13 июля 2023 г., 00:04

472

Обсуждение романа Агаты Кристи "Пять поросят"

46 понравилось 48 комментариев 0 добавить в избранное

Роман Агаты Кристи "Пять поросят", в центре которого острая драма любовного треугольника, впервые был опубликован в 1942 году. На русском языке книга издавалась также под заглавием "Шестнадцать лет спустя".

Преступление вновь расследует обаятельный бельгиец, любимый многими читателями по всему, Эркюль Пуаро. Отличительной чертой данного дела станет его давность, ведь совершено оно было ни много ни мало 16 лет назад...

В любопытном названии романа писательницей обыгрывается детская считалочка. Далеко не новый прием Агаты Кристи, но в каком-то смысле придает книге свое очарование.

Интересную параллель между жизнью писательницы и книгой "Пять поросят" проводит автор одной из исследовательских книг о творчестве Королевы детективов ( Лора Томпсон - Агата Кристи: Английская тайна ):

У Агаты уже имелись кровные привязанности в жизни: муж и мать. Она бы никогда не призналась в этом, но на ребенка у нее оставалось слишком мало душевных сил. Она вышла замуж за человека, которого страстно любила; подобно Каролине Крейл из романа «Пять поросят», она имела незаурядно привлекательного мужа и маленькую дочь, которой неизбежно предстояло занять второе место в ее сердце. В романе гувернантка мисс Уильямс говорит: «Миссис Крейл полностью существовала внутри оболочки своего мужа. Она, можно сказать, жила только в нем и для него». К ребенку Крейлы относятся с любовью, но, продолжает мисс Уильямс, ребенок в такой семье «воспринимается родителями как не совсем реальное существо»... Но Агате не нужен был безупречный ребенок: она сама была безупречной для Клары и так любила быть дочерью («Дочь остается дочерью всю жизнь…»), что не находила настоящего удовлетворения в роли матери.
«Пять поросят» — история Каролины Крейл, чей муж Эмиас, художник, заводит роман с молодой красивой натурщицей Эльзой. Это не история первого замужества Агаты, но, возможно, именно здесь (если иметь в виду только ее детективные сочинения) она ближе всего подошла к тому, чтобы рассказать о нем. Есть в этой книге некая интимность, «прочувствованность» происходящего. Она очень точно передает ощущение разоренного домашнего гнезда: ссорящиеся супруги, их забытая дочь и гувернантка, беззаветно преданная Каролине.
«Пять поросят» — мастерская работа: мотивации в ней сложны, переплетены и абсолютно убедительны в развязке. В центре книги — взаимоотношения между искусством и реальной жизнью. Эмиас видит жизнь не так, как видят ее его жена и любовница... он смотрит на нее сквозь призму своего искусства.

Признавая роман одним из лучших в творчестве Кристи, акцент исследователь все же делает на замечательной психологической составляющей книги, а не на детективной интриге. Хотя в обсуждениях мы действительно часто говорим о том, что детективы Агаты Кристи - это всегда чуточку больше, чем просто детективы...

А вам чем понравился и запомнился роман "Пять поросят"? Интересно ли было следить за раскрытием столь давнего преступления? Удалось ли разгадать интригу книги?

Делитесь мнениями и оценками, ссылки на рецензии приветствуются)

В группу Ситтафорд Все обсуждения группы
46 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 48

С этим романом я впервые ознакомился года четыре назад, просто подобрав соответствующую книгу на вокзале в Тобольске. (Кстати, автору одного из отзывов такое же издание тоже досталось бесплатно: https://otzovik.com/review_2464479.html ; полагаю, что по нынешним временам его не так-то просто и продать; такое ощущение, что обложку рисовал «на коленке» какой-то обкуренный школьник! Впрочем, на самом тексте это, кажется, не отразилось…) В общем, сразу в поезде я все и прочитал. И уже много позже оказалось, что у нас дома уже было это произведение, только в другом издании и под названием «Шестнадцать лет спустя», но мне прежде оно под руку не попадалось.
Что еще сказать? – Преступника я, конечно, вычислить не смог, но то, что писательница подкидывает улики против младшей сестренки, осознал…
Ну а обо все остальном сказано в моей рецензии: https://www.livelib.ru/review/3510535-pyat-porosyat-agata-kristi .

