Опубликовано: 11 сентября 2024 г., 21:51

703

Обсуждения романа Агаты Кристи "Зернышки в кармане"

Приветствуем всех на очередном обсуждении творчества Агаты Кристи. Сегодня, 12 сентября, поговорим о книге "Зернышке в кармане", также выходившей в России под заглавием "Карман, полный ржи" (в оригинале же название романа звучит A Pocket Full of Rye). Впервые книга увидела свет в 1953 году. Раскрывать серию преступлений на этот раз придется очаровательной мисс Марпл, чья бывшая ученица, Глэдис, попала в весьма неприятную ситуацию...

Убийство богатого бизнесмена тут же приписывают его супруге, которая младше убитого на несколько десятков лет. Вскоре выясняется, что и любовник у Адель, этой самой вдовы, тоже имелся. Удобная версия произошедшего, впрочем, быстро рассыпается в прах, когда главную подозреваемую находят мертвой... Убийство же горничной и вовсе смешивает все карты...

Блестящий детектив со столь любимой Кристи фабулой: респектабельное семейство не без скелетов в шкафу, когда подозреваемый - каждый первый, причем у каждого есть и мотив, и возможность. Врагов у Рекса Фонтескью было превеликое множество, и никто его особо не любил.

Разбираться в хитросплетениях жизни в Тисовой хижине придется инспектору Нилу и его "напарнице", мисс Марпл. Финал, как обычно, огорошит своей неожиданностью, а зло, как всегда, будет повержено.

Расскажите, чем вам запомнились и, возможно, понравились "Зернышки в кармане"? Какие версии произошедшего рассматривали, кого подозревали и почему? Какие из эпизодов больше всего впечатлили? Был ли для вас неожиданностью финал истории? Кому из героев симпатизировали по ходу чтения, а кому - нет? Почему?

Делитесь своими оценками и мнениями. Ссылки на рецензии приветствуются)

В группу Ситтафорд Все обсуждения группы
38 понравилось

Комментарии 30

Эта вещь оказалась самым первым детективом Агаты Кристи, с которым мне довелось ознакомиться (правда, в кинематографическом варианте: после выхода в 1983 году нашей экранизации — «Тайна чёрных дроздов»)... В принципе, речь идёт об увлекательном и неплохо написанном произведении (в сюжете которого, к тому же, оказался довольно удачно обыгран очередной детский стишок), хотя в число моих самых любимых оно всё же не вошло, и вот почему. —
Во-первых, у второго (по порядку обнаружения) убийства фактически не было сколько-нибудь адекватного мотива. Далее, как оказалось в итоге, мисс Марпл просто зря старалась: она могла бы вообще не ввязываться в это дело, а просто сидеть у себя дома; результат всё равно вышел бы тем же самым! Спрашивается, и зачем было гонять туда-сюда через полстраны старого человека? Ну и кроме того, детектив Кристи без хэппи-энда это всё-таки уже не то (а то, что здесь есть по любовной части, выглядит совсем не вдохновляюще)...
Как-то так, в общем. Моя рецензия: https://www.livelib.ru/review/3641860-zernyshki-v-karmane-agata-kristi .

Колесов Александр, Да, Марпл здесь не развернулась, это точно. Даже ценная фотка пришла в самом конце романа, хотя она, конечно, пригодится для доказательств...

N_V_Madigozhina,

Да, Марпл здесь не развернулась, это точно.

Это да, но детектив все равно вышел увлекательным)

Колесов Александр, Добрый день, спасибо за интересный комментарий (история знакомства с творчеством Агаты Кристи очень любопытная) и ссылку на рецензию.

В принципе, речь идёт об увлекательном и неплохо написанном произведении (в сюжете которого, к тому же, оказался довольно удачно обыгран очередной детский стишок)

то есть все же роман понравился (это радует), хотя и не стал любимым. Как мы убедились, Агата Кристи любит обыгрывать стишки и считалки)

Во-первых, у второго (по порядку обнаружения) убийства фактически не было сколько-нибудь адекватного мотива.

Так и убийца был не совсем адекватным человеком...

Мисс Марпл просто зря старалась: она могла бы вообще не ввязываться в это дело, а просто сидеть у себя дома; результат всё равно вышел бы тем же самым! Спрашивается, и зачем было гонять туда-сюда через полстраны старого человека?

весьма любопытная точка зрения, но мне кажется, что такие люди, как Марпл или Пуаро, получают немалое удовольствие еще и от процесса расследования. а не только от результата, им важно быть причастными к этому, чувствовать себя нужными и полезными.

