Больше лайфхаков

23 ноября 2022 г.

121

Мозговой штурм по ИКР

I. Анализ проблемы
1. Какие объекты играют значимую роль в проблемной ситуации?
2. Определите все основные объекты.
3. Какой объект (или свойство, параметр объекта) играет главную роль в задаче (служит причиной конфликта)? Постарайтесь определить этот «вредный» объект как можно точнее. Какова функция этого объекта в проблемной ситуации?
4. Какие из объектов мы можем изменить, а какие – нет? На какие можем влиять, а на какие – нет?

II. Поиск идей (минимум критики, максимум фантазии)
1. Сформулируйте ИКР.
Х-элемент сам собой совершает требуемое действие.
Х-элементом может быть:
• главный или «вредный» объект;
• какой-либо из основных объектов;
• любой из объектов в окружении (ресурс).
2. Поиск ресурсов: какие ресурсы могут помочь решить задачу?
Контрольный вопрос: как «такой-то ресурс» может помочь добиться желаемого?
3. Контрольные вопросы:
• В каких условиях уже выполняется (или может выполниться) требуемое в ИКР действие?
• Как помочь реализоваться таким условиям?
• Как вред превратить в пользу?
• Как при минимальных затратах получить максимум пользы?
(Иногда полезно довести ситуацию до предела, до абсурда.)
4. Видите ли вы противоречие в задаче? Если да, сформулируйте его.
• Объект должен иметь свойство А, чтобы… и объект должен иметь свойство анти-А, чтобы…
• Объект должен оказывать действие А, чтобы… и объект должен оказывать антидействие А, чтобы…
• Объект должен иметь свойство А, чтобы… и объект не должен иметь свойство А, чтобы…
• Объект должен оказывать действие А, чтобы… и объект не должен оказывать действие А, чтобы…
Попробуйте разрешить противоречие:
• во времени;
• в пространстве;
• в отношениях.
Не забывайте про ресурсы…

III. Анализ идей
1. Составьте список полученных идей.
2. Попробуйте найти способы реализации идей.
3. Каковы будут последствия? При появлении негативных последствий отнеситесь к ним как к новым задачам.
Краткая форма записи решения.
• Сформулируйте проблему.
• Укажите ключевое противоречие/ИКР.
• Укажите ресурсы.
• Вспомните разобранные нами приемы или предложите свои.
• Предложите решение (использование ресурса на основе приема, которое устраняет противоречие / достигает ИКР).