Колесов Александр, Спасибо за рецензию и комментарий)

Обложка у этого издания действительно любопытная. В каком-то смысле, наверное. обыгрывали так считалочку - типа, она же детская, вот и детский рисунок...

только в другом издании и под названием «Шестнадцать лет спустя», но мне прежде оно под руку не попадалось.

удачно совпало, что не попадалось, и читали, как говорится, с чистого листа.

А я вот умудрилась не так давно прочесть пьесу Кристи "Назад к убийству", видимо, написанной на основе романа, поэтому новизны ощущений от сюжета книги не получила...

то, что писательница подкидывает улики против младшей сестренки, осознал…

это да, есть такое.

Anastasia246,

Кристи "Назад к убийству"

А кстати, если сравнивать роман и пьесу - есть ли там отличия по сюжету?

Колесов Александр, Нет, там нет существенных отличий по сюжету.

Anastasia246,

А я вот умудрилась не так давно прочесть пьесу Кристи "Назад к убийству", видимо, написанной на основе романа, поэтому новизны ощущений от сюжета книги не получила...

Вот это обидно. Не люблю, когда рассказы или пьесы попадаются раньше полноценных романов со схожим сюжетом.

Всем здравствуйте!

Роман читала года полтора назад. Повествование захватило, несмотря на некоторую затянутость и нединамичность. Детективная загадка здесь, конечно, слабенькая. Но очень интересен прием, когда одни и те же события описываются разными людьми. И не факт, что они врут. Просто мы разные, и одну и ту же информацию трактуем и воспринимаем по разному. А использование считалки не понравилось. Показалось притянутым "за уши".


_ Евгения _, Добрый день!

Спасибо за комментарий)

Просто мы разные, и одну и ту же информацию трактуем и воспринимаем по разному.

Это да, любопытно было прочесть о том, как одно и то же вроде бы событие рассматривается с совершенно разных точек зрения. И даже главная героиня в этих рассказах разных людей предстает диаметрально противоположным человеком: то она мученица, несчастная женщина, то коварная злодейка...

А использование считалки не понравилось. Показалось притянутым "за уши".

Аналогично. Один и тот же прием, использованный многократно, теряет свою новизну.

Всем доброе утро! Это мой второй прочитанный у Агаты Кристи роман и первый, в котором я встретила знаменитого бельгийского сыщика. Что можно сказать? Я была поражена и творчество Агаты Кристи вошло в мою жизнь. Прошло уже больше 10 лет после прочтения и я хорошо помню книгу и эффект разорвавшейся бомбы, который на меня произвела разгадка. На момент прочтения книги я детективы почти и не читала, так что меня легко было обвести вокруг пальца и удивить. С тех пор роман в числе любимых. Да и впоследствии я поняла, что мне нравятся детективы с разгадкой преступления из прошлого.

ChydoSandra, Доброе утро!

Спасибо за комментарий и увлекательную историю знакомства с романом)

первый, в котором я встретила знаменитого бельгийского сыщика.

Ммм, как интересно) Понимаю) Трудно остаться равнодушной к детективному гению)

Прошло уже больше 10 лет после прочтения и я хорошо помню книгу и эффект разорвавшейся бомбы, который на меня произвела разгадка.

Агата Кристи умеет заворожить читателя, обвести вокруг пальца и шокировать финалом-развязкой) Что есть, то есть)

С тех пор роман в числе любимых.

Это здорово)

Да и впоследствии я поняла, что мне нравятся детективы с разгадкой преступления из прошлого

Вот, кстати, чем еще этот роман выгодно отличается от остальных произведений Кристи: поиск отгадки прошлого)

Anastasia246,

Трудно остаться равнодушной к детективному гению)

Это да!

