7 февраля 2022 г., 19:21

6K

Культура светских сплетен в доинтернетные времена

77 понравилось 0 пока нет комментариев 14 добавить в избранное

Джулия Келли исследует утерянную традицию

Еще задолго до появления нынешних популярных изданий с неизменными герцогами Сассекскими и видео в TikTok, где разбирается в деталях очередной скандал со звездами, уже существовали еженедельные журналы светской хроники. Люди обращались к ним за новостями о королевских особах, киноактерах и прочих знаменитостях.

Эти журналы, рассчитанные преимущественно на женскую аудиторию, служили чем-то вроде справочника «Кто есть кто» и одновременно продвигали новейшие веяния в моде, путешествиях и культуре. Для моего исторического романа «Последний танец для дебютантки» (The Last Dance of the Debutante) они оказались бесценным источником информации об обычаях высшего общества 50-х гг. прошлого века. Поколения британок из аристократических кругов и тех женщин, которые стремились к этим кругам хотя бы прикоснуться, каждую неделю с нетерпением ожидали выхода очередного номера The Tatler и The Sketch.

Иллюстрированные предшественники

История светских журналов восходит к 18 веку. Первыми материалами для женщин в прессе того периода стали The Lady’s Magazine и сходные с ним, печатавшие заметки о моде, вышивке, музыке, а также рассказы. Позже, в 19 веке, начали пользоваться спросом журналы со множеством картинок, самым признанным из которых считался The Illustrated London News. В таких журналах можно было найти всё от описания текущих событий до беллетристики.

Именно из-за огромного спроса на подобные иллюстрированные издания компанией the Illustrated London News Company и был создан в 1893 году The Sketch. В нем отслеживались как поездки британской королевской семьи и аристократов, так и новинки в мире театра и искусства, а позднее и кино. The Sketch выходил раз в неделю и часто выкладывал на своих страницах фотографии светских львиц на всевозможных пышных приемах. Еще журнал знаменит тем, что для него в 20-х гг. прошлого столетия Агата Кристи написала 49 рассказов, среди которых были и детективы про Эркюля Пуаро.

В 1901 году начал выпускаться конкурент The Sketch — The Tatler, задуманный как «иллюстрированный журнал об обществе и драме». В нем также демонстрировались фотографии светских мероприятий вроде благотворительных балов и достопримечательностей Лондонского сезона —  скачек в Аскоте или регаты Хенли. В 1940 году журнал получил название The Tatler and Bystander, став весомым ресурсом сведений обо всем, что касалось высшего общества.

Дебютантки и дивы

Чуть ли не каждая великосветская родительница зачитывалась и The Sketch, и The Tatler в Сезон, традиционный весенне-летний период общественной активности британской элиты. Она не только хотела узнать о запланированных встречах, сопровождающих скачки месяца, или кого видели на таком-то рауте. Она еще и выбирала подходящую площадку, чтобы ввести в общество дочерей-дебютанток. В обоих журналах печатались студийные портреты девушек с указанием имени и родственных связей, пара строк отводилась образованию или достижениям, а также отмечалось, на какой коктейльной вечеринке или балу состоится их первый выход.

В 50-х и 60-х гг. прошлого века Бетти Кенуорд, писавшая под именем Дженнифер обзоры светской хроники для The Tatler, обладала невероятной властью в качестве законодательницы мнений. Она участвовала почти во всех мероприятиях и по общему мнению являла собой идеал дамы с изысканными манерами и элегантными нарядами. Кенуорд фактически курировала календарь вечеринок и балов, устраивавшихся семьями для дебютанток. Матери обязательно справлялись у нее при выборе подходящей даты в Сезоне для первого выхода дочерей: важно было избежать дня, на который приходилось бы слишком много празднеств, привлекающих повышенное внимание.

Фиона МакКарти, биограф, чей дебют в свете состоялся в 1958 году, пишет в своей книге «Последний реверанс. Конец эпохи дебютанток» (The Last Curtsey: The End of the Debutantes): «Думаю, мама в тайне чуть ли не благоговела перед Дженнифер... Они с Пити вернулись из офиса the Tatler после дневной встречи, и на лицах их читалось явное облегчение: для танцев в отеле "Дорчестер" нам выделили 10 июня».

Сообщение о том, что с 1959 года дебютантки больше не будут официально представляться королеве Елизавете II, стало эпохальным событием для элиты. Его напечатали и в The Tatler, и в The Sketch. Также в обоих журналах появились репортажи о последних дебютных выходах при дворе, но они уже не занимали весь номер. В выпуске The Tatler от 26 марта 1958 года статья «Последние представления» о семи дебютантках соседствовала с новостью о рождении сына у княгини Монако Грейс и материалом от редактора отдела моды «Новый виток в устоях шитья одежды».

Конец эры светских журналов?

Упразднение придворного дебюта молодых светских дам оказалось знаком грядущих перемен, хотя поначалу мало кто это почувствовал.

В конце 1958 года Дженнифер писала в The Tatler: «Словами не передать, как мне противно видеть такие заявления, как "дебютантки умерли"... Все это чушь. В 1959 году, как и в любые предыдущие годы, будут по прежнему вводится в свет юные леди».

Вполне возможно, что так оно и было, однако внимание общества да и всего мира стали приковывать уже другие вещи. Интерес СМИ, а за ними и простой публики все больше и больше смещался со светских львов и львиц на звезд экрана и других видных персонажей. С отказом от представлений дебютанток при дворе пропали как внутренняя структура, так и мотив для Лондонского сезона, к тому же сами девушки уже не собирались впервые выходить в свет обязательно на балу или коктейльной вечеринке. Британское общество после двух мировых войн становилось все более открытым, да и элиты менялись.

К середине 70-х гг. множество частных мероприятий-важных составляющих Сезона, таких как балы и благотворительные акции, ушли в небытие, а с ними исчезло и большинство светских журналов. The Sketch перестал издаваться в 1959 году. The Tatler со своим рекламным слоганом «мы изначальные соцмедиа» все еще печатается, но люди, чтобы получить ежедневную дозу светских сплетен, теперь идут на такие сайты, как TMZ, или в блоги, посвященные селебрити. Интернет, способный молниеносно распространять информацию, стал отныне сосредоточением всех пересудов.

Единственным местом, где еще можно найти отголоски атмосферы старых светских журналов, - это освещение событий в королевских домах. Интернет, соцсети, может, и преобразили способы получения новостей о каких угодно королях и принцах, но репортажи о платьях герцогини Кембриджской, благотворительности или скандалах голландского августейшего семейства и так далее носят тот же самый характер дотошного обзора, рассчитанного на мечтающих о престиже и статусе, как и был когда-то у журналов о жизни высших эшелонов общества.

Джулия Келли (Julia Kelly)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
77 понравилось 14 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!