то, что здесь есть по любовной части, выглядит совсем не вдохновляюще

Вот с этим точно соглашусь целиком и полностью! Романтические линии всегда добавляют особого очарования и прелести в книги Агаты Кристи, здесь же этого нет совершенно. Меня этот момент в книге тоже разочаровал...

Обычно в детективах Кристи живут персонажи, про которых сначала думаешь - «какие приятные люди». Потом, конечно, оказывается, что приятны не все, а некоторые даже и преступники. Но в этом романе полицейский сразу после знакомства с обитателями дома начинает бурчать: «Какие неприятные люди!» Полицейский, кстати, довольно умен в этом произведении — и ему понадобится только малюсенькая подсказка знатока человеческих душ… старушки Марпл, разумеется, которая не хвалит свои серые клеточки, а просто с сожалением наблюдает за людскими пороками и вспоминает аналогичные случаи.
Здесь описано много шаблонных ситуаций : пожилой богач, женившийся на молодой сексапильной блондинке, у которой тут же заводится любовник. То есть вот уже два человека, которые мечтают о смерти хозяина дома. Недоволен один из сыновей богача, в ссоре с папашей и другой — еще два претендента на роль убийц. Богач заполучил свои денежки, обидев многих людей, кое — кого даже довел до смерти, а дети погибшего поклялись отомстить… И в самом начале детектива этот богач погибает. Так кто же убийца? Ведь не все же сразу, как в «Восточном экспрессе»?!
Мы опять не угадали, братцы, а ведь все было так просто... Впрочем, я обычно и не пытаюсь угадывать... просто наблюдаю за тем, как Агата лепит характеры своих героев.

N_V_Madigozhina, Вот. И я ленюсь угадывать. Зачем? Сами все дадут.

natalia_klue, Нет, я не о том. Кто-то наблюдает за героями, а я скорее за Агатой Кристи!)

N_V_Madigozhina, Ой, а поясните. Как вы за ней наблюдаете?

natalia_klue, Не, ничего интересного. Просто привычка филолога отмечать художественные приемы. Вот так автор заставила нас поверить, что это убийца, а вот так она навела тень на плетень, подкинула ложные улики и проч.!))) В психологическом романе у меня часто преобладают эмоции, а в детективе на первый план выходит анализ - но, повторюсь, не попытка угадать преступника, а рассматривание модели художественного мира.

N_V_Madigozhina,

Просто привычка филолога отмечать художественные приемы. Вот так автор заставила нас поверить, что это убийца, а вот так она навела тень на плетень, подкинула ложные улики и проч.!)))

да-да! У меня вот также часто бывает с ее детективами (не всегда, правда, легко отвлекаюсь). Мол, слишком уж много улик в отношении кого-то - нас явно заставляют поверить в его виновность и т. п.

не попытка угадать преступника, а рассматривание модели художественного мира.

ее художественный мир для меня всегда целая вселенная: интриги, характеры, сюжет, психология и мотивы... Вот берешь читать вроде бы детектив, а на деле все куда глубже оказывается, и даже сам детектив порою на второй план уходит...

Anastasia246, А, все, поняла. А то было очень любопытно, как это - наблюдать за автором. За приемами, значит.

Согласна про целую вселенную!

N_V_Madigozhina,

я скорее за Агатой Кристи!)

в последнее время тоже склоняюсь к подобной позиции)

N_V_Madigozhina, Добрый день и спасибо Вам за интересный развернутый комментарий.

Но в этом романе полицейский сразу после знакомства с обитателями дома начинает бурчать: «Какие неприятные люди!»

Да, он весьма проницателен, этот сотрудник полиции. Опыт плюс интуиция.

старушки Марпл, разумеется, которая не хвалит свои серые клеточки, а просто с сожалением наблюдает за людскими пороками и вспоминает аналогичные случаи.

да, она просто не спеша распутывает этот клубок: причин и следствий, взаимоотношений подозреваемых.

Впрочем, я обычно и не пытаюсь угадывать...

Вот и у меня в этот раз опять ничего не получилось угадать... (даже не то что вычислить - угадать-то не получается...) Ланс, наоборот, казался мне едва ли не самым нормальным в этой семейке. Обаятелен, по-своему умен... И на Глэдис бы ни за что бы не подумала! А вон оно как все у Агаты Кристи закрутилось... Нет, я тоже, наверно, не пытаюсь уже разгадать логику Кристи - просто наслаждаюсь сюжетом)

просто наблюдаю за тем, как Агата лепит характеры своих героев.

