8 августа 2020 г., 21:27

1K

Женщины-социопаты в литературе

52 понравилось 4 комментария 3 добавить в избранное

От Еврипида до «Исчезнувшей»: вымышленные социопаты всегда показывали пример феминистской ярости

Автор: Никола Мей Голдберг (Nicola Maye Goldberg)

«Америка любит успешных социопатов», – писал Гари Индиана в «Лихорадке трёх месяцев».

А почему бы и нет? Из них получаются отличные главные герои. Клиническое определение социопатии является сложной и спорной темой, но его обыденная трактовка достаточно проста: человеческое чудовище, не испытывающее чувство вины или эмпатии. Вымышленные социопаты позволяют нам рассмотреть свои темные стороны в увеличенном формате. Они делают возмутительный выбор, который, в свою очередь, приводит к невероятным поворотам сюжета.

Согласно доктору Роберту С. Хэру, который разработал тест на психопатию, соотношение психопатов мужского и женского пола составляет семь к одному. Возможно, это причина, по которой женщины-социопаты редко появляются в литературе. Когда же это случается, они обновляют истории. Иногда радикальным образом, потому что столь сильно отличаются от героинь, о которых мы привыкли читать. Не испытывая ни чувства вины, ни жалости, она может без лишних сомнений достичь того, чего хочет, действовать в соответствии с личными интересами. Время от времени в своей беспощадности она может предстать сияющей фантазией феминистской ярости, без каких-либо ограничений. Возможно, она не та, кого бы хотелось видеть своим лучшим другом. Возможно, она даже не та, кого вы хотели бы видеть в одной комнате с собой. Но она динамичный и увлекательный персонаж, которого вы вряд ли забудете.

«Медея» Еврипид

картинка PiedBerry



Греческая мифология полна минотавров и морских монстров, но ни один из них не так страшен, как Медея, злодейка, не поддающаяся времени. Ее даже упоминают в первом сезоне «Настоящего детектива». Эта тревожная история была рассказана Гесиодом еще в 700 г. до н.э., но осталась в веках благодаря одноименной трагедии Еврипида.

Во время путешествия Ясону, человеку, желающему доказать свои права на престол, необходимо добыть золотое руно, которое обещает ему король Колхиды в обмен на выполнение нескольких, казалось бы, невозможных заданий. Медея, дочь короля, влюбляется в Ясона и решает помочь ему. В разных версиях истории помощь Медеи варьируется от волшебных зелий до обмана, убийства ее брата и разбрасывания частей его тела, чтобы отвлечь отца от погони. Что бы она ни делала, это срабатывает, Медея и Ясон женятся, бегут в Коринф, где у них рождается четырнадцать детей.

Однако Ясон предает Медею, та в ярости убивает как свою соперницу, так и собственных детей. Далеко не сказочный финал.

«Кровавая графиня» Алехандра Писарник

картинка PiedBerry



«Кровавая графиня» – это поэтическая интерпретация Алехандры Писарник жизни и преступлений Эржбеты Батори, пожалуй, самой известной из женщин – серийных убийц. Если современная популярная культура виновна в романтизации серийных убийц, то у Писарник с этим нет ничего общего, она описывает Батори как «молчаливую женщину невероятной бледности, с безумными глазами и роскошными волосами цвета воронового крыла».

Играет ли роль тот факт, что преступления Батори, совершенные четыреста лет назад, не столь неприятны? Если надеетесь на это, то можете пропустить эту историю. Если же желудок у вас крепкий, то это удивительная проза, полная таких фраз, как «восхитительно грустная музыка» и «удушающий аромат волшебных трав». Контраст между красотой языка и уродливостью преступлений Батори – вот что делает этот короткую историю такой пугающей и незабываемой.

«Прерванная жизнь» Сюзанна Кейсен

картинка PiedBerry



Вы, наверное, знакомы с киноверсией мемуаров Кейсен, которая, откровенно говоря, представляет собой дурацкую экранизацию превосходных мемуаров. Личное путешествие Кейсен является острым и вдохновляющим, и ее наблюдения о психиатрии остаются жизненно важными и ценными. Получив официальное заключение в знаменитой больнице Маклина в Массачусетсе, Кейсен оказывала поддержку другому диагностированному социопату – Лизе.

