев, преступления ИГ - множество вещей. И я решила, что мне нужно заняться чем-то более разумным, найти нормальную работу и как-то помогать людям — и я вернулась в юридическую сферу.

Однако потом я поняла, что могу помогать людям с помощью искусства: можно писать романы, которые раскрывают мир, разоблачают репрессивный режим. Я могу дальше писать книги, если напоминаю себе, что они имеют значение. Я должна верить, что литература может быть политической, и я могу что-то донести и через роман.

Моя новая книга "Мельмот" основана на забытом готическом романе Чарльза Мэтьюрина "Мельмот Скиталец".

В моем романе Мельмот — легенда о высокой женщине в черном, которая никогда не закрывает глаза. Она всегда наблюдает за вами, и знает все, что вы сделали, ваши грехи, вашу ложь — знает все. Она совершенно одинока.

И если ты сделал что-то очень плохое, она протягивает тебе руку и говорит: "Возьми меня за руку, мне так одиноко". А поскольку она знает о тебе все, ты не можешь оправдаться и просто идешь с ней.

В романе англичанка, которая совершила нечто очень плохое, живет в современной Праге. Она узнает об этой легенде и ей начинает казаться, что Мельмот следит за ней...

Третий роман Сары Перри выйдет на английском в октябре 2018 года.

В группу Новости Все обсуждения группы
47 понравилось 6 добавить в избранное

Комментарии 8

Моя героиня.
Великолепное интервью.
Буду читать "Змея".

Ого, я думала только у нас происходит некий откат в сторону патриархата и его убогих ценностей - типа бедные сами виноваты в том, что бедные. Нефиг грешить было и все в этом духе. Видимо это некий всеобщий процесс, бедных повсюду все больше - надо же как-то оправдание себе придумывать, чтобы совесть не мучила. Добавила в хотелки.

Joo_Himiko, (впечатления основаны после посещения форума очень специфического характера, но): встречала и немало людей, которые, судя по всему, совершенно нерелигиозны, но при этом высказывают мысли в духе "кхм? мало денег? надо просто больше зарабатывать, ну че ты, дурак что ли!"

LuxAeterna, А чего удивительного? Сейчас культ успеха и бабла ( и как сопутствующее, понтов). Куча гуру-лоховодов с тренингами "как заработать миллион" вполне собирают аудитории... Ну и подобные им.

интересное интервью. добавлю в хотелки.
и не перестаю удивляться, как из маленьких деталей могут вырастать целые истории.

Давно хотела прочитать "Змея в Эссексе" и это замечательное интервью усилило это желание)

Однако потом я поняла, что могу помогать людям с помощью искусства: можно писать романы, которые раскрывают мир, разоблачают репрессивный режим. Я могу дальше писать книги, если напоминаю себе, что они имеют значение. Я должна верить, что литература может быть политической, и я могу что-то донести и через роман

.

Позиция автора вызывает уважение

Anastasia246, По моему данная роль искусства всё же переоценена, к сожалению оно на это не способно, особенно в глобальном плане.

jafferson, А по-моему, это как раз очень реальная функция искусства вообще и литературы в частности. Мне кажется, искусство и литература на это способны.

Другое дело, что выудить из всей массы издаваемых книг именно те крупицы (да, их мало, но они есть), содержащие правдивую, достоверную, точную информацию об окружающем мире, обществе, конкретной стране и конкретном состоянии общества какого-либо государства и не подкорректированные цензурой, требует долгих усилий. Но это вполне возможно, если критически подходить и к выбору книг для чтения, и и к самому процессу чтения (не принимать на веру всю изложенную автором информацию, а самостоятельно пытаться анализировать ее, обращаться попутно к другим источникам, сравнивать полученную информацию, самостоятельно делать выводы после прочтения той или иной книги, дополнительно смотреть какие-либо документальные фильмы по теме. Ведь, как ни крути, главная задача книг вообще, на мой скромный взгляд, - это именно натолкнуть читателя на собственные размышления, побудить к этим размышлениям, заставить сомневаться в чем-либо, давно, казалось бы, известном, сформировать собственное мнение читателя на какую-либо проблему, а не бездумное потребление информации.

Повторюсь, что это мое личное мнение, ни в коей мере его никому не навязываю.