Понравились в этот раз Вам представленные характеры? Показались правдоподобными? Мне вот линия с любовником вдовы показалась здесь лишней... Да и дочка со своим ухажером-учителем - тоже... Мне-то вот как раз роман был интересен противостоянием братьев, а еще линией домоправительницы (или как там ее должность правильно звучит) мисс Доув - чертовски харизматичный персонаж. Идеальная до невозможности, и вот эта-то ее идеальность и наводит на подозрения...

Anastasia246,

мисс Доув - чертовски харизматичный персонаж. Идеальная до невозможности, и вот эта-то ее идеальность и наводит на подозрения

Мне она очень напомнила героиню из романа "В 4:50 с вокзала Паддингтон", но та оказалась подлинной Мэри Сью от и до. Такое ощущение, что Голубка все же решила завязать с сомнительным прошлым и начать все с чистого листа, поменяв для начала имя. Впрочем, этот разговор, наверное, будет лучше отложить до обсуждения соответствующей книги.

Колесов Александр,

Мне она очень напомнила героиню из романа "В 4:50 с вокзала Паддингтон"

да, интересно будет сравнить героинь

Anastasia246, Да, эта Мэри Попинс сразу вызывает подозрения. Я так и подумала, что она наводчица. Но связала это с убийствами, а не с кражами, которые остались за рамками произведения.

N_V_Madigozhina,

Да, эта Мэри Попинс сразу вызывает подозрения. Я так и подумала, что она наводчица.

я с кражами тоже не связала ее. А с убийствами - вполне. И как она там гордо заявляет: "А вы попробуйте, докажите, что я Руби!" Вот эта дерзость! Эта выдержка (чуть-чуть в конце только дает сбой, а во всей книге - образец самообладания)! Меня и отталкивал этот персонаж, и одновременно притягивал.

Всем привет! Читала роман в январе 2021 года (рецензия). Помню, что детектив очень понравился, с удовольствием тогда провела с ним время. Как всегда прекрасно созданная автором атмосфера и классическая тема - убийство богатого отца семейства. Загородное поместье, наследники, грехи прошлого и милая старушка, которой с этим разбираться.

ChydoSandra, Добрый день!

Спасибо за интересный комментарий и ссылку на рецензию.

Рада, что роман понравился (мне тоже очень пришелся по душе, причем даже при перечитывании, настолько яркие здесь персонажи и сама интрига).

Как всегда прекрасно созданная автором атмосфера и классическая тема - убийство богатого отца семейства. Загородное поместье, наследники, грехи прошлого и милая старушка, которой с этим разбираться.

Это да, и атмосфера прекрасная, и отлично исполненная вроде бы знакомая всем тема. Но Агата всегда увлекательно преподносит даже заезженные темы. Я уж молчу про неожиданный финал.

А я сейчас, наверное, уже больше помню не роман, а экранизацию с Джоан Хиксон. Но люблю нежно. Как я уже писала, детективная линия для меня в детективах не главное. Я люблю, чтобы интересно было среди людей потереться.

В экранизаии хороша и Глэдис - эффектная толстушка, и Адель, и блудный сын с женой. Все ровно такие, как надо - чтобы было интересно и не жалко. Ведь детектив довольно бутафорский жанр, излишний психологизм в нем только вредит, имхо.

Книжки у меня уже нет, к сожалению, а фильм думаю пересмотреть.


natalia_klue, А я только нашу экранизацию смотрела, про черных дроздов. Надо взглянуть фильм, о котором говорите Вы.

N_V_Madigozhina, Фильм превосходный! Взгляните. - не пожалеете. И очень выпукло сделаны все герои, не видела такого в других экранизациях. Да и сама мисс Марпл - ее же одобрила Агата Кристи на эту роль.

natalia_klue, Вот разве после убедительного комментария можно пройти мимо экранизации?! Спасибо) Тоже как-нибудь обязательно посмотрю)

Anastasia246, Поделитесь впечатлениями? Всегда интересно, совпадем ли.
А может, и что-то новое, любопытное заметите, чего я не видела.

natalia_klue, Обязательно поделюсь, как посмотрю)

natalia_klue,

А я сейчас, наверное, уже больше помню не роман, а экранизацию с Джоан Хиксон. Но люблю нежно.

Спасибо) Еще не смотрела, но после такого теплого комментария очень хочется ознакомиться)

Как я уже писала, детективная линия для меня в детективах не главное. Я люблю, чтобы интересно было среди людей потереться.

