2 августа 2015 г., 17:05

332

Линия по странам и регионам №4. "Земля под ее ногами", Салман Рушди

8 понравилось 32 комментария 0 добавить в избранное

0bc4d84a4cc4.jpg Земля под ее ногами -- роман Салмана Рушди. В нем переплелись, замешанные на индуистской и древнегреческой мифологии, несколько важнейших для автора книги тем: вина человека перед землей, с которой он творит все, что ему вздумается; "бомбейская" тема, развитая в романах "Дети полуночи" (1981) и "Клоун Шалимар" (2005); тема двойников и "alter ego"; размышления о славе, современной музыке, жизни и смерти и контактах с потусторонним миром.
Герои романа, юноша и девушка, влюбленные друг в друга и рок-музыку, отправляются из Индии сначала в Великобританию, а затем США, где становятся сверхпопулярными. Но однажды героиню книги в буквальном смысле слова поглощает земля, и юноша становится Орфеем, отправляющимся в метафизическое путешествие за своей Эвридикой.

Дальше...


Пришло время обсудить книгу. Что вы ожидали от этого произведения и оправдались ли ваши ожидания? Понравилась ли книга, возникло ли желание продолжить знакомство с автором? Понравился ли вам стиль автора? Какое отношение вызвали главные герои: Вина, Ормус, Рэй? Какие идеи, моменты понравились больше всего? Ваше личное отношение к мистическому реализму.

В группу Литературный клуб... Все обсуждения группы
8 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 32

Я, пожалуй, начну. Книгу я не дочитала пока, осталось немного, дочитаю сегодня-завтра.
Мне книга не понравилась, совсем. Читать ее для меня сплошное мучение. Вот несколько причин:
1) пустопорожняя болтовня автора ни о чем. Если в начале книги присутствуют еще какие-то интересные и динамичные события, к концу он просто скатывается в сплошные размышления, превознесения Вины и Ормуса, их великой любви, в обличении упадка американской (и, словами потусторонней Марии) etc., etc.
2) Меня ужасно бесили сами главные герои, какие-то полубоги, описание их великой страсти вызывало на моем лице лишь известную гримасу Роберта Дауни мл. и желание пролистать все это и попробовать найти что-то более-менее интересное. С индийскими авторами до этого не была знакома, смотрела пару индийских фильмов и понимаю, что такая пафосность и преувеличение всего -- часть культуры, что ли. Возможно, автор таким образом хотел создать атмосферу эпичного сказания... Не знаю, для меня это было просто кошмаром)
3) Автор периодически повторяет одни и те же ходы. Например: два человека, тронувшихся в результате несчастного случая. Два повесившихся родителя. Два папашки, резко сменивших ориентацию. Две автомобильных аварии. Возможно, ответ всего этого кроется в конце и я зря гоню на автора, посмотрим)

В начале никак не могла понять, почему перепутаны имена, люди, произведения, потом, слава богу, все стало ясно)

Есть еще две претензии: колоссальное везение героев -- Ормус встречает случайно Стэндиша на борту самолета (а тот о нем только и мечтал, но вот только почему он к нему не пристал еще в Индии, не понятно)
Второе, как Стэндиш и Вина получили компромат на Сингха. Вот так вот просто. Случайно. И эти бумажки так легко было добыть. И никому они больше не нужны, а Вина и Ормус, бедненькие, никак свои деньги отсудить не могут, давайте-ка мы им поможем))
Еще маловероятным кажется тот факт, что лорд Месвольд женился на Спенте Каме. ЛОРД. Всю жизнь бы холост, а тут решил жениться на жене умершего бывшего друга. Парсийке (или как-там правильно парс женского рода)). Не молодой. Не очень-то привлекательной. Хм.))

Еще один вопрос: Мария была из потустороннего мира и я могу понять, почему она приходила к Ормусу, когда он был в коме или когда у него работал волшебный глаз. Но как она оказалась на том самом самолете?

Теперь что понравилось:
Понравилась концепция того, что все будущие образы (кино, книг) и мелодии ждут своего часа в каком-то месте и понравилось, что брат-близнец нашептывал песенки Ормусу.
Понравился "мертвый глаз" который видел параллельные миры.