Вот, кстати, чем еще этот роман выгодно отличается от остальных произведений Кристи: поиск отгадки прошлого)

Это вообще, как мне кажется, редкий вид детективов.


ChydoSandra,

Это вообще, как мне кажется, редкий вид детективов.

Кстати, да) Преступления по свежим следам более популярны и у детективов, и у авторов)

Пять поросят... Да, опять детская считалочка, которая здесь не впечатлила. В этом смысле остается непревзойденным роман "Десять негритят". Но детектив мне понравился тем, что здесь персонажи не только имеют свои грехи и грешки, не только врут, желая кого-то выгородить, а кого-то подставить... они даже действуют, исходя из своего представления о том, кто является убийцей. При этом кое-кто хочет спасти убийцу, так как считает его поступок в данной ситуации извинительным, а другой мечтает обвинить того, кого в принципе представляет злодеем. И поскольку все, кроме Пуаро, ошибаются, это здорово запутывает следствие.
В центре произведения - талантливый художник и его женщины. Любовь, ревность, оскорбленное самолюбие и лишь на последнем месте - деньги. Есть настоящая дружба, есть глубокие чувства, есть интрижки и есть любовь до гроба. Все герои торопятся в поисках убийцы - и делают ошибки. Пуаро долго думает и, как всегда, находит истину.
Люблю этот прием, когда события - в данном случае события давние - вспоминают разные люди и дают совершенно разные картинки произошедшего. Кто-то и в самом деле забыл детальку, а кому-то нужно ее намеренно забыть, чтобы выгородить себя или закопать приятеля. Какая разница, положили тебе в постель слизняка или ежа? Большая!) Один услышал слово "проводить", а другой -" выпроводить": почувствуйте разницу! Короче, было интересно...

N_V_Madigozhina, Спасибо за интересный развернутый комментарий)

Да, опять детская считалочка, которая здесь не впечатлила.

Использование приема не в первый раз уже не так впечатляет. Мне тоже не особо понравилось.

они даже действуют, исходя из своего представления о том, кто является убийцей.

А это Вы точно подметили! Агата Кристи вообще мастер психологической прозы, и здесь это достигло высшей точки.

Пуаро долго думает и, как всегда, находит истину.
Люблю этот прием, когда события - в данном случае события давние - вспоминают разные люди и дают совершенно разные картинки произошедшего.

Да, диаметрально противоположные картинки и диаметрально противоположные характеристики главных участников любовного треугольника.

N_V_Madigozhina, Это у Вас не комментарий получился, а настоящая рецензия (которой и место в соответствующем разделе)...

Колесов Александр, Все очень просто, Александр! Я не умею давать ссылку на рецензию!) Простите уж пожилому филологу...

N_V_Madigozhina, Просто среди рецензий Вашей я не нашел, потому и написал.

Колесов Александр, А ведь она есть, называется " Роковое увлечение"!) Но меня вообще так трудно найти!:(

N_V_Madigozhina, Вот теперь нашел. Оказывается, она отнесена не к самому роману, а к сборнику детективов: https://www.livelib.ru/review/3512620-pyat-porosyat-smert-na-nile-sbornik-agata-kristi .

Я, к сожалению, не осталась в восторге от данного романа любимой писательницы.

r40-green.png рецензия

Возможно, дело в том, что с сюжетом данной книги была уже знакома - по пьесе Агаты Кристи "Назад к убийству", прочитанной в прошлом году. Потому и новизны впечатлений от "Поросят" не было...

Детективная интрига тоже не особо впечатлила, для меня подозреваемых с самого начала и до конца произведения было только двое: жена и любовница, остальных всерьез я даже не рассматривала. Прием с использованием детской считалочки тоже показался каким-то лишним и давно не интересным.

