12 мая 2021 г., 04:58

385

Второе заседание клуба: Остров Вера Тевтонов

33 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Сегодня предлагаю обсудить вместе и по отдельности три книги современной русской прозы.

картинка Kseniya_Ustinova
boocover.jpeg Александр Снегирев - Вера
Александр Снегирев поставил себе сложную задачу разобраться в паразитирующих мужчинах. Откуда они такие берутся и что с ними делать? Наблюдал он таких мужчин вокруг себя в больших количествах, да и в себе улавливает подобные черты, и от неприятия всего этого родилась книга.

Начинаем мы еще с дедушки Веры, который совершенно не героически предает страну во время второй мировой (и ладно бы ради семьи, но нет, ради удобства), бьет жену, никого и ничего не любит. Сын его, ребенок войны, живет в голоде, холоде и той же нелюбви. Позже он встречает очень яркую по внешности и поведении женщину и живет с ней сложную жизнь. Но каждого мужчину описывать по отдельности никакой книги не хватит и у нас появляется Вера. В последствии мы видим мужчин уже относительно Веры, как и где она их встречает, как они себя ведут, чего они хотят (вслух), как они действуют. Перед нами целая череда недолюбленных неудачников, которые хотят от Веры денег, успеха, признания, всего-всего и не давая ничего взамен. Потому что у них ничего и нет.

Всю книгу я вспоминала себя с 2008 по 2013 год, когда сама строила первые серьезные отношения. И через меня прошла череда этих крайне странных, опасных, неприятных, паразитирующих мужчин. Я сочувствовала Вере, я была на ее месте. Так же как и она, я молча наблюдала этот ужас, потому что что-то объяснить им, сказать, помочь, совершенно невозможно. Очень ярко демонстрируется это на примере бального режиссера. И этот человек не карикатура, это типичный образец мужчин которых тысячи. Остается только молчать и ждать. Потому что, когда уже шестой парень подряд "вот такой", кажется что других нормальных и не существует вовсе. Ведь что такое "норма"? Это всего лишь средняя температура по больнице, и у когда у всех 40, начинается казаться, что в 40 градусах нет ничего особенного. Мы так устроены что ко всему привыкаем. Вот и Вера, сначала она еще чего-то пыталась добиться от мужчин, но поняв, что это бессмысленно, пришлось молчать и наблюдать.

Сложно сказать, как мы к этому пришли. По сути все эти молодые мужчины нулевых и начала десятых, это те, чья юность пришлась на бедные и голодные девяностые, возможно именно это их так озлобило и разорвало изнутри. Следующие поколения совсем уже другие, с ними гораздо проще и приятнее общаться. Хотя, конечно, экземпляры находятся в каждом поколении. Здесь еще можно обвинить цифровое потребление, которое всех провоцирует на злость, стресс, ярость и потерю себя. А еще физиологи говорят, что для комфортного существования нам нужно пять близких людей, и когда каждый живет в своей отдельной квартире один, то от своего партнера он в итоге требует пять разных воплощений и из этого вытекает бездонная прорва конфликтов завышенных требований и полное отсутствие отдачи у партнеров. И здесь еще много вариантов можно рассмотреть и обдумать.

Но мне повезло, я встретила своего мужа с которым счастлива. Кто-то счастлив остается в одиночестве. А вот Вера, в итоге, пришла к третьему пути, и она тоже будет счастлива, вопрос только не залюбит ли она своего сына до такого состояния, что общаться и жить с ним в будущем станет не возможно? Но это уже другая история.

Мне очень понравился язык книги. Отчетливо чувствуется ритм истории, все хорошо визуализируется. Мне помогла дистанция в 16 лет, когда я уже переживала свою юность, обдумала ее, поглядела на нее со стороны и увидела все это еще раз через данный роман. Книга отлично проговаривает время, по ней можно восстанавливать собственное прошлое, сделать какие-то выводы. В книге много достаточной жесткой, но сложно считываемой иронии и юмора, что мне очень пришлось по душе. Мне вообще понравился автор и я с удовольствием прочту другие его книги.

картинка Kseniya_Ustinova
boocover.jpeg Евгений Водолазкин - Оправдание Острова
Евгений Водолазкин крайне религиозный, верующий человек, поэтому роман, проговаривающий библию, был вопросом времени. В самом начале я удивилась, неужели это еще один Каин - Жозе Сарамаго , хотя такое невозможно, Каин во много сатира на происходящее, он ругает поведение «героев библии», что Евгению Германовичу уж точно не свойственно, он скорее будет библию защищать (как, к примеру, в Брисбене ). Но вскоре все прояснилось.

Все книги Водолазкина выглядят совершенно разными по сюжетам, эпохам, жанрам. Но, на самом деле, абсолютно все они об одном и том же – о времени. Наверное, странно в этом моменте вспомнить фильм «Прибытие» или же оригинал - Тед Чан - История твоей жизни (хотя ситуация с ножом вполне в духе этой истории), но они достаточно доходчиво передают ощущение четвертого измерения – плоскость времени. Именно плоскость, когда нахождение в любой точке, это нахождение во всех точках одномоментно. И, дело даже не в том, что «нет ничего нового под солнцем», а в том, что с возрастом, с жизненным опытом, с огромным читательским опытом, который есть суть концентрированного вида бесконечного числа человеческих жизней, вполне вероятно к 56 годам увидеть эту плоскость, ее закономерности, ее волны.

