8 ноября 2021 г., 11:47

334

Становление девушки в четырех разных жанрах

31 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

boocover.jpeg Наталия Мещанинова - Рассказы

Наши болезненные воспоминания с нами навсегда. Иногда они преследуют, иногда вспыхивают и пропадают, иногда они повод поговорить о проблемах, которые зудят пока их не проговаривают. Наталия Мещанинова искренне делится своей памятью, своей историей, которая происходила в 80-90-ые, и, я уверенна, где-то происходит и сейчас. О замалчивании, о жутких обстоятельствах, о невозможных для ребенка выборах, между злом и злом. Взрослый человек не всегда понимает, что в его жизни происходит, что по-настоящему чувствуют и думают близкие, как поступить правильно. А ребенок тем более ничего не понимает, он создает мир с нуля, в каком-то своем мистическом образе, который он способен понять и объяснить сам себе, в котором он сможет соблюдать свои правила, чтобы выживать, чтобы не терзаться.

Все время думаешь о том, что это не художественная проза, не вымысел. Это жизнь, болезненная, страшная, никому не нужная. Где каждый преследует свою цель, которая даже не соответствует действительности, если как следует разобраться. И в наложении обмана и замалчивания, маленькая девочка борется с холодом, голодом и нелюбовью. Борется у нас на глазах.

И вот борьба закончена. Все позади. Все в прошлом. Теперь совсем другая, успешная жизнь. Но можно ли жить ее счастливо, когда постоянно преследует прошлое? Когда до сих пор не понятно, что думать и чувствовать к тем людям, которые являются членами твоей семьи. Семьи, в которой у тебя воровали, избивали, насиловали, закрывали глаза, запирали, морили голодом. Как жить с этими воспоминаниями? Как относится к реальности, которая такое допускает? Как относится к этим людям, которые все еще твои родственники? Что делать с племянником, который ворует, угоняет, отсиживает и приходит к твоей маме, чтобы обокрасть ее снова. К маме, которая знала, что отчим тебя насиловал.

Мне кажется, всегда очень важно помнить, что все что человек делает, он делает исходя из обстоятельств. Нельзя просто делать выводы глядя на другого человека, всегда нужно поставить себя на его место, узнать, что его формировало, что у него происходило, как к этому человек пришел. Осудить - это легкий путь. Узнать все факты, встать на сторону человека - это сверх сложный путь.

Такие тексты, которые рассказывают, как иногда бывает, в каких обстоятельствах может оказаться человек - это очень важная часть литературы. Она помогает в будущем быстрее реконструировать внутренний мир другого человека, его мотив и страхи, его боль и надежды. Она помогает приблизиться к "пониманию другого" - самому сложному навыку в мире. Это автобиографичная история становления девушки в поисках внутреннего морального стержня вчера, сегодня и для завтра.

boocover.jpeg Наринэ Абгарян - Симон

К сожалению, я не могу полноценно оценить роман, слишком сквозит зарубежная культура, которая мне неизвестна. Я практически не знакома с Арменией, с ее нравами и обычаями, я даже не знакома со стереотипами и ее массовой культурой. В этой книге мне приходится проходить по коридору истории в полной темноте, на ощупь, я примериваю сюжеты на свой опыт, на свою культуру и что-то откликается, что-то остается непознанным. И только исключительно из собственного незнания, книга не задела меня так, как должна была.

Предыдущий роман Наринэ Абгарян - Дальше жить произвел на меня неизгладимое впечатление. Мне очень понравился метод повествования, когда мы смотрим на мир глазами одного персонажа, и его словами осуждаем другого персонажа, а потом переносимся в истории назад и узнаем жизнь второго персонажа, узнаем причины его поступков и что осуждение было неправомерным, и так назад до бесконечности. В "Симон" снова использован этот прием, но в иной, более громоздкой, на мой взгляд, форме. Перед нами история четырех женщин и одного мужчины. У каждого из них жизнь не сложилась как хотелось. В сюжетах жизни героев отражена и история Армении, взаимодействие с Россией и другими соседними городами и странами, отражены в большом количестве предрассудки, которые зачастую и являлись причиной не сложившейся судьбы. И параллельно с нелюбовью соседствует и любовь, автор делится своими переживаниями и эмоциями, своей тоской по родине, печалью по сложным политическим ситуациям.