Мне роман запомнился прежде всего своей психологической составляющей, острой драмой любовного треугольника, положенной в основу сюжета книги. Тема, конечно, не нова, но благодаря Агате Кристи мы имеем возможность посмотреть на эту ситуацию из прошлого с совершенно разных точек зрения и удивиться при этом насколько они отличаются друг от друга. Просто небо и земля. Вот в плане раскрытия характеров и мотивов Кристи действительно гений.

Anastasia246, Я вот тоже слежу часто в первую очередь за психологической точностью раскрытия характеров героев у Кристи. Вам не показалось, что нормальная женщина все-таки не станет кидаться тяжелыми предметами в ребенка ни при каких условиях?

N_V_Madigozhina, Возможно, Вы правы. Но тогда получается, что она и должна была оказаться по итогу убийцей?

Anastasia246, Нет, конечно, это было бы слишком просто. Но я не стану предлагать свои варианты развития сюжета - ведь роман уже написан Королевой детектива!)

N_V_Madigozhina, Ну мы же обсуждаем и предполагаем, фантазируем!.. Для меня соперничество жены и любовницы было как-то простовато... Но на вкус и цвет)

Anastasia246, Для меня и банальщина с постоянными любовными увлечениями художника, для которого, разумеется, главное - Живопись, было "простовато". Старушка Марпл пожимает плечами: "Ах, женщины, женщины...")))

N_V_Madigozhina, И это тоже, кстати) "Во что бы то ни стало дописать портрет!" И иронизирует отчасти, потом, когда с портрета смотрят глаза убийцы...

Anastasia246, Ну, посмертная ирония - это уже даже и не смешно.

N_V_Madigozhina, Да, Агата Кристи очень категорична в данном случае.

Всем привет!

Этот детективный роман Агаты Кристи мне в целом понравился, но, если честно, особого восторга не вызвал. Особо увлекательным и таким, от которого невозможно было бы оторваться, он мне не показался (3½ из 5, рецензия)

Мне понравилось, что Эркюлю Пуаро здесь выпало такое довольно сложное и необычное дело и пришлось разгадывать то, что случилось 16 лет назад. Улик ведь теперь нет или их не найти, события и факты с определённой степенью достоверности узнать теперь тоже весьма затруднительно, да и многие воспоминания свидетелей (или, может быть, истинных виновных?) за все эти годы практически уже стёрлись из памяти и нет никакой возможности разобраться во всех обстоятельствах той роковой драмы. Но Пуаро с присущими ему ловкостью и дотошностью, не упуская малейших тонкостей и деталей, выведывает тайны подозреваемых, умело сопоставляет всплывающие факты, анализирует мотивы поведения и поступки героев и поразительно точно воссоздаёт всю картину этого запутанного дела. Это впечатляет и, да, за его действиями следить, конечно, было интересно.

Загадка с убийством в этом романе в принципе неплохая и как всегда подозрение поочерёдно падает на каждого персонажа - это мне всегда нравилось в детективах Агаты Кристи, но само расследование и выявление виновного мне здесь показались не очень-то захватывающим, да и прописано это было, на мой взгляд, весьма скудно и не так интригующе, по сравнению с другими детективами леди Агаты. Концовка меня здесь как-то не сильно впечатлила. Виновный в преступлении, как это и должно быть, обнаружен, но никакого наказания не понёс, зато теперь хоть все наконец-то узнали всю правду. По моим сугубо субъективным впечатлениям это не самый сильный детектив Агаты Кристи.

DmitriyVerkhov, А мне здесь понравилась идея, что у подобных преступлений нет срока давности. Репутация человека даже посмертная очень важна для его потомков. Если человек не совершал убийства, то реабилитировать его - это очень важно.

N_V_Madigozhina,

Если человек не совершал убийства, то реабилитировать его - это очень важно.

В том плане, что по прошествии стольких лет Карла просит Пуаро выяснить, была ли её мать на самом деле виновна в убийстве своего мужа, то, конечно, это важно. Клеймо убийцы на ком-то из родителей - не просто тёмное пятно на них самих и на семье. Это тяжкий груз, боль, за которыми могут последовать и страдания, которые ложатся на плечи потомков и с которыми им приходится жить дальше. И это, конечно, неправильно и такого не должно происходить, если человек действительно не виновен.