На этом все, пойду дочитывать)

5 ответов

Книга мне понравилась, оценка 4. Я уже была знакома со стилем Рушди, читала у него в прошлом году "Дети полуночи" - это книга, по моему мнению, более совершенная и проработанная, чем "Земля". Но в общем книга оправдала ожидания, именно потому, что это было не первое знакомство, а в обеих книгах есть схожие моменты, особенно по части изображения эпизодов детства, тема двойников, "телепатических" контактов и т.д. Мне очень нравится магреализм Рушди, его очень сочный, колоритный язык, особенности его запутанного рассказа (как он сам верно подмечает о нем - сбившийся с маршрута автобус повествования) и все эти странности и сказочные совпадения тоже очаровывают. Я даже и не пытаюсь задаваться какими-то вопросами по этому поводу, если честно, и вообще слабо представляю, что можно как-то рационально пояснить все эти магреалистические штуки, на то она и магия-мистика все-таки.

В "Земле" мне безумно понравилась первая половина книги, истории семей, детсво и юность героев, а вот потом, когда по сюжету началась история группы Ормуса и Вины - казалось бы, самый сок должен был начаться - мой интерес начал резко снижаться. Там сюжет откровенно провис, стало как-то намного меньше магреализма, началось переливание из пустого в порожнее, эти терки с менеджерами, вообще скукотища, я прям расстроилась. К финалу, правда, опять оживленнее все пошло. Но определенно Рушди лучше даются истории с мистическим налетом, чем более реалистичные рассказы.

Отношения к героям? Ормус вообще какой-то нереальный, не могла его воспринимать как обычного человека, инопланетянин какой-то, да еще и со своей фанатичной любовью. Вина просто какая-то ходячая катастрофа, приносящая всем несчастья, зато после смерти ставшая чуть ли не святой. Меня более всего интересовал рассказчик, Рэй, этот "третий персонаж", находящийся на второстепенных ролях, а все же играющий роль в жизни этой парочки. Он заслужил свое счастье. А еще мне понравились истории про второстепенных персонажей: родителей Рэя, братьев Ормуса. И вот эта идея существования паралельных/альтернативных миров. Еще у Рушди колоритно описанные и запоминающиеся несчастные случаи и смерти.

9 ответов

Я закончила чтение этой книги, когда объем прочитанного на моем ридере состаивл 65%.
Невероятно тяжелый язык повествования, невероятно. Как сквозь густой туман. Слишком много отступлений, которые, в общем-то я люблю. Но здесь, во-первых, too much, а во-вторых, это какой-то сплошной поток сознания. Сами герои оказались мне не близки, сюжет не заинтересовал. Я ожидала от этой книги совсем другого. Может быть, это только мне показалось, что аннотация обещает книгу с более динамичным сюжетом, да и вообще абсолютно не ту, что оказалось) Салман Рушди - совсем не мой автор, судя по всему.

5 ответов

Начну с того, что это было мое знакомство с творчеством Салмана Рушди и я осталась очень довольна. Не хочу сглазить, но кажется у меня появился еще один любимый писатель. Возникло желание прочитать у него все.
Что понравилось больше всего? В первую очередь, язык. Такой богатый словарный запас меня просто восхитил. Очень впечатлило, что стиль повествования постоянно меняется. Семейная сага, мистический триллер, хроника из жизни звезд, комедийные вставки - и все это на фоне размышлений о жизни, любви, боге, душе. Я выписывала цитаты, но самые понравившиеся кусочки оказались слишком длинными. Ловила себя на мысли: как красиво!
О героях.
Если задуматься, то и здесь Рушди применил "парный прием", о котором говорила Chagrin . Очевидно, что Мира противопоставляется Вине, но и Рай противоположен Ормусу. Ормус и Вина - боги, миф. Они прекрасны, недосягаемы и существуют лишь в нашем воображении. Рай и Мира - реальные люди. Именно поэтому к ним и привязываешься, начинаешь за них переживать. Какой смысл переживать за богов? А вот люди всегда ближе.
В общем, я не пожалела, что проголосовала за эту книгу. Магический реализм я очень люблю. Здесь мне очень понравилась мысль, что параллельные миры встречаются, но выжить может только один. И конечно размышления о мифах. Особенно про Орфея и Эвридику

3 ответа

Вот один из любимых

Во всех древних мифах так или иначе всегда наступает момент, когда боги уходят из жизни смертных мужчин и женщин, они умирают, чахнут или удаляются на отдых. Они покидают сцену и оставляют нас на ней одних, а мы, запинаясь, декламируем свои строчки. Это и есть, намекает нам миф, зрелая цивилизация, когда боги прекращают соревноваться с нами и толкать нас, совращать наших женщин и использовать наши армии, чтобы загасить кровью наши детей свои проклятые ссоры; это время, когда, все еще бросая на нас косые взгляды, все еще готовые к любовным подвигам, все еще лелея свои капризы, они уходят из мира реальности в вымышленную страну - Олимп, Валхаллу, - позволяя нам делать все что заблагорассудится, без их автократического вмешательства.

