23 февраля 2014 г., 23:22

1K

Детективная линия № 10 - "Занавес. Последнее дело Пуаро" Агаты Кристи

14 понравилось 102 комментария 1 добавить в избранное

Ну вот и наступил праздник настоящих мужчин! Эх (почти шепотом) надо было выбирать Флеминга))) Как вам последнее дело Пуаро? Что скажете, коллеги, друзья, гости темы?

В группу Литературный клуб... Все обсуждения группы
14 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии 102

Вот мой отзыв.

Грустно. Блестящий Пуаро угас.

26 ответов

Ну, я как самая нетерпеливая копирую свой отзыв из темы, где мы книгу выбирали. : )

Детектив Агаты Кристи, как всегда, прочитался быстро и легко, но мне немного грустно. Потому что в этот раз я, большая почитательница и автора и героя, немного разочарована. У меня рука не поднимается поставить последней книге моей любимой писательницы три звёздочки, но того, что книга оказалась слабовата, я не могу не признать. Кроме того, что мне не понравилось, как леди Агата обошлась с мсье Пуаро, происходящее вообще показалось мне несколько неправдоподобным, ситуации надуманными, герои прописанных неплохо, но, опять же, будучи хорошо знакома с творчеством АК, знаю, что она может и лучше. Вообще повествование какое-то неровное, некоторые сцены как будто обкорнали, не хватило плавности, мягкости переходов, и чуть больше подробностей, чуть больше глубины. Такое ощущение, что Гастингс спешит и излагает произошедшее довольно поверхностно, а иногда и скомкано. Не прониклась я в это раз, хотя загадку разгадать мне не удалось.

6 ответов

Знаете, друзья мои кристиносцы :) какая у меня во время чтения картинка возникла?.. В рецензии писать об этом не стала, а здесь поделюсь. Будто бабушка Агата открывает деревянный сундучок с куклами и грустно их перебирает. Куклы старые, краска с них кое-где пообтёрлась, одежонки повыгорели, кружевца пообтрепались, но узнать их вполне можно. Это вот — отставной полковник, это — решительная молодая девушка, это — мрачный дуболом-слуга, это — истеричная леди, претендующая на светскость... Всех их мы видели в других романах леди А., меняются только имена.
Я не говорю, что это плохо, меня, например, этот набор учащихся персонажей всегда умилял.

2 ответа

Моё чисто субъективное мнение - это "занавес" не Пуаро, а Гастингса. Апофеоз здравого смысла, который не сможет распутать ни одного дела, хоть немного выпадающего из привычного хода вещей, - вот что я увидел в последнем романе о бельгийском сыщике. Конечно, детективному повествованию необходим такой герой, с которым читатель мог бы себя отождествить, но здесь, на мой взгляд, леди Агата хватила лишку. Серые клеточки - это не самая сильная черта Гастингса, но покушение на убийство - это уже за рамками образа простодушного приятеля гениального сыщика.
Mon cher Гастингс, я разочарован.

А давайте немного отвлечёмся от "Занавеса".
Скажите, какие детективы Агаты Кристи о Пуаро вы считаете лучшими? Топ-3, пожалуйста.

Мой пьедестал почёта:
I место: "Лощина"
II место: "Убийства по алфавиту"
III место: "Убийство Роджера Экройда"

39 ответов

Вопрос к знатокам не только творчества, но и жизни Агаты Кристи (я вот её автобиографию не читала): она была верующим человеком? В её романах нет места мистике. Даже то, что кажется ирреальным, со временем получает самое что ни на есть материалистическое объяснение (например, "Вилла «Белая лошадь»", она же "Конь блед"). Почему? Это обусловлено жанром детектива или мировоззрением автора?

20 ответов

Пуаро я нежно люблю, гораздо больше, чем мисс Марпл, поэтому больше всего мне было жаль, что это конец ((((((( Несоответствий и натяжек в этом романе, возможно, больше, чем во всех остальных. Начиная с преступлений, которые совершал неуловимый преступник (все как на подбор бездоказательные, только гениальный Пуаро догадался). Заканчивая тем, как аккуратно все необходимые персонажи собрались в нужное время в нужном месте. Но для меня все это не принципиально, хорошему детективу могу простить некую условность в "постановке задачи", чтобы потом с интересом следить за решением головоломки. Но здесь с этим как раз и не сложилось. Ни гениальных озарений, ни замысловатых размышлений.
Больше поразило другое. Агата Кристи умертвила Пуаро окончательно, не дав никаких надежд на продолжение (а ведь многие авторы грешили воскрешением любимых героев с разной степенью достоверности). Причем сделала это довольно неожиданным способом. Герой не погиб от руки преступника, не умер своей смертью от старости. Нет, под занавес
Пуаро, ярый поборник закона Пуаро, сам совершил очень тяжкое преступление.