DmitriyVerkhov, Тоже соглашусь, что это важно. Даже, как в этом случае, если человека, обвиненного в том, что он не совершал, уже нет в живых. Это ведь и добрая память о человеке...

DmitriyVerkhov, Спасибо за рецензию и развернутый интересный комментарий)

Этот детективный роман Агаты Кристи мне в целом понравился, но, если честно, особого восторга не вызвал. Особо увлекательным и таким, от которого невозможно было бы оторваться, он мне не показался

Прямо мои мысли от прочтения данной книги) Согласна целиком и полностью: далеко не лучшее творение Агаты Кристи...

Мне понравилось, что Эркюлю Пуаро здесь выпало такое довольно сложное и необычное дело и пришлось разгадывать то, что случилось 16 лет назад. Улик ведь теперь нет или их не найти, события и факты с определённой степенью достоверности узнать теперь тоже весьма затруднительно, да и многие воспоминания свидетелей (или, может быть, истинных виновных?) за все эти годы практически уже стёрлись из памяти

Что очень выгодно отличает данное преступление из череды других и что позволяет Пуаро проявить дополнительные способности)

само расследование и выявление виновного мне здесь показались не очень-то захватывающим, да и прописано это было, на мой взгляд, весьма скудно и не так интригующе, по сравнению с другими детективами леди Агаты.

да, всё так...

Anastasia246,

далеко не лучшее творение Агаты Кристи...

Вот-вот! Если бы, к примеру, взять для сравнения "Пять поросят" и "Десят негритят", хотя бы просто потому, что в обоих этих романах неким связующим элементом в развитии сюжета фигурируют детские считалочки (хотя не считалочки главное, а детективная история в целом), то я, конечно, отдам предпочтение "Негритятам". Вот они лично для меня и, возможно, также и для многих точно одно из лучших, интереснейших и захватывающих творений Агаты Кристи.

Что очень выгодно отличает данное преступление из череды других

Да, согласен. Хоть я ещё не так много прочитал детективов Агаты Кристи, но эта история, в которой происходит расследование преступления, произошедшего много лет назад, действительно была мне в новинку.

DmitriyVerkhov, А я довольно много прочитала у автора. Нечасто она помещает в центр внимания убийства такой давности, поэтому вот этим детектив точно отличается. Другое дело, что мне завязка самой детективной интриги не особо пришлась по душе (именно любовный треугольник имею в виду), но сам детектив он на крепкую четверку. Добротный. Как всегда у Кристи, с непредсказуемым финалом, но вот не до восторгов...

Anastasia246,

с непредсказуемым финалом, но вот не до восторгов...

Это точно. Не столь интригующий, не столь захватывающий, и в итоге этот детектив сильного восторга так и не вызвал.

Привет! Очень психологичный детектив, с подробным разбором мотивов и следствий поступков всех персонажей, за что и поставила книге "пятёрку". Понравилось, что это не столько традиционная игра "сыщик-преступник", а психологическая драма. Вот и письма, в которых излагается свой взгляд на события того ушедшего сентября, каждый свидетель пишет в своей неповторимой манере, обнаруживая скрытые доселе мысли. Да, сюжет из жизни, из неудавшейся семейной жизни Агаты Кристи, с пренебрежительным отношением мужа и забытым ребенком. Только я поверить не могу, что можно так подробно помнить всю цепочку событий.
Ну, разумеется, Агата Кристи подталкивает читателя в нужном ей направлении, так что я начала думать - Анджела? неужели правда? - и финальное открытие меня очень потрясло. Да ведь настоящий убийца уже понес наказание, если вдуматься, ничегошеньки не получив. А стишок - это зря, поневоле возникает привязка к определенным строкам, а здесь она ни к чему.

Little_Red_Book,

настоящий убийца уже понес наказание

Только совершенно несоразмерное с содеянным.