Мне здесь даже видится тема отцов и детей.
Претензий, как ни странно, никаких. Начала писать рецензию, мысли разбегаются, топятся и шумят. Верный признак шедевра.
Кстати, середину, которая всем так не понравилась, читала в состоянии легкой температуры. Так что бредовость Рушди была мне очень понятна. Но и первую книгу горячо любимого Генри Миллера прочитала с температурой - значит, так надо.

А вот этот вообще длинный:

Географические карты врут. Границы, разрываясь и петляя, змеятся по спорным территориям. Дорога, что была здесь вчера, исчезла. Пропало целое озеро. Горы взмывают ввысь и падают. У знакомых нам с детства книг оказывается другой конец. Черно-белые фильмы удивляют буйством красок. Искусство — это мистификация. Стиль — это содержание. Мертвые повергают нас в смятение. Да их вообще нет!

Вы спортивный болельщик, но правила игры каждый раз меняются. У вас есть работа! Нет, у вас ее нет! Эта женщина мыла унитаз Президента, но в мечтах своих она — знаменитый фантаст! Вы — бог секса! Вы сексуальный маньяк! За нее можно отдать жизнь! Она шлюха! Вы не больны раком! С первым апреля, у вас рак! Этот хороший человек из Нигерии — убийца! Этот убийца из Алжира — хороший человек! Этот психопат-убийца — американский патриот! Этот американский псих — патриотически настроенный убийца! Это Пол Пот загибается в джунглях Ангкора или всего лишь Ноль Нот?

Секс, высотные здания, шоколад, малоподвижный образ жизни, диктаторский режим, расизм — это плохо! Нет, au contraire! Безбрачие разрушает мозг, высотные здания приближают нас к Богу, исследования показали, что одна плитка шоколада в день значительно улучшает успеваемость детей в школе, физические упражнения убивают, тирания — это всего лишь часть нашей культуры, так что я буду премного благодарен, если вы с вашими культурно-империалистическими идеями постараетесь держаться от меня подальше, а что касается расизма, то давайте не будем читать проповеди, лучше уж называть вещи своими именами, чем прятать их под каким-то вонючим ковром. Этот экстремист — умеренный! Это универсальное право имеет свою культурную специфику! Эта женщина, подвергшаяся обрезанию, счастлива в своей культурной среде! А аборигены — это же варварство! Фотографии не врут! Это фотомонтаж! Свободу прессе! Запретить деятельность наглых журналистов! Роман умер! Честь мертва! Бог мертв! А-а-а-а-а, они все живы, и они доберутся до нас! Эта восходящая звезда! Нет, это падающая звезда! Мы ужинали в восемь! Нет в девять! Ты пришел вовремя! Нет, ты опоздал! Восток — это Запад! Верх — это низ! Да значит нет! Внутри значит снаружи! Ложь — это правда! Ненависть — это Любовь! Дважды два — пять! И всё к лучшему в этом лучшем из миров.

А более короткие цитаты можно у меня в профиле посмотреть)))

