14 ноября 2017 г., 09:58

331

Почему аудиокниги должны изменится или умереть

12 понравилось 45 комментариев 1 добавить в избранное

Аудиокниги не только хвалят, но и критикуют...

Автор: Михаил Сапитон (культуролог)

Пора уже признаться. Хоть раз в жизни вы добавляли в список целей на год безумный книжный пункт.

Главный вопрос: сколько? Сколько книжек вы обязались прочитать за ближайшие 365 непредсказуемых дней? Я заявлял разные числа — доходило до 150.

В любом случае это история без хеппи-энда: к лету закрадывается смутное ощущение, что отстаешь от графика, а к началу зимы — стойкое осознание собственной ничтожности перед величием книжной мудрости.

Дела так не делаются, а книжки остаются непрочитанными. И в момент оплакивания наивных амбиций в голову закрадывается коварный лайфхак. Это паразитическая мысль, от нее практически невозможно отделаться.

Вы вспоминаете, что существуют аудиокниги — и сразу прокручиваете в голове обрывки текстов, в которых авторы на голубом глазу рассказывали, как проглотили пару сотен книжек за год просто заменив привычный плейлист аудиокнигой. С этого момента остается только вести обратный отсчет до того, как на смартфоне появится первое озвученное издание. Клац, ловушка сработала.

картинка Librevista

Поначалу все может идти хорошо, особенно если по случайности попадется раскрученный автор, чье издательство способно вложиться в элементарный саунд-дизайн и нормальное продюсирование материала. Однако медовый месяц быстро заканчивается — и на поверхности оказываются жестокие истины этого странного мира, находящего на перекрестке музыки и литературы.

Чтобы приступить к критике, нужно заявить несколько очевидных истин.

Аудиоформаты живы и активно развиваются. Подкасты и радиошоу появляются у каждого крупного медиа. На Западе рынок бурлит и все, что сдерживает его рост: проблемы с монетизацией. Большинство подкастов распространяются бесплатно, конкурируя между собой за зрительское внимание. До нас тренд в полной мере не дошел, но подъем интереса очевиден.
картинка Librevista
Короче говоря, для аудиокниг все выглядит идеально — монетизируются они банальной продажей, а люди уже готовы слушать в наушниках не только «Грибы», но и свежий нон-фикшн. Готовы, но при нынешних раскладах никогда не станут. Продюсирование большинства аудиокниг находится на таком печальном уровне, что это даже удивительно. Среднестатистическую художественную книгу легче использовать в качестве снотворного, чем реально слушать.

Один монотонный голос, запись на микрофон средней паршивости и никаких звуковых эффектов — таким спартанским набором встречают желающих быстренько «догнать» свой годовой список чтения.

Герой идет по огромной пещере? Никакого гулкого эхо. Шагает сквозь зимнюю бурю? К черту, продолжим рассказывать с интонацией умирающего диктора. И запихнем подальше разнообразных персонажей, потому что наняли только одного человека.

Это нон-фикшн про космос? Обойдемся без саундтрека в духе «Интерстелла», все будет звучать так же плоско, как оглашение приговора. картинка Librevista

Величайший русскоязычный аудиоспектакль «Френки-шоу», в котором под маской психопата виртуозил Вадим Демчог, всегда начинался с пронзительного крика SHOOOOWTIME. И это был гениальный по смыслу панчлайн: нужно вмазать в уши аудитории побольше шоу. Но издательства все еще не догадались об этой истине и клепают под копирку безвкусные чтения вслух. Исключения вроде романа Джорджа Сандерса «Lincoln in the Bardo», озвученного 166 исполнителями, все еще слишком редки.

Поэтому к черту аудиокниги. Пока они теряют возможность обогатить литературу, бесплатные подкасты всё прибавляют в качестве. Лучше вычеркните из списка целей пару десятков книжек, чем пытайтесь их прослушать — безвкусные поделки не должны становиться нормой.

Кроме того, их нужно прокачать по части удобства. Любая платформа, которая продает аудиокниги, должна отстегивать их в комплекте с обычным электронным изданием и внедрить синхронизацию прогресса. Послушал, открыл в приложении обычный текст и продолжаешь с сохраненного места — а затем снова возвращаешься к истории с наушниками в ушах. Сейчас такая функциональность есть только у сервиса Whispersync от Amazon, однако синхронизацию поддерживают лишь избранные произведения. Да и на последних моделях читалок Kindle технология не работает.

Фактически, актуальные недостатки аудиокниг — проблемы издательств, которые работают над ними. Это неповоротливые структуры, которые не успевают адаптироваться к современным реалиям. Сегодня они должны быть технологическими компаниями, звукозаписывающими лейблами и мощными онлайн-ритейлерами.

Совокупная неспособность соответствовать этим амплуа — причина плохого качества аудиокниг. Если добавить, что количество озвученных произведений тоже смехотворно малое, комбинация и вовсе похоронная. Конечно. поставить работу на поток и поддерживать качество — та еще задача. Но кто обещал, что будет просто?

То, что индустрия со скоростью улитки перерабатывает литературные блокбастеры в елейную скукоту — признак недальновидности. Только когда у аудиокниг появятся собственные композиторы, тщательно подобранный каст и должное технологическое обеспечение, об их успехе можно будет заговорить снова.

