Опубликовано: 30 октября 2012 г., 10:08 Обновлено: 30 октября 2012 г., 10:16
580
Событие: закрывается журнал "ЕСЛИ"

Назревавшее, но тем не менее неожиданное событие: с января больше не будет выходить журнал "ЕСЛИ". Не меняет периодичность издания, не переходит в электронный формат - закрывается совсем.
"Не будь этого журнала, мы все имели бы довольно смутное представление о том, что происходит в западной научной фантастике, и в принципе о том, какой научная фантастика должна быть. Одной из причин закрытия журнала называют "сетевое пиратство". Да, это так. Я работал с "Если", знаю "кухню" и могу подтвердить, что когда "пиратская" копия нового выпуска журнала появляется в Сети в течение нескольких дней после появления этого выпуска на прилавках, об окупаемости можно забыть (между прочим, журнал всегда платил западным авторам, переводчикам и специалистам, которые работали с западными авторами и переводчиками). С закрытием журнала "Если" в отечественной фантастике завершается целая эпоха. Наверное, это была последняя великая эпоха в нашей жанровой литературе. Очень и очень жаль..." © Антон Первушин.
"Это были достойно прожитые годы. И в угарные девяностые, и в унылые нулевые журнал не пытался, «задрав штаны, бежать» за конъюнктурой, а следовал раз и навсегда установленным критериям высокого уровня, но не занудности, остроты, но не скандалезности, внеполитичности, но не асоциальности… Журнал был своего рода «золотым сечением» мировой фантастики: повести и рассказы, опубликованные на его страницах отмечены таким количеством наград, что только их перечисление составило бы приличную брошюру." © Эдуард Геворкян.
"Говорят: потому что издатель решил полностью перепрофилироваться на кинопродукцию. Другие говорят: потому что пираты лишили журнал возможной прибыли. Еще мнение: потому что бумажные журналы вообще умирают, надо работать в сети. Все это верно в той или иной степени. Можно добавить еще одну причину: научную фантастику в России читают все меньше, пишут безнадежно мало, журнал НАУЧНОЙ фантастики стал попросту не нужен... Как часто сейчас приходится слышать: "С ним ушла эпоха". Уходят замечательные писатели, ученые. Люди, ставшие символом определенной эпохи. "Если" тоже был символом. Такой журнал не мог появиться в Советском Союзе - он появился, когда настало время. Сейчас это время закончилось. Слишком быстро." © Павел Амнуэль.
Комментарии 40
Только корневые

Когда-то мы его выписывали, когда он еще был формата А4 и почти полностью состоял из крутых переводных рассказов. Благодаря "Если" я узнала многих прекрасных авторов.
Толстенькие номера уже не пошли, там заправляли, как мне показалось, Володихин, Геворкян и пр., рассказы были, в основном, наших авторов и довольно консервативной направленности, про имперское будущее, да про ужасы либерализма. Недавно я как раз взяла пару номеров из хранящихся дома перечитать, и не понравилось. Да и иллюстрации...
Меня больше удивляет в этой печальной истории, что кому-то, блин, не лень же было каждый номер в сеть выкладывать!

Тот неловкий момент, когда нечего сказать про покойного, потому что практически не был с ним знаком.
Ну, точнее, несколько лет назад купил пару номеров, но, как выше справедливо было замечено, с точки зрения современного человека издание не слишком привлекательное. Даже не помню, каких там читал авторов. Сейчас перешел на Fantasy & Science Fiction, доволен.

к сожалению, последние несколько лет совершенно не читала в бумажном варианте - трудно в украине его достать. но журналу благодарна за многое - и самое главное за открытие моих любимых уже Дяченок. именно в Если я впервые прочитала Волчью сыть. а потом пошло-поехало! со многими потом познакомилась... жаль. очень и очень жаль.

Тоже двоякое ощущение. Регулярно читал его в библиотеках до 2006 года, но затем интерес к нему стал заметно уменьшаться. сейчас регулярно читаю журнал Мир Фантастики.
А раньше только из "Если" можно было узнать новости фантастики, познакомиться с новыми авторами и новыми рассказами же известных авторов, узнать рецензии на новые книги и прочесть аналитические статьи.
Эхххх, ностальгия заела((

Я к фантастике отношусь пяткой левой ноги) но всё равно событие такого рода - это печально, это расстраивает. Тем более журнал, я так понимаю, чуть ли не культовый.
А еще мне вообще безумно жаль, что в наше время практически не распространены литературные журналы (да их почти и нет по сути), так повсеместно, как это было во времена наших родителей. Нет, та же Иностранка, конечно, выходит, но её стоимость превышает среднюю стоимость твёрдопереплётной книги. Да и всё равно не то, и один в поле... Жаль. Хотя понимаю, что в век технологий, когда отживают бумажные книги, о литжурналах и говорить нечего.

Я помню, довольно часто вертел его в руках лет так десять назад, еще до эпохи компьютеров, когда был завсегдатаем библиотек. Журнал тогда был ярким и красочным (внешне) в сравнении с теми же «серыми», на плохой бумаге напечатанными, ПиФ или Метагалактика.
Но в то же время, несмотря на яркость обложки и вроде бы внушительность содержание, я его так и не читал никогда. Не знаю, в чем тут дело. В принципе, я вообще не особый любитель короткой формы. С другой стороны - иногда почитывал ПиФ.
Слишком мрачно воспринимать факт закрытия журнала, я думаю, все же не стоит – это часть большого процесса «оцифровывания» текста, который происходит во всем мире. Закрывают печатные подразделения даже крупные нью-йоркские издания, переходя полностью в интернет. А ведь у них история в несколько десятилетий.
Во всяком случае, один очевидный плюс в закрытии больших печатных изданий все же есть – больше деревьев сохранится.