1 ответ

Неприлично, конечно, приходить с таким опозданием на заранее обсловленную, пусть и виртуальную, встречу, но в чтении и обсуждении такой непростой книги, как "Земля под ее ногами", я надеюсь, мне это простится) Хочется высказаться, раз такой объемный роман осилен)
Во многом согласна с читателями Chagrin , ablvictoriya . Также очень многое подмечено в отзыве о романе moorigan . Но все же конечная моя оценка книги отличается - я разочарована, оцениваю на 3+. Теперь немного поясню почему, отвечая на вопросы темы.
Что вы ожидали от этого произведения и оправдались ли ваши ожидания?
Ожидала более целомудренной любви, рассказанной через призму знаменитого мифа об Орфее и Эвридике. Ожидала больше музыки и параллелей между ней и жизнью героев. Понятно, конечно, что жанр рок-музыки как бы сам предполагает бунт против всех устоев, необузданность во всем, и неограниченную сексуальность. Сразу вспоминается фраза "Секс, наркотики и рок-н-ролл". Но как раз в романе хотелось увидеть больше глубины и духовности. воспарение души к высшим ценность, без привязки к бренному телу. Мне этого не хватало.
Понравилась ли книга, возникло ли желание продолжить знакомство с автором?
Роман скорее не понравился, но есть и положительные моменты. Крест на чтении С. Рушди я ставить не буду, все-таки это мое знакомство с творчеством автора, и оно в целом неплохое, несмотря на неоправдавшиеся ожидания. Возможно в будущем выберу из его библиографии какой-нибудь другой роман.
Понравился ли вам стиль автора?
Мне понравился язык повествования, поначалу я даже наслаждалась им, несмотря на концентрацию терминов и смыслов, читать было легко. До середины, а потом как раз и наступило разочарование. Слишком много повторов, автор часто говорил об одном и том же немного измененными выражениями, это надоедало. Вторую половину романа читала через силу, ускорил чтение синтезатор речи в МунРидере. Чтение стало забавным, а восхваления Вины перестали восприниматься слишком враждебно, потому что потеряли свою напыщенность благодаря своеобразному акценту синтезатора)
Какое отношение вызвали главные герои: Вина, Ормус, Рэй?
Из этой троицы мне более всех импонирует Ормус. Единственный человек, который на протяжении романа был собой, не притворялся и не играл придуманным образом на публику. Были в его жизнеописании неважные моменты, но он в следовании зову своего дара был искренен. То, что его пробудило от комплекса/сна/неуверенности, то его и сгубило - любовь к Вине.
К Вине у меня развилась стойкая неприязнь с самого начала. И в первую очередь благодаря тому восторженному стилю повествования от лица влюбленного в него Рая.
Рай тоже вызывал отвращение, но он и в правду более земной, и в нем можно увидеть себя (и в недостатках, и в достоинствах). В конечном итоге, его, также как и Ормуса, покалечила Вина. Которая в свою очередь тоже была искалечена своей семьей в детстве, отсутствием любви и восхищения. Вот и была она вынуждена все это вытягивать из окружающих во всю мощь своего таланта (и музыкального, и женского).
Какие идеи, моменты понравились больше всего?
Название заинтриговало и подтолкнуло размышлять на тему того, что же есть Земля под ее ногами. Возможно, это благословенная родина главных героев - Индия, которая напитала их своей самобытной энергией. И даже оторванные от нее, даже рожденные в другой стране, они впитывают ее животворящие или разрушительные потоки. И в более широком смысле - предки, описанию жизни которых автор уделил так много внимания. А может быть, это еще и религия, которая будучи отвергаемой все равно влияет на жизнь и мысли персонажей самым причудливым образом. А еще это может быть страсть, которая держит людей вместе, толкает на самые безрассудные, смелые поступки.
Еще понравились истории родителей Ормуса и Рая. Их судьбы затронули меня больше, чем жизни главных героев.
Ваше личное отношение к мистическому реализму.
Противоречивое. Хотя я всегда искренне верила что наша реальность имеет двойное дно, и стоит только приглядеться и можно увидеть магию в повседневных вещах, но как-то редко мне попадали в руки книги отвечающие моему мировосприятию. Раньше читала я книги и как-то не задумывалась в каком жанре они написаны. Впервые столкнувшись с книгой, которая была представлена мне как образчик литературы магического реализма ("Ночной цирк" Э.Моргенштерн), я была разочарована, более чем. Но потом были прочитаны несколько произведений латиноамериканских авторов, и все встало на свои места. По вкусу мне оказались больше они, а все остальное все время идет мимо кассы, так и в этот раз.

1 ответ

По мне, так его добровольный целибат вполне естественное решение для такого оригинального мужчины, как Ормус. Это дело принципов, взглядов на Любовь, отношения, семью. Мужчина также приходит к какому-то осознанию с кем он хотел бы быть, в т.ч. и в постели. Не часто, конечно, встречается такое, но все-таки есть. И несмотря на массовое раскрепощение вокруг (к слову которому он предавался в Индии, но, видимо, пресытился этим) он держал свое слово, как настоящий мужчина. К такому же это решение также было обусловлено попыткой образумить возлюбленную, которая придерживалась совершенно противоположных взглядов. Мне как раз проще понять Ормуса в этой сделке, чем Вину)
Думаю, эффект искренности Рая в том, что он является повествователем. Но это не то, что искренность, это откровенность. Здесь есть полутона. И в конечном счете, он откровенен перед самим собой, а не перед окружающими. Он многое скрывал от самых близких людей; его первая профессиональная победа одержана на самом деле другим человеком; его маниакальная тяга к бедствиям и катастрофам, отвратительная, но такая полезная для его профессии бесстрастность посреди человеческих страданий, очень отталкивает.
Конечно, это можно оправдать его положением, безответная любовь не делает человека искренним, а даже наоборот заставляет его замкнуться, заменить "люблю" на "дружу", чтобы хоть как-то быть с возлюбленным. Но Рай мне не нравится, правда.