Источник: Источник
В группу Мир аудиокниг Все обсуждения группы
12 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии 45

Сразу скажу, что редакция не всегда разделяет мнение авторов статей )))
Как только я слышу или читаю слова "очевидная истина" у меня сразу закрадывается подозрение, что ничего очевидного здесь явно нет.

Вот так и здесь. Уважаемый автор статьи явно не слышал хорошо начитанных аудиокниг, можно только посочувствовать, однако делает совсем не очевидные обобщения. Уж очень он сильно напирает на роль фоновых звуков и всяких эффектов в аудиокниге. Да бывает это неплохо и только при условии, что сам текст озвучивается великолепно. А бывает вообще лишним, честно говоря. Смотря какая книга.
Всё таки аудиокниги это всё таки книги. Хочется тебе больше звука и всяческих бабахов и фейрверков, ну посмотри сериал или книгу, их тоже немало, в том числе снятых по книгам )))
А вот, что издательству книг стоит уделять больше внимания - я согласен. И то же самое с синхронизацией. Да это было бы удобно, но не более того. Не определяющий фактор.

Итог. Без всяких украшений и программных новинок аудиокниги не умрут однозначно.
Были бы люди, любящие и умеющие читать и люди любящие послушать хорошую книгу. Этого достаточно. Они найдут друг друга, всегда )))

14 ответов

Автор производит впечатление инфантильного имбицила, который ждёт волшебника в голубом вертолёта, все и сразу по возможности нахаляву

1 ответ

Мне, честно говоря, сложно спорить с автором, тем более, что я часто предпочту послушать унылую начитку роботом из говорилки, чем наполненное спецэффектами и музыкой исполнение двадцати бездарностей. Но фломастеры разные, как известно, так что пусть ворчат свои глупости, мы за это время еще одну книжку прочитаем/прослушаем. :)

1 ответ

Ну не знаю...я нашла жуткое количество обалденных чтецов за этот год, в течение которого я пристрастилась к аудиокнигам с безудержной любовью.
Игорь Князев, Иван Литвинов, Сергей Чонишвили, Александр Клюквин и т.д и т.п.
Из всех этих моих любимых только Игорь Князев (на сколько я помню) делает аудиокниги с музыкальным сопровождением.
Мало того, попадаются книги, где музыкальное сопровождение излишне.
ИМХО.

12 ответов

По мнению автора , хорошая озвучка аудиокниги - это десятки исполнителей, увертюры, громы и молнии. То есть - эффект сидения спиной с экрану телевизора.))))
А я ценю именно - искусство художественного чтения,и это не чтение "в лицах" или "с выражением". Конечно, должен быть поставленный голос, дыхание. Этому надо учиться. Вот послушайте, как читал прекрасный актер Кирилл Лавров ( с дефектом дикции, на минуточку, реально картавил), Михаил Ульянов, Алексей Баталов, Вера Алентова. Радиоспектакль и чтение книги - разные жанры, у каждого есть свои поклонники. ИМХО - спектакли предпочитают слушатели, с менее развитым воображением и абстрактным мышлением.

1 ответ

По мне, так звуковые эффекты будут только отвлекать от смысла книги. Как и отдельные голоса для каждого персонажа - никакой гарантии, что мозг не запутается и не устанет переключаться. К тому же, хорошую книгу даже монотонное чтение не испортит.

5 ответов

Ах, как приятно было читать комментарии :)
Когда после зарядки плейера ищешь главу, на которой остановился, музыкальные заставки в начале каждой главы просто бесят... Или вот слушала в превосходном исполнении Алексея Багдасарова "Рассечение Стоуна"и наслаждалась... пока вошедший в роль чтец, неожиданно не начинал вслед за героями вопить благим матом или рыдать громоподобно... Подскочив на стуле от неожиданности, я с раздражением резко убирала звук... зачем это?

Но не бывает правил без исключений, например, Мураками, у которого музыка часто равноправный герой повествования. И как офигительно здорово было у Игоря Князева услышать сначала Симфониетту Яначека, а потом где-то ближе к концу Windmills of my mind - а я-то думала, я одна владею тайной саундтрека старой Аферы Томаса Крауна :)

— Смотри-ка… Прямо как в том кино.

— В каком кино?

— Да старый фильм. Со Стивом Маккуином в главной роли. Как же назывался-то?

— «Афера Томаса Крауна», — подсказала Аомамэ.

— Точно! Она там тоже играла страхового инспектора и ловила всяких мошенников. А Маккуин был богачом и занимался аферами ради спортивного интереса. Хорошее кино. Помню, смотрел еще старшеклассником. И музыка отличная.

— Мишель Легран.

Водитель напел с закрытым ртом первые такты мелодии. И снова стрельнул глазами по отражению Аомамэ.

— Должен вам сказать, госпожа… Вы — прямо вылитая Фэй Данауэй из той картины.

— Большое спасибо, — сказала Аомамэ. Скрыть улыбку оказалось не так-то просто.

Осталось горько пожалеть, что к моменту знакомства с Игорем Князевым, всего остального Мураками я уже прочитала... и пришлось самостоятельно рыться на ютюбе, чтоб послушать Кросби, Норвежский лес Биттлз или Трио Эрцгерцога Бетховена в исполнении Яши Хейфица, Артура Рубинштейна и Фойермана... Но это, я повторяю, всё же исключение...

2 ответа

здравствуйте я ищу аудиокниги бесплатно все романы

1 ответ