Да, в романах Агаты Кристи действительно сама детективная линия часто отходит на второй план, настолько хорошо у писательницы всегда удается выписать характеры, мотивы, психологию персонажей, погрузить нас в атмосферу... Вот всегда это чуточку больше, чем просто детективы, оттого их так увлекательно всегда перечитывать, даже знаю развязку. Я вот в этот раз тоже перечитывала роман и все равно получила огромное наслаждение от чтения.

В экранизации хороша и Глэдис - эффектная толстушка, и Адель, и блудный сын с женой. Все ровно такие, как надо - чтобы было интересно и не жалко.

ох, интересно рассказываете) точно беру фильм на заметку)

Всем здравствуйте!

Книгу читала года два с половинной назад. В обсуждении заговорили об экранизациях - смотрела "Тайну черных дроздов", правда, это было давно и фильм помню плохо.

Что же касается книги, как отметила в своей рецензии, хорошо, но не отлично, потому что  использованные здесь приемы встречала раньше у самой же Агата Кристи. Конечно, все детективы в чем-то похожи, но дело в том, что те фишечки (о которых я прочла раньше),  были обыграны более интересно леди Агатой, а какой-то запоминающейся изюминки для себя "В зернышках" не обнаружила.

_ Евгения _, Добрый день, спасибо за интересный комментарий и ссылку на рецензию.

Рада, что роман все в большей степени понравился.

Книгу читала года два с половинной назад. В обсуждении заговорили об экранизациях - смотрела "Тайну черных дроздов"

мм, как же много интересного, оказывается, мною пропущено. Вот за что всегда люблю наши обсуждения: всегда узнаю что-то новенькое. Не смотрела еще "Дроздов", но надо, очень хочется. Великолепная книга, должно быть, сподвигла режиссеров и на великолепные экранизации)

потому что использованные здесь приемы встречала раньше у самой же Агата Кристи.

да, я тоже заметила: тут и считалочка, и подозрение на молодую жену богатого джентльмена, и вот эти своры между родственниками...

какой-то запоминающейся изюминки для себя "В зернышках" не обнаружила.

понятно. Да, у меня тоже не все детективы Кристи входят в число любимых. Есть просто хорошие, добротные детективы.

Неоднократно смотрела две экранизации - из сериала с Джоан Хиксон и советскую "Тайна черных дроздов" - обе нравятся по-своему. А роман прочитала только в этом году. Некоторые моменты удивили, некоторые расстроили, некоторые растрогали. Полуоткрытый финал, когда нет у читателя удовлетворения от сцены вершащегося правосудия, немного огорчил. Фигура инспектора наоборот приятно удивила: и классиков цитирует, и мисс Марпл верно оценивает (он сразу в ней увидел поборницу справедливости и мстительницу)). И конечно, в этом романе особенно Кристи удался общий фон - изменения в английском обществе писательница, по-моему, прекрасно передает. Если раньше слуги были верным щитом хозяев, то теперь от них исходят разные угрозы (экономка, Глэдис, да и вообще утрата лояльности остальными); если раньше ценилось золото, то теперь радиоактивные руды. Семейные связи распадаются, траур не соблюдается, столпы общества замечают о себя симпатию к обаятельному злу, понимая, что это зло. А справедливо считающаяся варварской кровная месть выглядит наивно рядом с коммерческим расчетом.

Mary-June, Добрый день!

Спасибо за интересный развернутый комментарий.

Неоднократно смотрела две экранизации - из сериала с Джоан Хиксон и советскую "Тайна черных дроздов" - обе нравятся по-своему.

Надо бы тоже добраться до них. По-моему, всем смотревшим экранизации нравятся)

Фигура инспектора наоборот приятно удивила: и классиков цитирует, и мисс Марпл верно оценивает (он сразу в ней увидел поборницу справедливости и мстительницу)).

Кстати, да. Скромный, сдержанный, внимательный, работящий.

И конечно, в этом романе особенно Кристи удался общий фон - изменения в английском обществе писательница, по-моему, прекрасно передает. Если раньше слуги были верным щитом хозяев, то теперь от них исходят разные угрозы (экономка, Глэдис, да и вообще утрата лояльности остальными); если раньше ценилось золото, то теперь радиоактивные руды. Семейные связи распадаются, траур не соблюдается, столпы общества замечают о себя симпатию к обаятельному злу, понимая, что это зло.

да... и куда катится мир?..

у Кристи действительно это очень хорошо получилось передать.

А справедливо считающаяся варварской кровная месть выглядит наивно рядом с коммерческим расчетом.

да, чужие люди оказываются менее кровожадными и жестокими, чем родные...

38 понравилось 30 комментариев 0 добавить в избранное 0 поделиться