Колесов Александр, P. S. Вообще, со стороны той "леди" никакого раскаяния явно не было, а была, скорее, горечь оттого, что она со злости дала яд не тому человеку...

Колесов Александр, А зато разговоров-то сколько было: о полноте жизни, о прекрасной молодости... Тьфу. (Простите.) В результате создается притягательный образ, который оборачивается своей полной противоположностью. Получается, что в итоге имеем некую личность, вульгарную и совершенно неподходящую окружению, которая обнаруживает-таки изначальное неблагородство своей натуры, пойдя на преступление. Ну, лично мне так представляется задумка Агаты Кристи. Кстати, вы не обращали внимания, что многие авторы из той старой доброй гвардии английских детективщиков делают преступниками в своих книгах людей, по своему происхождению и воспитанию словно запрограммированных на низкие поступки? Как пэр какой-нибудь совершит убийство - так это он из высших побуждений, а как мелкий человек или, что яснее, иностранец - так это в нем подлая натура заговорила.

Little_Red_Book, Наверное, не без этого, но чтобы подобное было системой, не замечал. Вспомнилась, кстати, повесть Майн Рида "В дебрях Борнео", где автор постоянно "наезжает" на матроса-ирландца, но при этом на каждом шагу превозносит его коллегу малайца (который, по идее, должен был считаться куда более чуждым для добропорядочного англичанина)...

Колесов Александр, Ну ирландец, он же свой - "бей своих, чтоб чужие боялись" :)

Little_Red_Book, Привет)

Спасибо за интересный развёрнутый комментарий.

Рада, что книга понравилась.

Соглашусь насчет великолепной психологической драмы, составляющей основу сюжета книги.

Только я поверить не могу, что можно так подробно помнить всю цепочку событий.

Кстати, весьма любопытное замечание) Действительно, спустя такое количество времени помнить, кто когда вышел, пришел, что говорил и проч., кажется впечатляющим. И оттого, наверно, так разнятся "показания" возможных подозреваемых...

начала думать - Анджела? неужели правда? - и финальное открытие меня очень потрясло.

умеет, точно умеет Агата Кристи удивить, обвести вокруг пальца и огорошить читателя)

Anastasia246, Вот и читаешь, ставя своей целью не поддаваться на искусный обман автора, а не получается! А в результате такое удовольствие, хотя и обхитрили :)

Little_Red_Book, Да, у меня тоже почти никогда не получается) Хотя и пытаюсь следить по мере чтения за всеми крючками-зацепками, разбросанными по тексту писательницей) Но действительно, тем интереснее подбираться к финалу: он всегда неожиданен!

Эту книгу с красной обложкой ( в тандеме с Хмелевской) и дебильноватым рисунком на обложке (безвкусица - веянье пересройки) я приобрел в те годы, в обмен на макулатуру. Кажется это был мой последний макулатурный опыт, потому что после действительно качественных книг по этой программе, Дюма, Ефремов, Мордовцев, и многие другие, в твердом прошитом переплете, стали штамповать литературный хлам, хмелевских, чейзов, в мягких клееных обложках, разваливающихся от прикосновения, да ещё не за 20 кг, а за 30.
Выше сказанное не касается "Пяти поросят", которые мне понравились, да ещё имел удовольствие впервые познакомиться с мсье Пуаро. Отсылка на детскую считалочку воспринялась позитивно, для меня это не повторяемый, а узнаваемый прием, нечто из фирменного стиля автора.

Sergej328, Спасибо за интересный познавательный комментарий)

Выше сказанное не касается "Пяти поросят", которые мне понравились, да ещё имел удовольствие впервые познакомиться с мсье Пуаро.
Рада, что книга понравилась)

Отсылка на детскую считалочку воспринялась позитивно, для меня это не повторяемый, а узнаваемый прием, нечто из фирменного стиля автора.
Любопытная точка зрения) Возьму, пожалуй, тоже на заметку) "Фирменный стиль автора" - красиво звучит.