Лиза гордилась своим диагнозом. «Мы – очень редкие, и, в основном, мы – мужчины», – хвасталась она (статистика с ней согласна). Она доказывает свою суть тем, что никогда не спит, оставляет на себе следы от сигарет, демонстрирует следы уколов и постоянно убегает из больницы. Кейсен признается, что была полностью очарована ею: «Она была забавной. Я не могу думать о ней без улыбки, даже сейчас». Благодаря телевидению, мы все знаем, что социопаты часто очаровательны, но Кейсен изображает Лизу как нечто иное: маяк уверенности в мире, в котором уверенность в себе почти невозможна.

«Исчезнувшая» Гиллиан Флинн

картинка PiedBerry



В экранизации Дэвида Финчера знаменитая речь Эми Данн о «классной девчонке» не была использована, что, думается, было ошибкой. Одна из многих пропущенных строк гласит: «Он говорит такие вещи, как: "Я люблю сильных женщин". Если он скажет это вам, он в какой-то момент трахнет кого-то другого. Потому что "я люблю сильных женщин" – это кодовое "я ненавижу сильных женщин"».

Основная мотивация Эми в обеих интерпретациях – ярость. В фильме это чувство несколько смягчили, чтобы сделать ее более типичной, угнетенной женщиной, которую мы встречали так много раз. В книге, однако, ее гнев не только личный, но и культурный.

Я не говорю, что Эми феминистка (на самом деле, я думаю, что использование Флинн мотива ложного изнасилования дважды в качестве сюжетной линии глубоко мизогинично). И все же – разве у Эми нет причин для поступков? Ее действия недобросовестны, но ее гнев узнаваем, поэтому так волнительно видеть

спойлер
ее победу, не только над мужем, но и над миром.
свернуть

«Исповедь социопата» М. Е. Томас

картинка PiedBerry



Искренность Томас сразу привлекает, даже опьяняет. Она социопат, говорит она нам, но вы никогда не узнаете об этом глядя на нее. Она успешный адвокат и относится к истинным мормонам. Она компетентная, если не блестящая писательница.

Единственная её проблема – скука. Ее тезис: при правильных инструментах социопат может жить нормальной и продуктивной жизнью, что более или менее подтверждается книгой. Но что в этом весёлого?

Если бы я была кем-то в жизни Томас, я была бы очень рада ее способности контролировать свои худшие инстинкты. Как читатель, я разочарована.

«Моя сестрица – серийная убийца» Ойинкан Брейтуэйт

картинка PiedBerry



Сестры Кореде и Айюла имеют необычную связь. Айюла убивает своих парней, а Кореде помогает ей избавиться от тел. Хотя Кореде сильно ревнует к красоте Айюлы и тому, как окружающие увлекаются ей, тем не менее женщина полностью предана своей сестре. Однако ее верности приходится пройти проверку, когда Айюла попадает в поле зрения Тэйда, коллеги, к которому Кореде испытывает тайную привязанность. Айюла имеет все классические черты психопата. Она импульсивная, соблазнительная, обаятельная и не чувствует вины за свои действия. Но это Кореде, рассказчица истории, та, за которой страшно наблюдать. В разгар хаоса, созданного сестрой, героиня остается пугающе хладнокровной, всегда на два шага впереди любого, кто начинает их подозревать. Хотя она обижена на импульсивность и забывчивость Айюлы, Кореде наслаждается своей собственной компетентностью, доводя роль «старшей сестры-защитницы» до опасной крайности. Вместе они составляют действительно жуткий тандем.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
52 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии 4

А Мизери где????

сделать ее более типичной, угнетенной женщиной, которую мы встречали так много раз.


Проблемы первого мира. Меня б кто так поугнетал. Чтоб жить в своём огромном доме, чтоб ездить на двух машинах, чтоб каждый мимопроходящий мужик хотел, чтоб не беспокоиться, на что кормить и учить детей... Бедная-бедная Эми, как же ей там живётся :(
Не читала книгу, но фильм для меня стал историей о том, как неадекватная женщина с жиру бесится. Не знаю, почему её считают сильной-независимой и называют её самолюбование бунтом против общества

Nathaira, Думаю, это вопрос количества проблем. Мы все хотим, чтобы нам, а лучше детям и внукам было лучше. Мы стремимся дать им это благополучие, но не факт, что они будут счастливы. А это тоже важно.

Nathaira, Тоже смотрела только фильм, не приняла действия героини как бунт. Да, можно было бы, ее понять, но ее ситуация не заложена в моей российской реальности. Угнетенная женщина - это совсем другое, более жуткое и жестокое.