Как-то слишком грустно, не верю я в эту историю. Я понимаю, что Пуаро надоел Агате Кристи, но ведь можно было пооптимистичней закончить серию.

Ну, тут "всё сложно". На самом деле книга призвана послужить единственной цели - доказать, что каждый при определённых обстоятельствах может стать убийцей (чёрт, я не могу писать отзыв, отвлекаясь на то спойлер это или нет. Будем считать, что тут обсуждают роман ЧИТАВШИЕ).

У леди Агаты выше крыши плохих детективов, где концы с концами не сходятся (вроде "Третьей девушки"). "Занавес" я к ним не отнесу. Для меня концовка не только не стала потрясением, но даже наоборот вызвала нужное ощущение "всё сошлось". Потому что с самого начала я в принципе не понимала, что же именно происходит. Во всех перечисленных в начале Пуаро убийствах для меня был очевиден убийца, то есть именно тот, кого повесили за преступление. Любови, детскую истеричность и прочее я пропускала мимо сознания, Агата была уверена, что она умеет "в психологию", но её персонажи всю жизнь были картонными (уж извините за прямоту), её книги ценятся не за это.

А главным посылом (кстати, роман был написан вроде в пятидесятых, а вовсе не в тридцатых) становится та мысль, которая не давала леди Агате покоя много лет. Прямо со времён её возвращения...
Я больше люблю её ранние работы, которые она писала пока была счастливой женой полковника Кристи. Да, критики самодовольно плюют на них сверху и присыпают песочком забвения, а мне именно те романы кажутся искренними, напоёнными радостью, жизнью. Последующие интересные, но детективная загадка в них всегда механично и "гореть" они начинают только если Агата приходит в них сама, со своими страхами и потайными мыслями. Вот и "Занавес"... Хотя обо всём по порядку.
У Арчибальда Кристи образовывается новая пассия. Агата просит подождать ещё год, Кристи приводит любовницу домой, познакомиться с женой (раз пять потом Агата обыграет в романах и рассказах знакомство любовницы с женой). Обещанный год брака близится к завершению, отношения с мужем не налаживаются и... и Агата исчезает. Остаётся её автомобиль, а женщина исчезла.
В газетах начинается шумиха, кто-то обвиняет её мужа в убийстве... Через неделю Агату находят. Она живёт в пансионате под чужим именем. Никаких признаков беспокойства или симптомов психического заболевания во время проживания она не проявляла. После разговора с нашедшим (вроде бы это и в самом деле, как в пьесе касательно этого случая, это был журналист), она все говорит, что у неё просто случился приступ амнезии. Случился. И прошёл.
Но интересный факт - недалеко от пансионата, где жила Агата, в другом схожем пансионате жила любовница её мужа.

До исчезновения Агата была лёгкой, смешливой. Убийства для неё были некой игрой. В книгах никогда не было много морализаторства на тему преступлений. Но после - всё меняется. В уста персонажей вложено постоянное обвинение убийства, как действа. Вроде бы нигде убийца не ушёл от возмездия, правильно? Причём во многих книгах утверждается максима: "Любой человек испытывает когда-нибудь желание убить, но хороший опомнивается и перебарывает это желание". Забавно, верно?

Но есть книги и иного образца. Где убийство полностью оправдано. Это, прежде всего, "Восточный экспресс". И вот - "Занавес". "Хорошим человеком" в "Занавесе" служит Гастингс, который хочет убить от излишней глупости и горячности. Он - типичный пример того, как поступать нельзя. И есть второй человек, уже не хороший, а правильный - это Пуаро. Ни в коем разе его не "замазали". Наоборот, он фактически жертвует собой, чтобы остановить волну убийств. Завершение пути путём убийства, вернее, даже двух, так как он убивает и себя (последнего убийцу). И на самом деле это красивая и полновесная точка в цикле. Да и, можно сказать, подведение итогов жизни не только персонажа, но и писательницы.

Да, "Занавес" не детектив. Это психологический роман. Только надо знать, как его читать ;)