Я, например люблю рассказы и НФ, но про этот журнал слышу впервые. Наверное, просто на Украине его нет, а если есть, то очень мало.
Но соглашусь dirty_johnny, это шаг в будущее, когда ради рассказов никто не станет рубить деревья. Зачем? Если есть альтернатива.
Конечно, для многих это ностальгия. Но я и сама когда-то покупала журналы, потому что они мне напоминали старые-добрые времена. А потом складировала их в кучу, прочитавши, в лучше случаи две статьи. Опять же зачем? Я бы ещё покупала красивый журнал, на хорошей бумаге с цветными иллюстрациями, где печатали бы хорошие рассказы, а не все в подряд. А ещё лучше переводы, у нас недостаток переводных текстов. Переводчикам никто платить не хочет! Мой бывший учитель переводчик, так он рассказывал как в свое время, перевел одну книгу, так сказать для себя. Но когда её собрались печатать, покупать у него перевод отказались. Слишком дорого. А дали перевести студентке за копейки. Так, что журнал, с современными переводами, думаю, стал бы более интересен. А если бы ещё пару рассказов на языке оригинала - цены бы ему не было.

Купил однажды когда только только появился. Понравилось. Потом бегал по киоскам, ждал нового номера. Выписывал. Приходили не все номера.
На какое то время разочаровался. Печатали произведения в сокращённом варианте. Перестал покупать. Но за несколько лет до начала кризиса покупал все выходившие номера, которые кстати ещё не все прочитал. Правда некоторые номера пропускал, потому что были не во всех киосках.
Причина закрытия я думаю не в пиратах. Всё это бред. Существует закон и если захотели бы можно было это пресечь.
По мнению причины состоят в следующем.
1. Перевес российской фантастики над зарубежной. Мне нравится отечественная фантастика, но мне кажется она уступает зарубежной. Это отход от первоначального принципа журнала не печатать отечественной фантастики.
2. Некоторые вещи выходили в сокращённом варианте. Зачем мне читать в сокращённом, если через месяц я могу купить в полном варианте. Лишняя трата денег.
3. Не везде купишь. Выписывать тоже не выход. Приходят не все номера.
Личное отношение к этому событию двойственное.
С одной стороны, конечно, жаль. Этот журнал много лет в определенной степени был флагманом научной фантастики, публиковал и победителей жанровых премий вроде Питера Уоттса или Теда Чана, и просто сильные рассказы, делал хорошие обзоры. И замены ему сейчас нет - это была индивидуальная ниша на рынке, другого такого продукта, если брать картину в целом, никто не делает.
С другой стороны, интерес к изданию падал. На своём примере: в 2010 году я покупал почти каждый месяц журнал, но практически его не читал, в 2011 бесплатно скачивал с пиратских ресурсов и практически не читал, в 2012 даже скачивать перестал. Интерес упал в тот момент, когда среди публикаций стало больше отечественных фантастов, произведения были слабые, малоинтересные и вот с этим так нелюбимым языком, содержащим "Машки, Саньки, Кольки и Петьки".
Есть ещё и третья сторона, которая намекает, что нужно меняться в угоду рынку. И здесь мнение приблизительно такое. "ЕСЛИ" - это серая бумага в мягкой обложке с черно-белыми гаденькими иллюстрациями, по одной на каждый рассказ, всего - максимум штук 10 в издании. Выходит/-ил журнал ежемесячно. Как правило, одно более-менее сильное произведение, остальные - так себе. Пути выхода? Возможно, выпускать в твердой обложке с цветными иллюстрациями на хорошей бумаге один раз в три месяца, с увеличенным объёмом и лучшим содержанием. Возможно, переходить в электронный формат с ежемесячными выкладвками по сниженному тарифу (50 рублей в электронке вместо 100 рублей на бумаге).
В любом случае, бумажный формат сейчас, если учесть, что в издании нет рекламы - это путь практически в никуда. Если у человека есть красивый и функциональный планшет и красивый и функциональный смартфон, ему не будет хотеться покупать серенькое и гаденькое бумажное издание. Что бы в нём не было опубликовано. Лучше подождать и купить/скачать вменяемое и электронное, которое не испортит чувства прекрасности личного читательского пространства. Но если ты не хочешь продавать вменяемое и электронное, тогда рассчитывай уже не на покупателя, а только сам на себя, парень.
Но это если о бизнесе. А если о пострадавших - это читатели в провинции, для которых библиотеки и вот такие бумажные издания чаще всего единственный способ нормально что-то прочесть.
И четвёртая сторона, от которой тоже не уйдёшь - научная фантастика, если говорить о форме "рассказ", сейчас находится в убытке, а если где-то что и происходит интересное в этом жанре, так это за рубежом - отечественные фантасты креативно слабые и оттого малоинтересные. Переводы стоят денег. Получается замкнутый круг - отечественных публиковать дешевле, только вот публиковать, в общем-то, и нечего - уже задействованный, подписанный читатель вполне способен читать привычных глазу авторов, а новый читатель хочет не "зубров отечественной фантастики" или "мэтров" или даже "патриархов", а новые идеи. А где ж их возьмёшь?
Видимо, пора доучивать английский и переходить на чтение произведений в оригинале и покупку их...на зарубежных же лит.источниках.