Мне показалось, что каждого из пяти обозначенных героев, изначально показывают максимально отрицательно, затем, обращаясь в прошлое, раскрывают причину этих негативных черт. И, возможно, из-за культурного недопонимания, часто эта "расшифровка" для меня выглядит скорее как оправдание, чем как "непреодолимые обстоятельства судьбы". Из другого поколения, из другого географического расположения, я все поступки оцениваю по себе и все они мне не свойственны, непонятны, неприятны, и местами слишком уж отвратительны. Как, впрочем, я понимаю, что мое видение, которое зачастую называют "новой этикой" для поколения, описанного в этой книге, будет еще отвратительней.

Мне грустно от того, что все эти женщины глубоко несчастны. Мне грустно от того, что все они испытали счастье только с одним мужчиной и без возможности поделить его поровну, все остались без него. Мне грустно, что люди так слепы друг к другу, что в глубине у многих кипит котел ненависти, нелюбви, грусти, потери, одиночества. "Ибо если и упадут, то один поднимет товарища своего. А одному беда: если он упадет, то нет другаго, кто бы поднял его." Мы все нуждаемся в поддержке, мы все зависим от других людей, от общества. Поэтому в культуре замалчивания, в культуре неприятия, в культуре, несопоставимой с новой жизнью на практике, люди ломаются и страдают. Мир меняется и перемалывает тех, кто хуже всего приспосабливается к изменениям.

Удивительно, но самой живучей в этой истории оказалась Косая Вардануш. Именно по причине полного игнорирования общественного мнения, отсутствия осуждения, полного непонимания "культуры общения" и вообще общества как понятия, она жила в реальном мире, с реальными проблемами и решала их по мере поступления. Мы не знаем ее внутренних переживаний, были ли они, но ее внешняя, всегда спокойная и уверенная в себе линия поведения спасала всю пятерку даже больше, чем Симон своих женщин.

Это очень важный роман, который досконально музеефицирует эпоху, культуру, этику, общество. Он помогает взглянут на людей, которые нас окружают по другому, узнать причину их озлобленности, подавленности, апатии. Этот роман помогает взглянуть на жизнь под иным углом и, быть может, даже кому-то помочь стать чуть менее несчастным.

boocover.jpeg Джанет Эдвардс - Девушка с Земли

Очень давно книга не вызывала во мне таких бурных ярких эмоций, причём эмоций противоположных.

С одной стороны, меня ужасно бесила главная героиня и дело не в том что автор как-то неправильно ее сделала, наоборот, автор сделала всё правильно - это подросток с яркими эмоциями, с отсутствием жизненного опыта, она (героиня) всё воспринимает очень ярко, ведет себя раздражающе, но она так и должна себя вести, это в рамках её возраста и характера. Возможно, если бы я была целевой аудиторией данного жанра и мне самой было бы от 14 до 20, я бы отождествляла себя с главной героиней и восхищалась бы ей, признавала её поступки, но я в два раза старше, и поэтому очень часто ловила себя на негативных эмоциях по отношению к героине.

С другой стороны, мы имеем достаточно интересно научную фантастику и так как я очень мало фантастики читаю в последнее время, я получила огромное удовольствие. История заключается в том, что были изобретены порталы, и благодаря порталам люди могут путешествовать на другие планеты, а также в рамках планеты от дома до работы просто через портал. Конечно же это накладывает свой отпечаток, и я благодарна автору что она это отметила. То есть такого явления как транспорт, пробки, время на дорогу и вся вот эта транспортная тема вообще отсутствует в новом мире, и поэтому когда портал перестаёт работать они (люди) действительно начинают чувствовать себя незащищенными. Второй момент - порталами могут пользоваться не все, есть определенный порядок людей, которые не могут перемещаться на другие планеты (только в рамках своей планеты Земли они могут перемещаться, а на другие планеты не могут). И, конечно же, это делает их изгоями, и конечно же наша главная героиня как раз такой изгой.