В своих предыдущих книга чувство времени автор пытался изобразить исходя из срока человеческой жизни, но для изображения нового пространства понадобилась протяженность. Поэтому сюжет истории начинается от сотворения мира и приходит к нашим дням. Но, поколения забывчивы, сменяясь они не перенимают опыт своих предков, а вновь и вновь повторяют его. Для того, чтобы бы это «увидеть» в сюжет вплетаются двое бессмертных, что живут уже несколько сотен лет и их глазами мы наконец начинаем разглядывать новое для нас пространство.

Помимо времени, есть еще один важный момент - человек всегда поступает исходя из обстоятельств. Все мы отражение нашего окружения. Мы не придумываем ничего с нуля, мы потребляем информацию извне и выдаем ее обратно, соотнеся с уже имеющейся информацией. Поэтому мы все такие одинаковые и такие разные, и нет в этом противоречия.

Начиная с революции начала двадцатого века и доходя до наших дней, аллюзии на нашу страну считываются все точнее, сатира становится все зубастее. Мне нравится, что в правители были назначены и праведные люди, и реакция на их правление более чем узнаваема.

Неудивительно, что книга вошла в Длинный список восьмого сезона Литературной премии имени Александра Пятигорского (2020-2021). Премия учреждена с целью поддержки интереса к философствованию за пределами профессионального философского сообщества, присуждается за лучшее философическое сочинение. И, на мой взгляд, «Оправдание острова», действительно будоражит, привлекает внимание к темам не простым, располагающим к философствованию.

Отдельное «браво» хочу сказать главам про пчел. Это было мистически прекрасно и поражающе. Впрочем, мистического, сатирического, поражающего и цепляющего здесь и без пчел много. Во многом благодаря стилистике языка произведения.

картинка Kseniya_Ustinova
boocover.jpeg Алексей Иванов - Тени тевтонов
Книга представляет собой квест-игру. К ней нельзя относится как к историческому роману, к мистическому роману или как к фэнтези. Это в первую очередь головоломка у которой есть решение и в самом конце книги его нам сообщат. На мой взгляд, это очень важно понимать для выбора типа чтения и восприятия текста, для выбора стратегии чтения (настраивания ожиданий).

В первый раз, я читала книгу как исторический роман и столкнулось с огромными трудностями. Описываемые годы (а точнее первое время после окончания войны), как в прочем и вообще середина 20 века, для меня не исследованный временной отрезок, в моем мировосприятии недостаточно материалов и знаний для построения отчетливого визуального и смыслового ряда при чтении подобного текста. Поэтому я иногда с трудом воспринимала текст (когда читаешь и не понимаешь, что прочел), путала персонажей (трех девушек было легко выделить, но толпа мужчин сливалась), терялась в пространстве.

Изначально текст создавался как аудиосериал и существовал в виде аудиокниги. Все-таки это иной тип подачи сюжета, поэтому и автор действовал ни как при создании бумажной истории. По логике, должно было быть больше диалогов, больше динамики, зрелищности, меньше перечислений. Но лично для меня все было наоборот: очень много незнакомых и не выговариваемых немецких и польских слов, постоянные пояснения и перечисления, много «простоев» в сюжете, быстрые переходы между персонажами. После прочтения бумажной книги я прослушала аудио чтобы уже не «читать книгу», а «разгадывать головоломку».

Суть головоломки в том, что перед нами два исторических периода – средневековье и середина 20 века. Персонажи которых мы наблюдаем в одном временном пласте имеют своих аналогов в другом временном пласте. Есть герой чья задача заполучить меч Сатаны – Лигуэт. И мы наблюдаем параллельно то один то другой временной пласт, гадаем/угадываем кто из персонажей кто и удастся ли с новой попыткой заполучить Лигуэт?

При первом прочтении меня очень смущал персонаж Жени, Володи, поведение многих героев. Они казались мне слишком непоследовательными. Конечно и в жизни мы бывает резко меняем решение, свою жизнь, ценности, но у этого всегда есть повод, причина. Герои «Теней Тевтонов» выглядели функциям. И при повторном чтении (прослушивании) это стало еще отчетливее. С другой стороны, наблюдать стало интереснее, когда уже знаешь кто есть кто нравится подмечать что вся конструкция строится с самой первой страницы, что при первом чтении, конечно же, незаметно.

Мне понравились финальные динамичные сцены сражений в обеих эпохах, они были очень зрелищными и по-настоящему освежающими после возни на местах большей части книги. Мне показалось, что средневековье прописано с большей любовью, чем век 20, в средневековье вложено больше страсти и интереса, но при этом, именно средневековья в книге меньше. Интересно так же, что вся магия и мистика помещена так же только в средневековье, как бы намекая, что в умах людей мир тогда так и воспринимался, что для них это все вполне реально, на уровне воображения и молвы.

Книгу я все-таки восприняла холодно, очень уж все искусственно и местами не логично (совершенно не понятно, почему нельзя просто взять меч, к чему вся эта возня?). Мне не интересны подобного рода головоломки (поэтому я не читаю детективы), с другой стороны, для меня это что-то новое и любопытное, даже экспериментальное.

В группу Книжные исследования Ксении... Все обсуждения группы
33 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!