Это опять возвращает нас к недостаткам книги (для меня). Подростки и так ведут себя не очень приятно, но в рамках реализма это исправляется жизненным опытом, но когда дело происходит в фантастике авторы зачастую искусственно создают условия, которые оправдывают поведение подростка. В данной книжке главная героиня имеет дефекты, которые оправдывают её плохое поведение - вот это меня и бесило. Но если вернуться к научной фантастике, то главная героиня поступает на исторический факультет и они занимаются раскопками (правда, не знаю почему тут сделано наоборот, обычно в университете сначала учат теорию, а потом уже где-нибудь курсе на третьем едут на раскопки, но здесь всё наоборот - сначала люди идут на раскопки, а потом уже изучают теорию). Раскопки происходят в разрушенном Нью-Йорке, где постоянно обваливаются небоскребы, которым уже под семьсот лет и под разломами находятся "стазисные ячейки" в которых скрыты какие-то вещи, принадлежавшие эпохи до порталов. При этом, несмотря на то что действие происходит много столетий спустя, сохраняются определенные ритуалы раскопок сегодняшних дней - игры на гитаре, какие-то традиции. Это забавно, потому что, с одной стороны, перед нами техническое будущее, где люди практически в скафандрах, в бронекостюмах раскапывают техникой развалы, но при этом сидят у костра, едят зефирки/сосиски и играют на гитаре - это было очень мило. И вся вот эта ситуация с раскопками она очень интересная, вовлекающая.

Еще один момент, который я хочу отметить, это милитаризм. Военным отведено достаточно приличное пространство книги и действительно военные очень важны в будущем в данной книге, не в плане конфликтов между людьми, а в плане освоения новых планет. Военные занимается тем, что находят новые экзопланеты, изучают их, если они годны для заселения то они их готовят к этому заселению. Я сторонник пацифизма, но мне почему-то нравится внешнее проявления милитаризма, такие как форма, дисциплина, спортивная подготовка. То есть, какие-то такие положительные явления, которые дисциплинирует, совершенствуют человека, делают его опытным. Военная подготовка это большой стресс, а стресс это всегда катализатор жизненного опыта. И в процессе чтения этой книги я всё время ловила себя на этих мыслях, на том как я отношусь к военным в разрезе отсутствия войны. Они ведь съедают огромное количество бюджета как в нашей жизни так и в данной книге. Все эти парады, традиции, которые не дают миру ничего, кроме возможно эмоционального погружения.

boocover.jpeg Майкл Суэнвик - Дочь железного дракона (сборник)

Суэнвик не может просто взять и написать фэнтези, ему нужно показать всё на что он способен, всё что он может вложить и всё что он может придумать. Я вообще эту книгу скорее назвала бы постмодернизмом, она такая всеохватывающая, безумная, скорее похожая на сон и даже ближе к финалу действительно выглядит как некое сновидение, которое в процессе стирается и возвращает нас в реальность.

В данной книге достаточно типичная для фэнтези завязка, когда девочку с планеты Земля похищают для другого фэнтезийного мира, так как на неё (землянку) не действует магия и она может управлять драконами. Жизнь постоянно сталкивает героиню с различными людьми и ситуациями, очень интересная ситуация была по аналогии со знаменитостями, когда девушка заключала контракт, что она проживет жизнь один год - яркую, невероятную, будет самый богатой, успешной и знаменитой, но по итогу этого года её сожгут на костре. И это достаточно интересная аллюзия на звёзд Голливуда, которые тоже, когда становятся знаменитыми - они самые богатые, самые известные, их все любят, но когда слава проходит их как будто бы сжигают на костре, они теряют всё, многие сходят с ума, пропадают и ничем хорошим это не заканчивается.

После обучения в школе Джейн поступает в университет и тут начинается моя самая любимая часть - это обучение в университете. Я очень люблю магические школы, тему обучения. Мне понравился нестандартный подход к алхимии и создании философского камня. В этом фэнтези мире есть гномы, гоблины, эльфы, драконы и многие-многие другие виды, но при этом персонажи ходят в джинсах и рубашках, тусуются в торговом центре. Книга написана в 1993 году и по канонам постмодернизма она рассказывает о молодёжи, о неких социальных явлениях своей страны, в данном случае США, о подростках которые крадут вещи из супермаркетов, употребляет наркотики и с горем пополам учатся в университете. У них происходит первый сексуальный опыт и всё это происходит одновременно: и фэнтези с драконами, эльфами, и наша настоящая реальная жизнь 93 года. Это интересная история о становлении девушки в условиях фэнтезийного мира и постоянно меняющейся реальности.

В группу Книжные исследования Ксении... Все обсуждения группы
31 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!